Юр. адрес: 614016, г. Пермь, ул. Глеба Успенского, 13-17. Консультации ведутся по адресу: г. Пермь, ул. Екатерининская, 120а, запись по телефону: (342) 233-40-63. e-mail: palata@pgpalata.org
Глава 2. Гражданский контроль интернатных учреждений
О.Н. Кочева
Приложение 6
Стандарт посещения интернатного учреждения в рамках эксперимента по организации общественного контроля
Время посещения - 1 рабочий день.
Группа посещения - минимум 2 человека (1 общественный инспектор, 1 ассистент инспектора).
В задачи общественного инспектора и ассистента в рамках посещения учреждения входит:
Исследование условий проживания.
Выявление фактов нарушения прав человека.
Выяснение основных потребностей и проблем учреждения.
Проверка соблюдения стандартов социального обслуживания.
Проверка жалоб проживающих.
Информирование проживающих об их правах и возможностях защиты.
Обязательные мероприятия в рамках посещения:
Беседа с руководством (персоналом) учреждения. Выяснение проблем и потребностей учреждения. Анкетирование руководителя учреждения.
Общий сбор проживающих/воспитанников учреждения, информирование их о целях общественного контроля, о возможностях проживающих передать жалобы, предложения. Ответы на вопросы проживающих. Анкетирование проживающих (не менее 5% от списочного состава).
Установка в помещении учреждения "ящика для предложений". Сбор жалоб и предложений проживающих учреждения в письменном виде.
Индивидуальные беседы с проживающими (по 2-3 человека в отделениях каждого типа (отделение милосердия, отделение "для пьющих", отделение "для привелигерованных", геронто-психиатрическое отделение и т.п.), выяснение условий проживания и основных проблем.
Анкетирование основного персонала, осуществляющего уход за проживающими (не менее 10 человек).
Посещение жилых и бытовых помещений учреждений (жилых комнат, санузлов, душевых, столовых во время приема пищи, библиотеки, комнат отдыха, актовых залов, процедурных кабинетов, дворовых территорий, подсобных хозяйств и др.). Посещение всех типов отделений для различных категорий проживающих, определение степени различий в условиях проживания в рамках одного учреждения и выяснение причин этих различий. Заполнение листа посещения.
Фотосъемка.
Подготовка отчета в соответствии с разработанной формой, формулирование "проблемных" вопросов для данного типа учреждений.
Копии документов, запрашиваемых у администрации учреждения
Правила внутреннего распорядка учреждения (устав, положение).
Образец договора с проживающими.
Расчет оплаты стационарного обслуживания на одного человека в месяц.
Стоимость одного обеда, меню.
Штатное расписание.
Содержательные отчеты о деятельности учреждения.
Желательные мероприятия в рамках посещения
Юридические консультации для проживающих и сотрудников учреждения (1-2 часа).
Лекции для проживающих на актуальные темы.
Лекции для персонала на актуальные темы.
Выяснение потребностей учреждения в благотворительной помощи.
Распространение методических материалов.
Общие правила посещения
Общественные инспекторы и ассистенты носят бэйджи.
Индивидуальное собеседование проводится только с согласия предполагаемого собеседника. В беседе с проживающими и персоналом общественный инспектор представляется каждому собеседнику и вручает ему личную визитную карточку, записывает Ф.И.О. собеседника, должность (сотрудника) и фиксирует основное содержание разговора письменно или записывает на диктофон (с разрешения собеседника).
При входе в жилые помещения обязательно спрашивается разрешение у проживающих.
При портретной фотосъемке обязательно спрашивается разрешение у тех, кого фотографируют.
Все жалобы проживающих проверяются непосредственно во время посещения, при необходимости у администрации и персонала запрашиваются документы и объяснения.
По окончанию посещения обязательно официально попрощаться с руководством учреждения, вкратце рассказав о впечатлениях от посещения.
Общий стиль поведения во время посещения: максимальная корректность и доброжелательность в отношении как персонала, так и проживающих.
Отчетность
На основе собранной информации и данных анкет в течение недели после посещения учреждения общественными инспекторами и ассистентом составляется заключение и перечень мер реагирования. Заключение и перечень выносится на обсуждение методического совета, состоящего из всех общественных инспекторов. После обсуждения на методическом совете, заключение за подписью общественного инспектора рассылается в соответствии с пунктом 3.7 Временного положения об общественном контроле. По результатам посещения общественный инспектор принимает меры в соответствии с Временным положением и перечнем мер реагирования. Техническую помощь в осуществлении мер реагирования оказывает Пермская гражданская палата.