09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Глава 1. Гражданский контроль закрытых учреждений
С.В. Исаев, В.А. Краснобаев, Е.Ю. Першакова
Процедура общественного контроля закрытых учреждений
Пермский региональный правозащитный центр при осуществлении общественного контроля в закрытых учреждениях Пермской области руководствуется некоторыми организационными правилами.
Во-первых, предварительно о намерении посещения уведомляется соответствующий вышестоящий орган закрытого учреждения Пермской области, которое планируется посетить. Соответственно данный орган оставляет за собой право решения о предоставлении возможности посещения закрытого учреждения. Необходимо отметить, что ГУВД Пермской области в силу ранее достигнутых договоренностей о регулярных посещениях специальных учреждений (изоляторов временного содержания, медицинских вытрезвителей, специального приемника для административно задержанных), не дает специального письменного разрешения. Для посещения конкретного учреждения достаточно бывает получения устного согласия по телефону. Сложнее с закрытыми учреждениями, находящимися в подчинении ГУИН Пермской области. Самому посещению этих учреждений предшествует процедура согласования каждого посещения, которая занимает некоторое время, порой достаточно продолжительное. Поэтому наши визиты в исправительные учреждения, в большей степени являются спонтанными для нас, нежели для учреждения, которое мы собираемся посетить. Согласие ГУИН Пермской области подтверждается письменным документом, без которого в большинстве случаев посещение было бы невозможным.
Во-вторых, в случаях выявления нарушений прав и свобод человека конкретных лиц, находящихся в закрытом учреждении, проводится более тщательное исследование ситуации, путем выяснения позиций сторон, чьи интересы могут быть затронуты. Здесь речь идет о сборе информации у гражданина, чьи права и свободы предположительно нарушены и у представителей закрытого учреждения. В зависимости от того, насколько своевременны, обоснованны и точны ответы на интересующие нас вопросы, делаются соответствующие выводы и предпринимаются дальнейшие действия. Это могут быть обращения в вышестоящий орган, прокуратуру, суд, при необходимости к людям, которые благотворно могут повлиять на разрешение возникшей проблемы, СМИ.
В-третьих, при проведении общественного контроля в закрытых учреждениях особое внимание уделяется наблюдению за условиями содержания лиц, находящихся в учреждении, и за тем, каким образом строятся отношения между администрацией и лицами, находящимися в учреждении. Общественный контролер в своей работе прибегает к нескольким источникам информации: переписка, визуальное наблюдение при непосредственном посещении закрытого учреждения, беседы с представителями администрации, беседы с лицами, находящимися в учреждении, официальными ответами из соответствующих компетентных органов и т.п.
В-четвертых, необходимо отметить, что в результате проводимых в рамках общественного контроля мероприятий общественному контролеру необходимо получить представление о ситуации с соблюдением прав и свобод человека в закрытом учреждении в целом. Впоследствии это поможет ему дать объективную оценку в итоговом письменном документе - отчете. Следует подчеркнуть, что отчет не является самоцелью. Общественный контролер всегда должен помнить, что его задача не в том, чтобы уличить администрацию закрытого учреждения и представить полученное на "суд" общественного мнения, а в том, чтобы помочь в разрешении имеющихся проблем и конфликтных ситуаций. Поэтому отчет, на наш взгляд, в первую очередь должен быть представлен вниманию администрации посещаемого закрытого учреждения с тем, чтобы она имела возможность для принятия всех зависящих от нее мер по изменению положения к лучшему. Отчет должен включать в себя: описание общего состояния прав человека в закрытом учреждении, конкретных случаев нарушений прав и свобод человека и гражданина, указание на имеющиеся недостатки, анализ и оценку ситуации в закрытом учреждении, и свои предложения и рекомендации по ее изменению.