В этом разделе речь пойдет о том, как правильно обращаться в органы власти и организации, а также получить интересующую Вас информацию. Мы хотим предложить Вам некоторые рекомендации, которые, на наш взгляд, могут помочь Вам сэкономить время, деньги и собственные силы. Итак:
-
Прежде чем Вы обратитесь в орган власти или организацию, определите, что Вы хотите от него добиться или какую информацию получить. Выясните, относится ли Ваш вопрос к компетенции соответствующего органа власти или организации. В противном случае спустя месяц Вы рискуете получить ответ о том, что обратились не по адресу. Чтобы узнать, имеет ли соответствующий орган власти или организация сведения и/или документы, содержащие нужную Вам информацию или источник, из которых эта информация может быть взята, Вы можете уточнить в приемной (канцелярии) соответствующего органа власти или организации.
-
Общение с органами власти или организацией может быть устным и письменным. Однако обращаться лучше письменно. Устный ответ любого должностного лица, как правило, никого ни к чему не обязывает. На Ваше письменное же обращение (запрос) соответствующее должностное лицо должно будет дать ответ в письменном виде. Чтобы обратиться в соответствующий орган власти или организацию письменно, Вам надо узнать их точный адрес, должность, фамилию, имя и отчество руководителя, телефоны приемной (канцелярии), место и часы приема корреспонденции.
-
Начинайте свое обращение (запрос) к органу власти с указания наименования и адреса органа власти или организации, в которые Вы обращаетесь (желательно, но необязательно указывать должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, которому адресовано обращение). Затем, не забудьте указать свою фамилию, имя и отчество, а также адрес с индексом, по которому следует отправить Вам ответ, и свой телефон. В противном случае ответа Вы не получите.
-
Желательно, чтобы Ваше обращение (запрос) не превышало размера одной страницы. Неразумно, добиваясь чего-либо от представителя власти, взывать к его человеколюбию, состраданию, соблюдению Конституции и к прочим гипер-ценностям (хотя бывают редкие случаи, когда это имеет смысл). Поэтому старайтесь излагать свои мысли предельно четко, не поддавайтесь эмоциям, избегайте оценочных и оскорбительных суждений. Главное, что соответствующее должностное лицо должно понять из Вашего обращения (запроса), что у него просят, почему обращаются именно в этот орган власти или организацию. Лучше всего, если Ваше обращение будет напечатано. Если нет возможности напечатать текст, то написано оно должно быть разборчивым почерком. Составляйте обращение (запрос) в двух экземплярах.
-
Заканчивайте свое обращение (запрос) к органу власти о получении информации указанием числа, месяца и года обращения. Не забудьте оставить на нем свою подпись.
-
Попытайтесь отдать свое обращение (запрос) через приемную (канцелярию) соответствующего органа власти или организации. Всегда сохраняйте у себя копию своего обращения (запроса). При этом проконтролируйте, чтобы при приеме обращения (запроса) на документе, который Вы оставите у себя, поставили дату приема обращения, входящий номер, подпись лица, принявшего обращение. Вы имеете право настаивать на том, чтобы документ, который Вы оставите у себя, был с соответствующими отметками.
-
Если в органе власти или организации отказываются принять Ваше обращение (запрос), Вы имеет право настаивать на том, чтобы тот, кто отказывает в принятии обращения (запроса) указал причины отказа на нем, свою должность, фамилию, имя и отчество. Независимо от результатов выяснения причин отказа в принятии Вашего обращения отправляйте письмо по почте заказным письмом с уведомлением, чтобы впоследствии подтвердить факт его направления. Не забудьте и в этом случае оставить себе копию своего обращения (запроса). Кроме того, свое обращение (запрос) дополните тем, что при личном обращении в приемную (канцелярию) Вам отказали в его принятии. Если возможно, укажите, когда это произошло и кто не принял обращение (запрос).
-
Если в органе власти или организации приняли Ваше обращение (запрос), то выясните, куда, какому сотруднику оно будет направлено для рассмотрения и исполнения, как к нему попасть на прием или позвонить. Нелишним будет также узнать фамилию, имя, отчество и телефон вышестоящего должностного лица органа власти или организации. Через несколько дней позвоните по указанному Вам номеру телефона и узнайте, в течение какого времени можно ожидать ответ от органа власти или организации. Все это важно для личного контроля за исполнением Вашего обращения (запроса). В случае возникновения каких-либо проблем с получением ответа на обращение (запрос) Вам следует обратиться к вышестоящим должностным лицам органа власти или организации.
-
Для рассмотрения Вашего обращения (запроса) и направления на него ответа существуют определенные сроки. Общий срок для рассмотрения и направления ответа органом власти или организацией на любое обращение (запрос) 30 дней, а по вопросам, не требующим дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.
-
Если запрашиваемая в Вашем обращении (запросе) информация не может быть предоставлена, то орган власти или организация должны Вас известить об этом с указанием причин невозможности предоставления информации. Вы имеете право настаивать в получении письменного извещения об этом.
-
Если Вы считаете, что в предоставлении информации орган власти или организация Вам отказали в результате недобросовестного отношения к исполнению обязанностей, превышения служебных полномочий, неуважения к нормам законодательства, Вы имеете право обратиться с жалобой на такой отказ. Жалобу Вы можете подать в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и лица, действия которых обжалуются. Если Вы не знаете или не можете установить конкретных должностных лиц, которые отказали в предоставлении информации, то жалобу следует подать на имя руководителя органа власти или организации, в непосредственном ведении которого находится сфера деятельности по обжалуемому вопросу. Для подачи жалобы воспользуйтесь этими же рекомендациями.
Е.Ю. Першакова