09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Проект Пермской гражданской палаты
"Пермская Ассамблея - Гражданские дискуссии"
При поддержке института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
Дискуссия по проекту ФЗ об ужесточении уголовной ответственности за применение пыток
г. Пермь, 26 июня 2003 г.
International Rehabilitation Council
for Torture Victims, IRCT,
e-mail: irct@irct.org
url: http://www.irct.org
Международные инструменты и механизмы борьбы против пыток
Конвенция ООН против пыток
Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Конвенция) была принята в 1984 г. и вступила в силу в 1987 г. Это единственный международный документ, налагающий на его участников юридические обязательства по искоренению пыток.
Основная идея Конвенции заключается в том, что преступники не должны пользоваться безнаказанностью - их следует заключать под стражу и судить за совершенные злодеяния. Обязательство государств-участников Конвенции привлекать к уголовной ответственности и наказывать лиц, виновных в применении пыток, тесно связано с обязательством обеспечивать жертвам пыток право на адекватное и полное возмещение ущерба.
Согласно положениям Конвенции, государства-участники должны обеспечивать, чтобы акты пыток, попытки применения пыток и соучастие в пытках рассматривались как уголовные преступления, и устанавливать соответствующие наказания за такие преступления с учетом их тяжкого характера. Государства-участники должны осуществлять свою юрисдикцию с целью наказания за применение пыток на их территории, за применение пыток со стороны их граждан или же против их граждан. Они также обязаны заключать под стражу любое лицо, подозреваемое в применении пыток, если оно находится на его территории, после чего предпринять в отношении этого лица уголовно-процессуальные действия или же действия по выдаче его другому государству.
Пытки - преступление, подлежащее универсальной уголовной юрисдикции. Государства-участники Конвенции обязаны - независимо от того, где совершено такое преступление, кто преступник по национальности и какой национальности его жертва, - либо сами привлекать предполагаемых преступников к уголовной ответственности, либо выдавать их для судебного преследования другим государствам.
Помимо расследования актов пыток и наказания виновных, государства-участники должны принимать эффективные меры по предотвращению пыток и обеспечивать жертвам пыток право искать справедливость и получать компенсацию. В Статье 14 Конвенции указывается, что:
"Каждое государство-участник обеспечивает в своей правовой системе, чтобы жертва пыток получала возмещение и имела подкрепляемое правовой санкцией право на справедливую и адекватную компенсацию, включая средства для возможно более полной реабилитации".
Статья 1 Конвенции определяет пытку как любое действие, совершаемое государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия,
"...которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера..."
Запрет на применение пыток, налагаемый международным законодательством, является безусловным; это означает, что никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние войны, чрезвычайное положение, угроза терроризма или любое другое обстоятельство, не могут служить оправданием пыток (Статья 2 (2)). Государства-участники Конвенции обязаны предпринимать эффективные законодательные, административные, судебные или другие меры для предупреждения актов пыток на их территории (Статья 2 (1)). Они также должны обеспечивать, чтобы учебные материалы и информация относительно запрещения пыток включались в программы подготовки всех должностных лиц, которые могут иметь дело с арестованными и заключенными (Статья 10).
По состоянию на 25 марта 2003 г. Конвенцию ООН против пыток ратифицировали или же присоединились к ней 132 из 193 государств-членов ООН - участников Конвенции стало на пять государств больше, чем год назад. Будучи одним из основных международных соглашений по правам человека, эта Конвенция, тем не менее, продолжает оставаться наименее ратифицированной, невзирая на то, что пытки относятся к серьезнейшим нарушениям прав человека. Государства-члены ООН, ратифицировавшие Конвенцию ООН против пыток или же присоединившиеся к ней, обязали свои правительства соблюдать положения Конвенции, а также привести национальное законодательство в соответствие с нормами международного права, дабы выполнять принятые ими обязательства.
Комитет ООН против пыток
Комитет ООН против пыток контролирует соблюдение Конвенции государствами-участниками Конвенции.
Государства-участники регулярно представляют Комитету доклад о мерах, принятых ими во исполнение Конвенции (Статья 19). Комитет следит за тем, чтобы положения Конвенции были включены в национальное законодательство, и проверяет, насколько эффективно соответствующие законы применяются на практике.
Если Комитет получает достоверную информацию о систематическом применении пыток на территории какого-либо государства-участника Конвенции, он предлагает этому государству сотрудничать в рассмотрении полученной информации и представить с этой целью свои замечания. Комитет может, если он считает это целесообразным, поручить одному или нескольким своим членам провести конфиденциальное расследование. С согласия государства-участника такое расследование может включать посещение его территории. После рассмотрения результатов проведенного членом или членами Комитета расследования, Комитет направляет эти результаты государству-участнику вместе с любыми замечаниями или предложениями, которые представляются целесообразными в этой ситуации. Вся работа Комитета носит конфиденциальный характер, хотя Комитет может включить краткий отчет о результатах этой работы в свой ежегодный доклад (Статья 20).
В соответствии со Статьей 22 настоящей Конвенции каждое государство-участник может в любое время заявить, что оно признает компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения положений Конвенции, или сообщения такого рода, поступающие от их имени. Комитет рассматривает полученные сообщения в конфиденциальном порядке и представляет свои мнения соответствующему государству-участнику и лицу, которое направило жалобу. Хотя рекомендации, которые Комитет дает государствам-участникам, не имеют юридической силы, к его мнению, как правило, очень прислушиваются. Из 132 государств, которые на сегодняшний день ратифицировали Конвенцию против пыток или присоединились к ней, право Комитета рассматривать жалобы отдельных лиц признали 51.