Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Гражданские дискуссии

Проект Пермской гражданской палаты
"Пермская Ассамблея - Гражданские дискуссии"
При поддержке института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия

 

Дискуссия по проекту ФЗ об ужесточении уголовной ответственности за применение пыток
г. Пермь, 26 июня 2003 г.

 

Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении дополнений и изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации
и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

Установленный статьей 21 (частью второй) Конституции Российской Федерации запрет подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому обращению, унижающему человеческое достоинство, является одним из фундаментальных принципов права, закрепленным в целом ряде международных актов, в том числе Всеобщей Декларации прав человека (статья 5), Международном пакте о гражданских и политических правах (статья 7), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3), Декларации ООН о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Европейской конвенции о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

В соответствии со статьей 1 указанной Конвенции ООН под пыткой понимается любое действие, которым лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признание, наказать его за действия, которые совершило оно или третье лицо или в которых оно подозревается, а также запугать или принудить к действиям. При этом в Конвенции речь идет о такой боли и о таких страданиях, которые причиняются государственным должностным лицом, выступающим в официальном качестве, либо при его подстрекательстве, с его ведома или молчаливого согласия. Таким образом, основная задача Конвенции, равно как и других вышеперечисленных международных документов, как и статьи 21 Конституции Российской Федерации, состоит прежде всего в защите человека от злоупотреблений властью.

Каждое государство-участник, согласно Конвенции ООН, обязано предпринимать эффективные законодательные меры для предупреждения актов пыток на его территории (статья 2) и обеспечивать, "чтобы все акты пыток рассматривались в соответствии с его уголовным законодательством" (статья 4). Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод гарантирует каждому "право на эффективное средство правовой защиты перед государственным органом даже в том случае, если такое нарушение совершено лицами, действовавшими в официальном качестве" (статья 13).

Таким образом, криминализация пыток как специально определяемого состава преступления вытекает из международных обязательств Российской Федерации. Контекст же правового регулирования (международного и конституционного) защиты каждого от пыток определяет пытки как преступление против личности.

Статья 302 действующего Уголовного кодекса Российской Федерации, помещенная в раздел "Преступления против государственной власти", рассматривает пытки лишь как отягчающее обстоятельство принуждения подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля к даче показаний (либо эксперта к даче заключения). При таком подходе невозможен дифференцированный подход к данному особо опасному преступлению с учетом квалифицирующих признаков, степени тяжести возникших последствий. Кроме того, в статье 302 УК РФ дан исчерпывающий перечень субъектов совершения данного преступления (следователь или лицо, производящее дознание) и исчерпывающий перечень участников уголовного процесса, по отношению к которым применяются недозволенные методы. В результате диспозиция данной статьи не охватывает широкий круг преступлений, совершаемых как иными должностными лицами (например, работниками других подразделений милиции, пенитенциарных учреждений, военнослужащими командного состава), либо другими лицами по их подстрекательству, а также лиц, не имеющих процессуального статуса, родственников либо иных лиц, подвергаемых пыткам с целью добиться от них определенных действий. Кроме того, применение пыток возможно не только в рамках уголовного процесса, как это следует из статьи 302, но и при производстве по делам по административным правонарушениям, в других случаях, и может быть не связано с дачей показаний или экспертного заключения.

Предлагаемое настоящим законопроектом исключение части второй статьи 302 УК РФ и дополнение Кодекса новой статьей 117-1 направлено на повышение эффективности предупреждения пыток и защиты общества от беззакония и произвола.

Актуальность законопроекта подтверждается многочисленными фактами, все чаще становящимися достоянием общественности. Как отмечается в Специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации "О нарушениях прав граждан сотрудниками Министерства внутренних дел Российской Федерации и уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации" от 3 октября 2000 года, "жалобы на недозволенные методы воздействия и процессуальные нарушения при проведении дознания либо предварительного расследования составляют около 22 % от общего количества жалоб на действия правоохранительных структур, поступающих Уполномоченному". Кроме того, "в подавляющем большинстве жалоб на приговоры судов (70%), поступивших Уполномоченному, имеются сведения о том, что на стадии дознания либо предварительного следствия с целью получения показаний о признании вины к задержанным применялось физическое или психическое насилие, допускались процессуальные нарушения при расследовании уголовных дел сотрудниками милиции, что, по мнению заявителей, и повлекло постановление неправосудного приговора".

Предлагается также определить подсудность дел о преступлениях по предлагаемой новой статье УК РФ верховным судам республик в составе РФ, краевым, областным, городским судам городов Москвы и Санкт-Петербурга, судам автономной области и автономных округов. Это объясняется как большой общественной значимостью таких дел, так и отнесением к подсудности указанных судов дел о преступлениях по статье 302 УК РФ согласно действующей редакции УПК РФ. Аналогичным образом определяется и подследственность дел о преступлениях, предусмотренных новой статьей 117-1 УК РФ следователям органов прокуратуры.

Принятие предлагаемых дополнений и изменений законодательства позволит значительно повысить эффективность государственного противодействия насилию в органах внутренних дел, других "силовых ведомствах", повысит защищенность каждого человека от произвола.

Назад

 

На главную