Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Гражданские дискуссии

Проект Пермской гражданской палаты
"Пермская Ассамблея - Гражданские дискуссии"
При поддержке института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия

 

Дискуссия "Как формируется имидж региона? Или Почему Пермь путают с Пензой?"
г. Пермь, 26 декабря 2002 г.

 

Виной всему - недостаток амбиций

Среди тех, кто наиболее заинтересованно обсуждал имидж Пермской области в ходе дискуссии в «Пермской гражданской палате», - заведующий кафедрой журналистики Пермского госуниверситета, директор общественного фонда культуры «Юрятин» Владимир Абашев.

Как по–вашему, Владимир Васильевич, существует ли он, имидж Пермской области?

Прежде всего, существует сложившийся образ территории. От него никуда не денешься. Так вот, сложившийся исторически образ, если хотите, имидж Перми - это «то, что далеко», «там, где медведи ходят по улицам». Нам это даже где–то нравится: необычно, романтично. И на гербе у нас медведь...

А способствует ли подобное восприятие региона его внешним интересам: экономическим, культурным?

Имидж - элемент коммуникативного процесса. И если речь идет о коммуникации, надо понимать, к какому адресату мы обращаемся. Мир меняется: из мира товаров он превращается в мир брэндов. Имидж региона складывается из различных, условно говоря, брэндов. От их раскрутки зависит благоприятное или неблагоприятное восприятие региона. Это прекрасно понимают, например, американцы, которые тратят большие деньги на свою раскрутку.

Не очень–то хорошо у них получается...

Да, потому что существуют постоянно подогреваемые традиции антиамериканизма. Но американцы работают! Наша президентская команда наконец–то заговорила об имидже России. Что же касается нашего региона, то здесь надо понимать, что имидж - это часть стратегии территории, а у нас все решения, связанные с этой темой, носят сиюминутный характер. Такое впечатление, что инстанции, принимающие эти решения, не осознают их важность и не просчитывают эффект.

Надо понимать, что любые крупные действия области и ее субъектов должны иметь информационный эффект. Этот эффект может стать частью капитала региона и принести дивиденды.

Весьма наглядный и свежий негативный пример в этой сфере - история с памятником Татищеву. Установка памятника видному историческому деятелю могла стать прекрасным информационным поводом для всех центральных СМИ. Однако первым неверным шагом был уже сам выбор героя: памятников Татищеву на Урале и в Поволжье множество. Решение об установке еще одного - инерционное, непродуманное. Надо еще учесть, что уже существующие памятники Василию Никитичу - весьма помпезные. Так, в Тольятти на берегу Волги установлена конная статуя работы известного скульптора Рукавишникова - вариация на тему Медного всадника, летящая, амбициозная, к тому же хорошо оформленная архитектурно: выстроено этакое подобие форта. Переплюнуть этого Татищева у нас просто нет денег. А раз денег недостаточно, нужно проявлять изобретательность. И здесь действующая команда потерпела полное фиаско: конкурс скульптур превратился в фарс, а его окончание - «Так не достанься же ты никому!» - достойно фельетона.

Вспоминая минувшее 275–летие Перми и предвидя празднование 280–летия, могу предположить, что оно снова станет событием локальным, рассчитанным только на жителей города, и ни в коем случае не на внешние СМИ.

И кто же, точнее, что же всему этому виной?

Виной всему - недостаток амбиций, масштабного мышления, робость. И еще - недостаток креативных возможностей действующей команды. Между тем в Перми есть экспертное сообщество, к которому можно и нужно обращаться. Здесь есть и теоретики–культурологи, и художники с солидным российским реноме. Совсем необязательно они входят в узкий круг победителей конкурсов, грантополучателей. И, может быть, не всегда надо конкурсы устраивать, а просто, без всяких конкурсов, пригласить...

Церетели!

Да если и так! Тридцатиметровый Татищев - это было бы событие! Посмотрите на Екатеринбург... Я, кстати, не случайно именно этот город упоминаю. Исторически Екатеринбург и Пермь - города–соперники. Так вот, там–то умеют сделать любое событие информационным поводом российского масштаба! Вспомните хотя бы историю о том, как тамошние «товарищи» объявили войну наркомании. Центральная пресса вся по этому поводу отшумелась.

Какие пермские брэнды можно успешно «раскрутить»?

Возьмем сферу культуры - наиболее мне понятную. Это один из срезов работы по созданию имиджа региона. Нужно понимать, что мы обращаемся к культурному сообществу России и Европы, следовательно, участвуем в коммуникативном процессе, который должен быть понят обеими сторонами. Следовательно, берем за основу легко «конвертируемые» понятия. Для зарубежного культурного сообщества такие понятия - это Пастернак, Чехов и Дягилев. Это набор культурных фигур, ценных для Европы, конвертируемые символы, наиболее легко переводимый элемент пермского смыслового «текста».

Но их уже всех совсем измусолили...

Их мусолят на местном уровне. Мероприятия, связанные с этими именами, - домашние междусобойчики. Ранг события должен соответствовать именам, и только фигуры мирового масштаба способны придать мировой масштаб событию. Если проводится фестиваль имени Дягилева - то на него должны приглашаться «звезды» международного уровня. Да, это денег стоит. Однако имидж вообще стоит денег, иначе он не станет капиталом. Приносящим дивиденды. Между тем Пермь никак не относится к бедным городам. Главная наша проблема - не в финансах, а в ясности сознания.

Хорошая идея - отчасти замена вложениям денег. Вот, скажем, если бы решили установить памятник Дягилеву - это могло бы стать событием российского масштаба. Его можно было бы «раскачать». Еще одну замечательную идею подсказал писатель Анатолий Королев: провести в Перми фестиваль одной пьесы - «Три сестры». Раз уж чеховские Оля, Маша и Ирина жили в Перми, то пусть все Оли, Маши и Ирины из разных постановок здесь соберутся. Трактовок чеховской пьесы множество, самых разных. Драматических, музыкальных, авангардных. Вот это было бы событие...

К сожалению, вместо действительн о конструктивных идей у нас порой тиражируются «оригинальные находки» совсем другого уровня. Например, к приезду делегации ЮНЕСКО в Пермь была выпущена брошюра - дорогая, кстати, с хорошей полиграфией, где на первой странице говорится, что, согласно преданию, 30 миллионов лет назад на территории Пермской области располагалась страна Хайрат, откуда пошли все народы мира. Чуть дальше рассказывается, что Заратустра был родом из Перми.

Но это же бред!

А бред не конвертируется! Таким образом, мы сами себя обрекаем на уровень провинциальных чудаков, над которыми можно только смеяться. И смеются... Пермоцентризм - это оборотная сторона наших комплексов. Это неумение взглянуть на себя со стороны. Надо видеть шире и выше - поверх барьеров, и тогда мы поймем, кто мы и что мы можем предъявить. А предъявлять нам есть что.

P.S. На днях по всем центральным телевизионным каналам прошел сюжет об установке в Калининграде конной статуи императрицы Елизаветы...

Автор: Юлия Баталина
опубликовано в Новом компаньоне
№ 1 (244) 21.01.2003

Назад

 

На главную