Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Гражданские дискуссии

Проект Пермской гражданской палаты
"Пермская Ассамблея - Гражданские дискуссии"
При поддержке института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия

 

Дискуссия "Как формируется имидж региона? Или Почему Пермь путают с Пензой?"
г. Пермь, 26 декабря 2002 г.

 

Город "без лица"

Недоумение россиянина: «Вы из Перми? Хм, а где это?». И сразу всё пространство площадей и улиц, гордый шпиль Архангельского и белая громада драмтеатра скукоживаются в твоём воображении до размеров спичечного коробка, который можно пнуть и не заметить. Даже анекдоты про Пермь и Пензу родились не в Москве и не в Пензе. У нас же и родились, как своего рода злорадство в ответ на невежество соседей (не обязательно столичных жителей). А стоит ли злорадствовать, если историческим пиаром город наш обласкан весьма скромно. А новый индустриальный разработать нам самим всё как-то недосуг.

Действительно, где мы живём? Какое броское, отличительное название есть у нашего региона, ну кроме, конечно, официального и мало кому интересного - Пермская область? Может быть, в Прикамье? Но если так, то почему, к примеру, Нижнекамский шинный завод находится не у нас, а в Татарии? Может быть, в пермском периоде, однако это сугубо хронологическое и геологическое понятие, которое создать определённый имидж для региона не сможет никогда. Конечно, долгие годы город наш числился всего лишь номером на карте советских и натовских генералов. В результате сложился этакий серый образ, похожий скорее на солдатскую шинель или спецовку рабочего. Произошло это в силу «закрытости» города как места расположения оборонных предприятий. Однако времена те канули в Лету, а образ этот в глазах окружающих (не пермяков) всё также остаётся серым и неприглядным: «Хм, вы из Перми? Это возле Екатеринбурга или в Сибири?

Проблема имиджа Перми и Пермской области рассматривалась недавно на «Пермской ассамблее», в которой приняли участие руководители областных и городских ведомств, лидеры общественных организаций, депутаты Государственной думы и Законодательного собрания Пермской области, эксперты НКО и научно-исследовательских организаций, представители творческих союзов и специалисты в области PR. Рассматривалась не только со-циокультурная плоскость вопроса, но и экономические аспекты, то есть маркетинговая составляющая имиджа территорий и то, какую роль может сыграть благоприятный имидж региона в привлечении инвестиций. Вот небольшое резюме одного из участников ассамблеи, директора Уральского агентства поддержки малых и средних предприятий Светланы Маковецкой:

- В создании имиджа территории есть два параллельных процесса. Первый, безусловно, связан с экономической составляющей региона. Мы должны чётко понять маркетинговую составляющую в этом процессе. Если наш регион рекомендует себя как регион крупной промышленности, то, к примеру, вовсе не стоит развивать параллельно внутренний туризм, ведь инвестиции легче будет привлечь в промышленный сектор. Деловой имидж региона - это та марка, которая позволяет продвигаться товарам местных производителей. Крайне важна и культурологическая составляющая, с помощью которой можно создать устойчивый и узнаваемый образ региона.

- Почему на данный момент имидж Перми и Пермской области развит ещё достаточно слабо?

- Причину этого я вижу в нескольких вещах. Во-первых, создание имиджа Перми предполагает определённые и решительные действия. Мы всё-таки не город с семисотлетней историей. Любые действия по формированию имиджа являются рискованными - мы можем потратить деньги и не добиться результата. Ну, например, мы до сих пор тратили деньги на то, чтобы объяснить и доказать, что Заратустра в Перми родился. Согласитесь, что это нелепо. Не сработала на имидж региона и смена власти. Её необходимо было подать как глобальные позитивные перемены, а мы ведь говорили как: у нас всё хорошо и будет хорошо. Согласитесь, что для имиджа региона такая позиция ничего не даёт. Я считаю, что у нас в этом плане пока ещё мало было политических и экономических амбиций.

Свою точку зрения по данной проблеме нам согласился высказать и другой участник дискуссии, заведующий кафедрой журналистики ПГУ, профессор Владимир Абашев:

- Забота об образе территории, а это, надо заметить, информационный продукт, становится сейчас стратегически важной для развития территории в целом. Мне кажется, что к этой задаче у нас пока системно никто ещё не подходил, она решается время от времени и от случая к случаю. Вот, к примеру, прошёл у нас в городе чемпионат Европы по боксу. Потенциально это событие общеевропейского масштаба. Стало оно таковым? Отнюдь не стало. В информационном мире России и Европы оно получило самый слабый резонанс. А вы видели погодную карту России? Там нет Перми, в том месте на карте просто зияние - пустое пространство. И этот образ символически отражает реальную ситуацию. Та же история с памятником Татищеву. Наконец-то Пермь решилась вложить деньги в какое-то серьёзное и мощное дело. В конечном итоге всё дело обернулось фарсом: не придя к согласию, каким именно должен быть памятник (с конём или без коня), решили утвердить какую-то загадочную стелу, которую неизвестно кто будет разрабатывать и неизвестно кто устанавливать. Фарсовая ситуация заключается в том, что администрация города использовала различные споры вокруг памятника и отказалась от памятника вообще. Я думаю, что причины такого решения чисто экономические. Однако в создание имиджа территории деньги инвестировать необходимо.

И всё-таки общественные споры - дело благое. В какую удобную для себя сторону их могут потом обратить власть имущие, здесь уже не суть важно. Этим летом, например, приближается солидный юбилей - Перми исполняется 280 лет. Событие это можно отметить по-разному: талантливо и с большим резонансом или шаблонно и по стандарту. Деньги есть! Были бы идеи и планы, о которых пока ещё нигде не говорят. А впрочем, всё это частности: мемориал Татищеву и юбилей города так и будут отдельными частными случаями заявить о себе. А ведь для дела нужен именно системный подход, о котором говорили участники прошедшей дискуссии.

Конечно, ожидать, что стратегические разработки подобного плана появятся в ближайшем будущем, наивно. Однако кое-какие планы уже образовались. В частности, участники ассамблеи одобрили идею, высказанную Владимиром Абашевым - создать сборник «Белая книга Перми», в котором предполагается дать перечень всей позитивной информации о Прикамье в цифрах и фактах, на основе которых и будет в дальнейшем формироваться имидж Перми и Пермской области. Миф ждёт своего создателя, миф, который можно сформировать не только по законам пиара, но и с душой обыкновенного патриота.

Автор: Алексей Трапезников
опубликовано в Капитал Weekly
№1 (400) от 15 января 2003

Назад

 

На главную