09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Публичные дебаты «Существуют ли пределы для свободы совести и светскости в России»
В центре внимания оказались два ключевых вопроса: абсолютен или относителен принцип светскости государства в современной России? и угрожает ли России клерикализация (клерикализм - стремление церкви доминировать в политической и культурной жизни страны)? Если по первому вопросу все участники дебатов высказались однозначно и, на первый взгляд, сходно – принцип светскости государства абсолютен или должен быть абсолютным, то в ответах на второй вопрос произошло разделение на две противостоящие позиции.
Одни утверждали, что клерикализация, проявляющаяся сегодня в разных формах, представляет серьезную, но скрытую, не заметную глазу общества, не актуализированную, угрозу. Здесь, например, и инициатива РПЦ по введению в школах изучения основ православной культуры, что выливается сплошь и рядом в неуклюжее и, зачастую обязательное, религиозное воспитание, и получение православной конфессией разнообразных преференций от государства, прежде всего, в армии и местах лишения свободы (Алексей Козлов). Говорили и о прямой поддержке от государства, и о превращении конфессий в административно-нормативную силу, когда оказывается возможным их волей или влиянием устанавливать правила в совершенно светских сферах: например, регулировать продажу алкоголя и прочего в период исламских религиозных праздников в Чеченской республике (Светлана Маковецкая). Наконец, ключевая претензия состояла в том, что религиозность в разных формах претендует на эксклюзивное обладание «духовностью», по факту отказывая светскости, светским практикам и светской культуре в способности подняться над сиюминутными банальностями жизни (Игорь Аверкиев, Светлана Маковецкая).
В дискуссии выкристаллизовалась позиция, отличающая «старый» и «новый» клерикализм. «Новый клерикализм» связан не столько со стремлением «официальных церквей» влиять на политическую и культурную жизнь общества, сколько с неформальной, низовой активностью самих верующих, активных религиозных неофитов, например, фанатично настроенных верующих учителей (Игорь Аверкиев).
Другие сошлись в утверждении, что клерикализация современному российскому обществу не угрожает и вообще маловероятна (муфтий Хазрат, протоиерей Алексей Марченков). Во-первых, потому, что конфессии сами не желают играть принципиально отличную от сегодняшней роль, которую оценивают как умеренную и необходимую. Во-вторых, даже если бы такое желание было, то отсутствуют возможности для серьезного усиления влияния конфессий на жизнь общества. А возможные перегибы на местах связны с низким качеством человеческого материала (муфтий Хазрат). Камнем преткновения оказывается государство, сотрудничество с которым и необходимо для конфессий, и опасно, на что указывает российский исторический опыт (протоиерей Алексей Марченков).
В ходе дискуссии прозвучала мысль о том, что светская и религиозная духовность могут и даже должны «дружить домами», чтобы противостоять бездуховной энтропии общества, упадку культуры как таковой (Вячеслав Раков). Эта, объединяющая разные стороны, позиция нашла в аудитории, в свою очередь, как сторонников, так и противников. В частности, ряд выступающих настаивали на том, что России, как и ранее исламским странам, угрожает низовой, народный, не связанный с «официальными церквями», фундаментализм (и православный, и исламский и проч.), основанный на «духовной темноте» значительной части населения (Игорь Аверкиев).
В результате прошедшие дебаты стали событием с открытым финалом. Обсуждение, ставящее целью общественную актуализацию проблем светскости и религиозности в России, только началось.