09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПЕРМСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПАЛАТЫ
ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, НУЖДАЮЩИМСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ
С точки зрения задач реформирования системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите, Пермская область (наряду с Москвой, Московской, Самарской областями, Карельской республикой и Ханты-Мансийским округом) предстает в несколько более выгодном свете, чем большинство других российских регионов. Прежде всего, благодаря тому, что в области давно и активно осуществляются эксперименты по внедрению альтернативных, семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В Пермской области, в одной из первых в стране, была внедрена модель семейного детского дома. Еще в 1989 году в Прикамье были созданы первые 13 семейных детских домов. Несмотря на многочисленные серьезные недочеты при внедрении этой модели и ее фактическое угасание, она послужила стимулом для развития в регионе других форм замещающей семьи.
В 1996 году был принят областной “Закон о приемной семье”. Сначала этим новым, чуть более удобным для замещающих семей, статусом воспользовались оставшиеся к тому времени семейные детские дома (большинство из них перерегистрировались в приемные семьи). Впоследствии к ним присоединились десятки новых семей. На начало 2002 года в области зарегистрировано 126 приемных семей, в которых воспитываются 398 детей. Была даже создана ассоциация приемных родителей “Маленький принц”. Тем не менее, и эта форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, испытывает сегодня серьезные трудности, что ограничивает возможности ее развития.
В 1998 году в Перми были созданы одни из первых в российской провинции патронатные семьи, а в 2000 году был принят “Закон о патронатном воспитании” (помимо Перми законодательство о патронатном воспитании существует только в Карелии, Московской и Самарской областях). В настоящее время в Пермской области создано 160 патронатных семей, в которых воспитывается 500 детей, что является одним из самых высоких показателей в России. В области существует несколько экспериментальных площадок патронатного воспитания: детские дома № 2 и № 16, социальный приют в Чернушке. В Нытве была даже предпринята попытка расформирования детского дома и размещения детей в патронатные семьи. С той или иной активностью патронатные семью создаются в 7 городах и районах области.
В текущем году свое серьезное отношение к тезису о приоритете семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, продемонстрировали пермские городские власти, создав городскую уполномоченную службу по устройству детей в семьи. Служба создана на базе Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, нуждающимся в государственной защите, и призвана оказывать помощь органам опеки и детским домам по устройству детей в семьи. Это опять-таки одна из первых в стране попыток кардинального реформирования не только структуры, но и функций органов опеки и попечительства, т.к. целенаправленно и систематически эти органы устройством детей в семьи сегодня не занимаются.
Если органы образования в основном экспериментировали с семейными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, то органы социальной защиты в своих «пилотных» проектах сделали упор на новые формы профилактики социального сиротства. В проекте Областного комитета социальной защиты населения “Возвращение домой” по сути был отработан механизм социального патроната, причем, почти при полном отсутствии адекватной законодательной базы.
К сожалению, имевшие место эксперименты и “пилотные” успехи мало влияют на ситуацию с социальным сиротством в целом:
Приток детей, лишившихся родительской опеки, не сокращается (более 3 тысяч детей ежегодно), а по некоторым данным, даже сохраняет тенденцию к росту.
Всего на учете в органах опеки и попечительства на начало 2002 года состояло 21 440 детей, оставшихся без попечения родителей.
Из года в год не сокращается, и даже несколько растет число детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах.
В 2001 году в приютах различных ведомств находилось 6 556 детей.
Ежегодно около 1/3 детей, оставшихся без попечения родителей, помещаются в сиротские учреждения. Только в учреждениях системы образования их насчитывается около 4 тысяч.
Несмотря на все успехи патронатного воспитания в Пермской области, в семьях патронатных воспитателей проживает только около 10% воспитанников детских домов.
Количество детей, находящихся в розыске, за последние три года увеличилось более чем на 60 %.
Только на железнодорожном транспорте ежегодно задерживается около 3 тысяч безнадзорных детей, часть которых - беглецы из детских домов и приютов.
В 2001 году в области насчитывалось 3 005 детей, не занятых учебой или трудом (данные КДН).
В 2002 году с начала учебного года посещать школу отказались 1 107 детей.
С 1999 по 2001 год на 44% выросло число так называемых “неблагополучных родителей”, не исполняющих обязанности по воспитанию детей, сейчас их в области около 17 тысяч (данные ГУВД). При этом, как ни странно, за последний год на 5% сократилось число “неблагополучных семей”, стоящих на учете в органах опеки.
Из года в год на 10-30% увеличивается число родителей, привлекаемых к уголовной ответственности за злостное невыполнение обязанностей по воспитанию детей.
Основная причина такого положения – сохранение старых административных, финансовых, законодательных, кадровых и политико-идеологических условий формирования региональной “сиротской политики”. Современная пермская модель обладает всеми основными пороками постсоветской системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите:
Почти полное отсутствие реальной профилактики социального сиротства (за исключением “соцзащитного” проекта “Возвращение домой”). Докризисной профилактики не существует вообще. Основным объектом сегодняшней “воспитательной профилактики” является сам ребенок, а не семья, проблемы которой и являются основной причиной социального сиротства.
По-прежнему, основной способ государственного реагирования на ребенка, оставшегося без попечения родителей и не востребованного родственниками – помещение его в детский дом.
Как и везде, после помещения ребенка в интернат органы опеки о нем забывают, никто не отвечает за дальнейшую судьбу и развитие ребенка. Основная забота большинства детских домов – удовлетворение витальных потребностей ребенка (“сыт – одет – обут”)
По-прежнему, “инспекторское” отношение к семье и ребенку, тоталитарная стилистика “принятия мер”, доминируют над рыночно-демократической стилистикой “оказания услуг”.
“Системы” как “системы” нет, ведомства разобщены, координация формальна.
Система воспитания в приютах применительно к современной российской действительности – асоциальна, ребенок не готовится к жизни в реальном социуме.
Подавляющее большинство выпускников интернатных учреждений опускаются на «социальное дно» в течение первых лет жизни вне интерната (либо попадают в криминальную среду и, соответственно, в места лишения свободы, либо пополняют армию бездомных и рано или поздно попадают туда же). По экспертным оценкам, через десять лет на поверхности жизни остается не более 10-20% выпускников, остальные - или погибли или сидят.
Есть и специфика. За десятилетие у части ответственных лиц в этой сфере выработалась привычка работы с нововведениями только на уровне экспериментов. В результате - отсутствие навыков системного внедрения нововведений и вечная недоделанность нормативной базы, новаторской смелости хватает принять новый закон, но не хватает на принятие закона с последовательно новым содержанием.
В этих условиях и при непрекращающемся росте числа социальных сирот даже сегодняшние успехи патронатного воспитания в Пермской области вполне могут повторить участь семейных детских домов и многих других прогрессивных новаций.
Цели реформы
Сокращение объема социального сиротства до некоего естественного минимума.
Максимальная гуманизация положения детей, оставшихся без попечения родителей.
Создание условий, позволяющих детям, оставшимся без попечения родителей, стать полноценными членами общества.
Задачи реформы
Создание глубоко эшелонированной межведомственной системы профилактики социального сиротства.
Обеспечение приоритета семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Повышение ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за развитие и судьбу ребенка, нуждающегося в государственной защите .
Гуманизация и социализация интернатных учреждений.
Обеспечение полноценной социализации выпускников интернатных учреждений и воспитанников замещающих семей.
Реформирование органов опеки и попечительства.
Создание органами опеки и попечительства уполномоченных служб.
Передача функции методического обеспечения органов опеки и попечительства органам социальной защиты.
Социальный патронат (имеет экспериментальную базу в Пермской области)
Социальные стандарты
Патронатные семьи (имеет экспериментальную базу в Пермской области)
Приемные семьи (имеет экспериментальную базу в Пермской области)
Статус ребенка, нуждающегося в государственной защите
Раннее вмешательство
Индивидуальный план развития ребенка (имеет экспериментальную базу в Пермской области)
Куратор ребенка, нуждающегося в государственной защите (имеет экспериментальную базу в Пермской области)
Уполномоченная служба органа опеки и попечительства (имеет экспериментальную базу в Пермской области)
Скрининг развития ребенка
Постпопечительский патронат
Уполномоченный по правам ребенка
Три фактора могут гарантировать эффективность и необратимость реформы. Без их “включения” любые планы реформирования существующей системы государственной поддержки детей и семьи в Пермской области останутся благими пожеланиями:
Политическая воля высшего регионального руководства.
Новые кадры
Благоприятное общественное мнение
Политическое обеспечение реформы. Обеспечение поддержки реформы на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Официальное заявление руководства области о начале реформы, о приоритете “детского вопроса” и проблем социального сиротства в частности, в социальной политике региона. Институциональное оформление реформы. Формулирование целей, задач и сроков реформы. Создание “органов реформы” (например, Межведомственного совета и Экспертного совета).
Проведение независимого аудита системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите в Пермской области.
Административное обеспечение реформы. Определение лиц и органов, отвечающих за проведение реформы. Создание системы мониторинга и контроля деятельности по осуществлению реформы.
Программно-методическое обеспечение реформы. Разработка и принятие концепции, программы и нормативно-методической базы реформы .
Финансовое обеспечение реформы . Обеспечение соответствующих изменений в бюджете области. Привлечение средств федерального бюджета. Привлечение средств из внебюджетных источников, в том числе местного бизнеса, международных благотворительных фондов, европейских межгосударственных институтов.
Законодательное обеспечение реформы. Создание региональной нормативной базы реформирования системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите. Внесение изменений в законы и другие нормативные акты Пермской области, обеспечивающих введение статуса ребенка, нуждающегося в государственной защите; процедур раннего вмешательства; социального патроната; уполномоченных служб органов опеки и попечительства; социальных стандартов; индивидуальных планов развития ребенка; уполномоченных кураторов и т.д.
PR -обеспечение реформы.
Реорганизация органов опеки и попечительства, создание уполномоченных служб.
Создание системы уполномоченных служб: районных, межрайонных (городских), областных. Уполномоченные службы могут создаваться заново или на базе существующих учреждений социальной защиты, образования, здравоохранения. Основные функции уполномоченных служб: выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите; осуществление социального патроната детей и семей; устройство детей в семьи; социально-психолого-правовое обеспечение замещающих семей; осуществление постпопечительского патроната и др. Заключение соглашений органов опеки и попечительства с социальными ведомствами, оказывающими содействие уполномоченным службам. Заключение соглашений между органами опеки и попечительства о создании межрайонных и областных уполномоченных служб.
Введение института социального патроната
Разработка и принятие программы развития социального патроната в Пермской области. Введение статуса ребенка, нуждающегося в государственной защите. Законодательное и методическое оформление технологий раннего вмешательства. Создание сети районных уполномоченных служб социального патроната. Создание корпуса кураторов детей, нуждающихся в государственной защите. Введение индивидуальных планов развития ребенка.
Создание системы устройства детей в семьи
Разработка и принятие программы развития форм семейного устройства детей-сирот, прежде всего, приемных семей. Создание сети районных (межрайонных, городских, областной) уполномоченных служб по подбору замещающих семей и устройству детей в семьи. Разработка и внедрение социальных стандартов подбора, подготовки и сопровождения приемных семей. На базе уполномоченных служб - создание системы обучения и социально-психолого-правового сопровождения замещающих семей. Совершенствование системы оплаты и льготирования замещающих семей.
Постепенное преобразование интернатных учреждений в учреждения по предоставлению патронатного воспитания (за исключением части учреждений для детей со специальными потребностями)
Разработка и принятие программы развития патронатного воспитания в Пермской области. Постепенное распространение системы патронатного воспитания на органы здравоохранения (дома ребенка) и социальной защиты (социальные приюты). Нормативно-методическое обеспечение использования патронатных семей для временного помещения детей в рамках процедур раннего вмешательства. Разработка и утверждение Плана постепенного преобразования образовательных учреждений для детей-сирот (за исключением учреждений для детей с особыми потребностями) в учреждения по предоставлению патронатного воспитания. Создание региональной сети и базы данных патронатных семей. Разработка и внедрение социальных стандартов подбора, подготовки и сопровождения патронатных семей. Создание системы социально-психолого-правового сопровождения патронатных семей Совершенствование системы оплаты и льготирования патронатных воспитателей
Передача Комитету социальной защиты населения функции информационно-методического обеспечения деятельности органов опеки и попечительства.
Создание в структуре Комитета социальной защиты населения подразделения по обеспечению деятельности органов опеки и попечительства. Функции подразделения: организация профессионального обучения работников системы помощи детям, нуждающихся в государственной защите (в том числе замещающих семей); устройство детей в семьи на российском и международном уровне; координация деятельности по профилактике социального сиротства; инновационно-методическое обеспечение системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите.
Создание системы профилактики социального сиротства.
Профилактика первого уровня.
Целевые группы: подростки и молодежь, не состоящая в браке (школьники старших классов, студенты, выпускники детских домов, молодые инвалиды и др.); семьи групп риска по социальному сиротству до беременности и рождения ребенка (семьи детдомовцев, инвалидов, семьи несовершеннолетних, малоимущие молодые семьи и т.д.). Основной метод: просвещение, информационная поддержка, социальное диспетчирование, социальное посредничество. Основные инструменты: информационные, обучающие и PR -программы; единая областная служба информационно-консультационной помощи детям, молодежи и семьям («телефон доверия» – диспетчерская служба – «скорая помощь»).
Профилактика второго уровня (докризисный патронат)
Целевая группа: одинокие матери и семьи групп риска по социальному сиротству с момента беременности и рождения ребенка (малообеспеченные одинокие матери, матери-инвалиды, беременные с серьезной патологией плода, семьи детдомовцев, инвалидов, семьи несовершеннолетних, малоимущие молодые семьи и т.д.) Основной метод: социальный патронат. Основные инструменты: межведомственная система сбора информации о семьях с риском социального сиротства; единая областная служба информационно-консультационной помощи детям, молодежи и семьям («телефон доверия» – диспетчерская служба – «скорая помощь»); социальный патронат ребенка и семьи в соответствии с индивидуальным планом.
Профилактика третьего уровня (кризисный патронат).
Целевая группа: дети, нуждающиеся в государственной защите и их семьи. Основной метод: социальный патронат. Основные инструменты: социальный патронат ребенка и семьи по индивидуальному плану; временное помещение ребенка в дневной приют, патронатную семью, интернат и др.
Разработка, законодательное закрепление и внедрение системы социальных стандартов услуг, процедур и институтов системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите. Прежде всего, разработка стандартов для интернатных учреждений, приемных и патронатных семей.
Создание эффективных механизмов координации деятельности органов социальной защиты, образования и здравоохранения.
Координация через стандартизацию всех видов услуг, процедур и институтов системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите. Координация через наделение органов опеки и попечительства статусом “единого заказчика” услуг детям, нуждающимся в государственной защите. Координация через систему “единого окна”: создание под эгидой Комитета социальной защиты населения (подразделения по обеспечению деятельности органов опеки и попечительства) единой областной системы информационно-консультационной помощи детям и семьям (“телефон доверия” – диспетчерская служба – «скорая помощь»). Координация через единую систему обучения.
Введение процедур скрининга развития ребенка во всех видах интернатных учреждений и замещающих семей, кроме усыновителей.
Главный оператор скрининга - Комитет социальной защиты населения (подразделение по обеспечению деятельности органов опеки и попечительства)
Создание института Уполномоченного по правам ребенка в Пермской области.
Создание сети представителей Уполномоченного в городах и районах области. Основная функция – контроль соблюдения прав детей
Проведение кадровой реформы
Постепенное переобучение и переаттестация всех работников системы. Разработка и реализация программ переобучения и трудоустройства высвобождаемых работников. Повышение заработной платы.
Создание единой системы обучения и переподготовки специалистов (в том числе, замещающих родителей), оказывающих помощь детям, нуждающимся в государственной защите (вне зависимости от ведомств)
Главным оператором системы обучения и переподготовки кадров является Комитет социальной защиты населения (подразделение по обеспечению деятельности органов опеки и попечительства).
Создание системы PR -поддержки деятельности по профилактике социального сиротства и поддержке детей, оставшихся без попечения родителей
Организует PR -поддержку Комитет социальной защиты населения (подразделение по обеспечению деятельности органов опеки и попечительства).
Создание системы взаимодействия с гражданскими организациями
В ходе реформы предстоит осуществить переходы:
От экспериментов над системой к реформированию системы в целом
От деятельности, основанной на принятии мер, к деятельности, основанной на оказании услуг
От преимущественного реагирования на кризисы к профилактике кризисов
От приоритета интернатного воспитания не востребованных усыновителями и опекунами сирот к приоритету их семейного воспитания.
От доминирования в системе помощи детям органов образования и внутренних дел к доминированию органов социальной защиты .
От ведомственной разобщенности услуг детям и семье к естественной координации через унифицированные социальные стандарты.
От идеологического приоритета коллективного воспитания к приоритету частного , семейного воспитания.
От отношения к неблагополучным семьям и безнадзорным детям как к угрожающим (источник социальной и криминальной опасности), к отношению к ним, как к бедствующим (гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию)
От обычности репрессивных мер (лишение родительских прав, отобрание ребенка) к их исключительности
От администрирования в отношении неблагополучных семей к гражданскому сотрудничеству с ними в решении их проблем
От приоритета крайних мер к приоритету компромиссных , переходных мер
От приоритета стационарных услуг к приоритету амбулаторных услуг.
От социальной изоляции детей, оставшихся без попечения родителей, к их активной интеграции в общество
От коммунально-коллективистского быта в интернатах к обустройству в них частной жизни ребенка.
Более чем десятилетний опыт внедрения различных моделей замещающей семьи создал костяк специалистов, администраторов и экспертов, который при благоприятных условиях может стать эпицентром реформы.
Позитивное отношение части высшего регионального и пермского городского руководства к нововведениям такого типа.
Наличие относительно развитой в данном направлении законодательной базы. Основная законодательная задача в рамках предлагаемой реформы – совершенствование существующих законов, а не принятие принципиально новых.
Позитивный опыт апробации патронатного воспитания и технологий раннего вмешательства (социального патроната).
В Перми несколько более благоприятная, чем в других регионах, социальная и политическая среда для нововведений.
Наличие гражданских организаций, готовых к сотрудничеству с органами государственной власти и местного самоуправления в вопросах профилактики социального сиротства и помощи детям, оставшимся без попечения родителей.