Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Законотворчество

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПЕРМСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПАЛАТЫ
ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, НУЖДАЮЩИМСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ

 

Современная Пермская региональная система помощи детям, нуждающимся в государственной защите

С точки зрения задач реформирования системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите, Пермская область (наряду с Москвой, Московской, Самарской областями, Карельской республикой и Ханты-Мансийским округом) предстает в несколько более выгодном свете, чем большинство других российских регионов. Прежде всего, благодаря тому, что в области давно и активно осуществляются эксперименты по внедрению альтернативных, семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

В Пермской области, в одной из первых в стране, была внедрена модель семейного детского дома. Еще в 1989 году в Прикамье были созданы первые 13 семейных детских домов. Несмотря на многочисленные серьезные недочеты при внедрении этой модели и ее фактическое угасание, она послужила стимулом для развития в регионе других форм замещающей семьи.

В 1996 году был принят областной “Закон о приемной семье”. Сначала этим новым, чуть более удобным для замещающих семей, статусом воспользовались оставшиеся к тому времени семейные детские дома (большинство из них перерегистрировались в приемные семьи). Впоследствии к ним присоединились десятки новых семей. На начало 2002 года в области зарегистрировано 126 приемных семей, в которых воспитываются 398 детей. Была даже создана ассоциация приемных родителей “Маленький принц”. Тем не менее, и эта форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, испытывает сегодня серьезные трудности, что ограничивает возможности ее развития.

В 1998 году в Перми были созданы одни из первых в российской провинции патронатные семьи, а в 2000 году был принят “Закон о патронатном воспитании” (помимо Перми законодательство о патронатном воспитании существует только в Карелии, Московской и Самарской областях). В настоящее время в Пермской области создано 160 патронатных семей, в которых воспитывается 500 детей, что является одним из самых высоких показателей в России. В области существует несколько экспериментальных площадок патронатного воспитания: детские дома № 2 и № 16, социальный приют в Чернушке. В Нытве была даже предпринята попытка расформирования детского дома и размещения детей в патронатные семьи. С той или иной активностью патронатные семью создаются в 7 городах и районах области.

В текущем году свое серьезное отношение к тезису о приоритете семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, продемонстрировали пермские городские власти, создав городскую уполномоченную службу по устройству детей в семьи. Служба создана на базе Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, нуждающимся в государственной защите, и призвана оказывать помощь органам опеки и детским домам по устройству детей в семьи. Это опять-таки одна из первых в стране попыток кардинального реформирования не только структуры, но и функций органов опеки и попечительства, т.к. целенаправленно и систематически эти органы устройством детей в семьи сегодня не занимаются.

Если органы образования в основном экспериментировали с семейными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, то органы социальной защиты в своих «пилотных» проектах сделали упор на новые формы профилактики социального сиротства. В проекте Областного комитета социальной защиты населения “Возвращение домой” по сути был отработан механизм социального патроната, причем, почти при полном отсутствии адекватной законодательной базы.

К сожалению, имевшие место эксперименты и “пилотные” успехи мало влияют на ситуацию с социальным сиротством в целом:

•  Приток детей, лишившихся родительской опеки, не сокращается (более 3 тысяч детей ежегодно), а по некоторым данным, даже сохраняет тенденцию к росту.

•  Всего на учете в органах опеки и попечительства на начало 2002 года состояло 21 440 детей, оставшихся без попечения родителей.

•  Из года в год не сокращается, и даже несколько растет число детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах.

•  В 2001 году в приютах различных ведомств находилось 6 556 детей.

•  Ежегодно около 1/3 детей, оставшихся без попечения родителей, помещаются в сиротские учреждения. Только в учреждениях системы образования их насчитывается около 4 тысяч.

•  Несмотря на все успехи патронатного воспитания в Пермской области, в семьях патронатных воспитателей проживает только около 10% воспитанников детских домов.

•  Количество детей, находящихся в розыске, за последние три года увеличилось более чем на 60 %.

•  Только на железнодорожном транспорте ежегодно задерживается около 3 тысяч безнадзорных детей, часть которых - беглецы из детских домов и приютов.

•  В 2001 году в области насчитывалось 3 005 детей, не занятых учебой или трудом (данные КДН).

•  В 2002 году с начала учебного года посещать школу отказались 1 107 детей.

•  С 1999 по 2001 год на 44% выросло число так называемых “неблагополучных родителей”, не исполняющих обязанности по воспитанию детей, сейчас их в области около 17 тысяч (данные ГУВД). При этом, как ни странно, за последний год на 5% сократилось число “неблагополучных семей”, стоящих на учете в органах опеки.

•  Из года в год на 10-30% увеличивается число родителей, привлекаемых к уголовной ответственности за злостное невыполнение обязанностей по воспитанию детей.

Основная причина такого положения – сохранение старых административных, финансовых, законодательных, кадровых и политико-идеологических условий формирования региональной “сиротской политики”. Современная пермская модель обладает всеми основными пороками постсоветской системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите:

•  Почти полное отсутствие реальной профилактики социального сиротства (за исключением “соцзащитного” проекта “Возвращение домой”). Докризисной профилактики не существует вообще. Основным объектом сегодняшней “воспитательной профилактики” является сам ребенок, а не семья, проблемы которой и являются основной причиной социального сиротства.

•  По-прежнему, основной способ государственного реагирования на ребенка, оставшегося без попечения родителей и не востребованного родственниками – помещение его в детский дом.

•  Как и везде, после помещения ребенка в интернат органы опеки о нем забывают, никто не отвечает за дальнейшую судьбу и развитие ребенка. Основная забота большинства детских домов – удовлетворение витальных потребностей ребенка (“сыт – одет – обут”)

•  По-прежнему, “инспекторское” отношение к семье и ребенку, тоталитарная стилистика “принятия мер”, доминируют над рыночно-демократической стилистикой “оказания услуг”.

•  “Системы” как “системы” нет, ведомства разобщены, координация формальна.

•  Система воспитания в приютах применительно к современной российской действительности – асоциальна, ребенок не готовится к жизни в реальном социуме.

•  Подавляющее большинство выпускников интернатных учреждений опускаются на «социальное дно» в течение первых лет жизни вне интерната (либо попадают в криминальную среду и, соответственно, в места лишения свободы, либо пополняют армию бездомных и рано или поздно попадают туда же). По экспертным оценкам, через десять лет на поверхности жизни остается не более 10-20% выпускников, остальные - или погибли или сидят.

•  Есть и специфика. За десятилетие у части ответственных лиц в этой сфере выработалась привычка работы с нововведениями только на уровне экспериментов. В результате - отсутствие навыков системного внедрения нововведений и вечная недоделанность нормативной базы, новаторской смелости хватает принять новый закон, но не хватает на принятие закона с последовательно новым содержанием.

В этих условиях и при непрекращающемся росте числа социальных сирот даже сегодняшние успехи патронатного воспитания в Пермской области вполне могут повторить участь семейных детских домов и многих других прогрессивных новаций.

Модель реформы

Цели реформы

•  Сокращение объема социального сиротства до некоего естественного минимума.

•  Максимальная гуманизация положения детей, оставшихся без попечения родителей.

•  Создание условий, позволяющих детям, оставшимся без попечения родителей, стать полноценными членами общества.

Задачи реформы

Создание глубоко эшелонированной межведомственной системы профилактики социального сиротства.

  • Введение статуса ребенка, нуждающегося в государственной защите.
  • Внедрение института социального патроната детей и семей с риском социального сиротства.
  • Запуск системы докризисной профилактики социального сиротства.
  • Создание единой областной системы информационно-консультационной помощи детям, молодежи и семьям (“телефон доверия” – диспетчерская служба – «скорая помощь»).
  • Создание межведомственной системы сбора информации о семьях с риском социального сиротства.

Обеспечение приоритета семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

  • Развитие приемной и патронатной семьи.
  • Постепенное преобразование большинства интернатных учреждений в учреждения по предоставлению патронатного воспитания.

Повышение ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за развитие и судьбу ребенка, нуждающегося в государственной защите .

  • Введение индивидуальных планов развития ребенка.
  • Закрепление за каждым ребенком куратора от органа опеки и попечительства, отвечающего за исполнение индивидуального плана развития ребенка.
  • Контроль исполнения индивидуальных планов через скрининг развития ребенка и регулярный пересмотр органом опеки и попечительства статуса ребенка.

Гуманизация и социализация интернатных учреждений.

  • Введение социальных стандартов для интернатных учреждений всех типов.
  • Пересмотр учебных и воспитательных программ с целью обеспечения права ребенка на частную жизнь и приобретения навыков обеспечивающих его полноценную социализацию.

Обеспечение полноценной социализации выпускников интернатных учреждений и воспитанников замещающих семей.

  • Внедрение системы постпопечительского патроната.

Реформирование органов опеки и попечительства.

•  Создание органами опеки и попечительства уполномоченных служб.

•  Передача функции методического обеспечения органов опеки и попечительства органам социальной защиты.

Основные новации

•  Социальный патронат (имеет экспериментальную базу в Пермской области)

•  Социальные стандарты

•  Патронатные семьи (имеет экспериментальную базу в Пермской области)

•  Приемные семьи (имеет экспериментальную базу в Пермской области)

•  Статус ребенка, нуждающегося в государственной защите

•  Раннее вмешательство

•  Индивидуальный план развития ребенка (имеет экспериментальную базу в Пермской области)

•  Куратор ребенка, нуждающегося в государственной защите (имеет экспериментальную базу в Пермской области)

•  Уполномоченная служба органа опеки и попечительства (имеет экспериментальную базу в Пермской области)

•  Скрининг развития ребенка

•  Постпопечительский патронат

•  Уполномоченный по правам ребенка

Гаранты реформы

Три фактора могут гарантировать эффективность и необратимость реформы. Без их “включения” любые планы реформирования существующей системы государственной поддержки детей и семьи в Пермской области останутся благими пожеланиями:

•  Политическая воля высшего регионального руководства.

•  Новые кадры

•  Благоприятное общественное мнение

Подготовка и обеспечение реформы

Политическое обеспечение реформы. Обеспечение поддержки реформы на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Официальное заявление руководства области о начале реформы, о приоритете “детского вопроса” и проблем социального сиротства в частности, в социальной политике региона. Институциональное оформление реформы. Формулирование целей, задач и сроков реформы. Создание “органов реформы” (например, Межведомственного совета и Экспертного совета).

Проведение независимого аудита системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите в Пермской области.

Административное обеспечение реформы. Определение лиц и органов, отвечающих за проведение реформы. Создание системы мониторинга и контроля деятельности по осуществлению реформы.

Программно-методическое обеспечение реформы. Разработка и принятие концепции, программы и нормативно-методической базы реформы .

Финансовое обеспечение реформы . Обеспечение соответствующих изменений в бюджете области. Привлечение средств федерального бюджета. Привлечение средств из внебюджетных источников, в том числе местного бизнеса, международных благотворительных фондов, европейских межгосударственных институтов.

Законодательное обеспечение реформы. Создание региональной нормативной базы реформирования системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите. Внесение изменений в законы и другие нормативные акты Пермской области, обеспечивающих введение статуса ребенка, нуждающегося в государственной защите; процедур раннего вмешательства; социального патроната; уполномоченных служб органов опеки и попечительства; социальных стандартов; индивидуальных планов развития ребенка; уполномоченных кураторов и т.д.

PR -обеспечение реформы.

Основные направления деятельности по реформированию системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите

Реорганизация органов опеки и попечительства, создание уполномоченных служб.

Создание системы уполномоченных служб: районных, межрайонных (городских), областных. Уполномоченные службы могут создаваться заново или на базе существующих учреждений социальной защиты, образования, здравоохранения. Основные функции уполномоченных служб: выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите; осуществление социального патроната детей и семей; устройство детей в семьи; социально-психолого-правовое обеспечение замещающих семей; осуществление постпопечительского патроната и др. Заключение соглашений органов опеки и попечительства с социальными ведомствами, оказывающими содействие уполномоченным службам. Заключение соглашений между органами опеки и попечительства о создании межрайонных и областных уполномоченных служб.

Введение института социального патроната

Разработка и принятие программы развития социального патроната в Пермской области. Введение статуса ребенка, нуждающегося в государственной защите. Законодательное и методическое оформление технологий раннего вмешательства. Создание сети районных уполномоченных служб социального патроната. Создание корпуса кураторов детей, нуждающихся в государственной защите. Введение индивидуальных планов развития ребенка.

Создание системы устройства детей в семьи

Разработка и принятие программы развития форм семейного устройства детей-сирот, прежде всего, приемных семей. Создание сети районных (межрайонных, городских, областной) уполномоченных служб по подбору замещающих семей и устройству детей в семьи. Разработка и внедрение социальных стандартов подбора, подготовки и сопровождения приемных семей. На базе уполномоченных служб - создание системы обучения и социально-психолого-правового сопровождения замещающих семей. Совершенствование системы оплаты и льготирования замещающих семей.

Постепенное преобразование интернатных учреждений в учреждения по предоставлению патронатного воспитания (за исключением части учреждений для детей со специальными потребностями)

Разработка и принятие программы развития патронатного воспитания в Пермской области. Постепенное распространение системы патронатного воспитания на органы здравоохранения (дома ребенка) и социальной защиты (социальные приюты). Нормативно-методическое обеспечение использования патронатных семей для временного помещения детей в рамках процедур раннего вмешательства. Разработка и утверждение Плана постепенного преобразования образовательных учреждений для детей-сирот (за исключением учреждений для детей с особыми потребностями) в учреждения по предоставлению патронатного воспитания. Создание региональной сети и базы данных патронатных семей. Разработка и внедрение социальных стандартов подбора, подготовки и сопровождения патронатных семей. Создание системы социально-психолого-правового сопровождения патронатных семей Совершенствование системы оплаты и льготирования патронатных воспитателей

Передача Комитету социальной защиты населения функции информационно-методического обеспечения деятельности органов опеки и попечительства.

Создание в структуре Комитета социальной защиты населения подразделения по обеспечению деятельности органов опеки и попечительства. Функции подразделения: организация профессионального обучения работников системы помощи детям, нуждающихся в государственной защите (в том числе замещающих семей); устройство детей в семьи на российском и международном уровне; координация деятельности по профилактике социального сиротства; инновационно-методическое обеспечение системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите.

Создание системы профилактики социального сиротства.

Профилактика первого уровня.

Целевые группы: подростки и молодежь, не состоящая в браке (школьники старших классов, студенты, выпускники детских домов, молодые инвалиды и др.); семьи групп риска по социальному сиротству до беременности и рождения ребенка (семьи детдомовцев, инвалидов, семьи несовершеннолетних, малоимущие молодые семьи и т.д.). Основной метод: просвещение, информационная поддержка, социальное диспетчирование, социальное посредничество. Основные инструменты: информационные, обучающие и PR -программы; единая областная служба информационно-консультационной помощи детям, молодежи и семьям («телефон доверия» – диспетчерская служба – «скорая помощь»).

Профилактика второго уровня (докризисный патронат)

Целевая группа: одинокие матери и семьи групп риска по социальному сиротству с момента беременности и рождения ребенка (малообеспеченные одинокие матери, матери-инвалиды, беременные с серьезной патологией плода, семьи детдомовцев, инвалидов, семьи несовершеннолетних, малоимущие молодые семьи и т.д.) Основной метод: социальный патронат. Основные инструменты: межведомственная система сбора информации о семьях с риском социального сиротства; единая областная служба информационно-консультационной помощи детям, молодежи и семьям («телефон доверия» – диспетчерская служба – «скорая помощь»); социальный патронат ребенка и семьи в соответствии с индивидуальным планом.

Профилактика третьего уровня (кризисный патронат).

Целевая группа: дети, нуждающиеся в государственной защите и их семьи. Основной метод: социальный патронат. Основные инструменты: социальный патронат ребенка и семьи по индивидуальному плану; временное помещение ребенка в дневной приют, патронатную семью, интернат и др.

Разработка, законодательное закрепление и внедрение системы социальных стандартов услуг, процедур и институтов системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите. Прежде всего, разработка стандартов для интернатных учреждений, приемных и патронатных семей.

Создание эффективных механизмов координации деятельности органов социальной защиты, образования и здравоохранения.

Координация через стандартизацию всех видов услуг, процедур и институтов системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите. Координация через наделение органов опеки и попечительства статусом “единого заказчика” услуг детям, нуждающимся в государственной защите. Координация через систему “единого окна”: создание под эгидой Комитета социальной защиты населения (подразделения по обеспечению деятельности органов опеки и попечительства) единой областной системы информационно-консультационной помощи детям и семьям (“телефон доверия” – диспетчерская служба – «скорая помощь»). Координация через единую систему обучения.

Введение процедур скрининга развития ребенка во всех видах интернатных учреждений и замещающих семей, кроме усыновителей.

Главный оператор скрининга - Комитет социальной защиты населения (подразделение по обеспечению деятельности органов опеки и попечительства)

Создание института Уполномоченного по правам ребенка в Пермской области.

Создание сети представителей Уполномоченного в городах и районах области. Основная функция – контроль соблюдения прав детей

Проведение кадровой реформы

Постепенное переобучение и переаттестация всех работников системы. Разработка и реализация программ переобучения и трудоустройства высвобождаемых работников. Повышение заработной платы.

Создание единой системы обучения и переподготовки специалистов (в том числе, замещающих родителей), оказывающих помощь детям, нуждающимся в государственной защите (вне зависимости от ведомств)

Главным оператором системы обучения и переподготовки кадров является Комитет социальной защиты населения (подразделение по обеспечению деятельности органов опеки и попечительства).

Создание системы PR -поддержки деятельности по профилактике социального сиротства и поддержке детей, оставшихся без попечения родителей

Организует PR -поддержку Комитет социальной защиты населения (подразделение по обеспечению деятельности органов опеки и попечительства).

Создание системы взаимодействия с гражданскими организациями

Вектор реформы

В ходе реформы предстоит осуществить переходы:

•  От экспериментов над системой к реформированию системы в целом

•  От деятельности, основанной на принятии мер, к деятельности, основанной на оказании услуг

•  От преимущественного реагирования на кризисы к профилактике кризисов

•  От приоритета интернатного воспитания не востребованных усыновителями и опекунами сирот к приоритету их семейного воспитания.

•  От доминирования в системе помощи детям органов образования и внутренних дел к доминированию органов социальной защиты .

•  От ведомственной разобщенности услуг детям и семье к естественной координации через унифицированные социальные стандарты.

•  От идеологического приоритета коллективного воспитания к приоритету частного , семейного воспитания.

•  От отношения к неблагополучным семьям и безнадзорным детям как к угрожающим (источник социальной и криминальной опасности), к отношению к ним, как к бедствующим (гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию)

•  От обычности репрессивных мер (лишение родительских прав, отобрание ребенка) к их исключительности

•  От администрирования в отношении неблагополучных семей к гражданскому сотрудничеству с ними в решении их проблем

•  От приоритета крайних мер к приоритету компромиссных , переходных мер

•  От приоритета стационарных услуг к приоритету амбулаторных услуг.

•  От социальной изоляции детей, оставшихся без попечения родителей, к их активной интеграции в общество

•  От коммунально-коллективистского быта в интернатах к обустройству в них частной жизни ребенка.

Что содействует в Пермской области осуществлению реформы ?

•  Более чем десятилетний опыт внедрения различных моделей замещающей семьи создал костяк специалистов, администраторов и экспертов, который при благоприятных условиях может стать эпицентром реформы.

•  Позитивное отношение части высшего регионального и пермского городского руководства к нововведениям такого типа.

•  Наличие относительно развитой в данном направлении законодательной базы. Основная законодательная задача в рамках предлагаемой реформы – совершенствование существующих законов, а не принятие принципиально новых.

•  Позитивный опыт апробации патронатного воспитания и технологий раннего вмешательства (социального патроната).

•  В Перми несколько более благоприятная, чем в других регионах, социальная и политическая среда для нововведений.

•  Наличие гражданских организаций, готовых к сотрудничеству с органами государственной власти и местного самоуправления в вопросах профилактики социального сиротства и помощи детям, оставшимся без попечения родителей.