09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Заключение по проекту закона Пермской области
«Об основах взаимодействия органов государственной власти Пермской области и негосударственных некоммерческих организаций»
1 апреля 2004 года
Проект закона Пермской области «Об основах взаимодействия органов государственной власти Пермской области и негосударственных некоммерческих организаций» (далее – проект) имеет своей целью установить основные принципы и формы взаимодействия органов государственной власти и негосударственных некоммерческих организаций по поводу формирования и реализации социальной политики Пермской области.
Полагаем, что проект нуждается в доработке по следующим направлениям:
Уточнить объект взаимодействия органов государственной власти и негосударственных некоммерческих организаций – социальная политика. Во-первых, необходимо определить, что включает понятие «социальная политика Пермской области». Во-вторых, ограничение объекта взаимодействия только сферой социальной политики не соответствует направлениям взаимодействия некоммерческих организаций с государством, предусмотренным федеральным законодательством (ст. 31 Федерального закона от 12.01.96 г. «О некоммерческих организациях», ст. 27 Федерального закона от 19.05.95 г. «Об общественных объединениях»).
Необходимо пересмотреть перечень некоммерческих организаций, исключаемых из числа участников взаимодействия в рамках данного проекта. Например, к таким субъектам целесообразно отнести религиозные организации, т.к. Российская Федерация является светским государством.
Включить в проект закона нормы, определяющие основные условия взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций в форме консультативных мероприятий и экспертной, аналитической деятельности. Например, предусмотреть в проекте порядок инициирования, проведения и организацию этих направлений деятельности, оставив на усмотрение подзаконных актов только вопросы определения лица, ответственного за их организацию, и финансирования данных процедур. В этой связи необходимо пересмотреть роль и полномочия Совета Пермской области по взаимодействию с негосударственными некоммерческими организациями (далее – Совет). Полагаем, что в рамках предложенного проекта Совет выступает лишь еще одной дополнительной инстанцией (административным барьером) при реализации конкретных форм взаимодействия государства и некоммерческого сектора. Поэтому необходимо исключить из них Совет в качестве обязательного посредника при организации и проведении консультативных и экспертных мероприятий.
Пересмотреть условия формирования Совета, предполагающие равное включение депутатов Законодательного Собрания Пермской области, представителей губернатора Пермской области и представителей некоммерческих организаций. Считаем целесообразным осуществлять формирование Совета путем равного включения в него представителей органов государственной власти (депутаты и представители губернатора) с одной стороны и некоммерческих организаций - с другой.
Необходимо исключить из объема полномочий Совета функции организационно-распорядительного характера, оставив за ним лишь функции, обеспечивающие его статус как совещательно-консультативного органа. Общественно-государственный совещательный орган не может заниматься организацией «научно-методической и юридической поддержки процесса взаимодействия», «организацией проведения исследований», «представлением проектов нормативных правовых актов». Этот орган не может брать на себя функции ни органов власти, ни общественных организаций.
Необходимо исключить право Совета на публичные заявления («взаимодействие со средствами массовой информации, формирование позитивного общественного мнения…»).
Полагаем, что проект нуждается также в доработке с правовой и юридико-технической точки зрения.
Общие замечания
Проект нуждается в отдельной статье, уточняющей содержание понятий, использованных в тексте проекта. Например, «негосударственные некоммерческие организации», «равноправное партнерство», «конкурсная поддержка», «социальная политика». От характера интерпретаций содержания этих понятий зависит не только эффективность взаимодействия власти и гражданского общества, но и реализация закрепленных в Конституции РФ прав и свобод граждан. Например, значит ли понятие «негосударственные некоммерческие организации», что вступать во взаимоотношение с государством могут лишь те некоммерческие организации, учредителем (участником) которых не являются органы государственной власти. Если это так, то каким образом это соотносится с равенством прав субъектов - некоммерческих организаций, закрепленном в Гражданском кодексе РФ и Федеральном законе «О некоммерческих организациях».
Необходимо дополнение целей взаимодействия власти и гражданского общества с точки зрения функционирования органов власти как открытой системы, предполагающей возможности непосредственного участия в управлении государством со стороны общества. Например, цели взаимодействия не должны исчерпываться повышением эффективности государственной социальной политики и осуществлением общественного контроля за ее проведением, но и предоставлением возможности гражданским формированиям самостоятельного участия в ее проведении.
Требуют конкретизации принципы взаимодействия власти и некоммерческих организаций. Принципы, приведенные в статье 4 проекта, должны быть не только повторением международного и федерального законодательства, а служить дополнительным инструментом, обеспечивающим работу механизма взаимодействия власти и некоммерческого сектора, соответствовать конкретным формам предполагаемых взаимоотношений.
Текст проекта требует также доработки с технической точки зрения, поскольку содержит значительное количество норм, дублирующих нормы федерального и регионального законодательства, в свою очередь предполагающих их дальнейшее развитие в иных нормативных актах. К таким нормам относятся положения статей 2, 11, 12 проекта и другие. Также в проекте присутствуют дублирующие друг друга статьи и положения (6 и 7 статьи 4 проекта, п. 1 статьи 8, и иные) и нормы, не влекущие за собой никаких правовых последствий для целей самого проекта (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 8).
Постатейные замечания
к статье 2: неясна практическая необходимость включение данной статьи в проект, поскольку она не содержит никаких положений, каким-либо образом влияющих на предмет регулирования данного проекта. Перечень нормативных актов, перечисленных в данной статье, может быть расширен или сужен без значительного ущерба для правового регулирования отношений в избранной проектом сфере деятельности.
к статье 3: необходимо пересмотреть цели взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций с учетом уточнения предмета регулирования настоящего проекта (замечания см. выше).
Уточнить, входят ли в число субъектов взаимодействия органы местного самоуправления.
к статье 4: в абзаце 4 проекта предполагается поддержка негосударственных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на решение проблем социально-экономического развития, в то время как сфера нормативного регулирования проекта ограничена только социальной политикой.
Необходимы уточнения содержания данной статьи с учетом ранее высказанных замечаний, а также включение в число понятий, используемых в данном проекте сочетания слов « региональная государственная политика в социальной сфере Пермской области», «социально-экономическое развитие Пермской области».
к статье 5: неясно по какому принципу исключены из процесса взаимодействия субъекты, перечисленные в пункте 2 статьи. Что включают в себя понятия «иные политические организации», «политические движения»?
Необходимо пересмотреть содержание статьи с учетом ранее высказанных замечаний.
к статье 6: является неясным практическое содержание абзаца 1 статьи для целей данного проекта, его содержание только «утяжеляет» данный проект с точки зрения его правоприменимости.
к статье 7: в пункте 2 статьи требует уточнения понятие « конкурсная поддержка социальных инициатив негосударственных некоммерческих организаций ». В частности, чем он отличается от понятия « социальный заказ ».
Статьи 7 и 8 проекта нуждаются в пересмотре с точки зрения исключения из них повторяющихся слов и словосочетаний для удобства практического использования проекта. Например, «с соблюдением гражданского, административного, налогового и бюджетного законодательства» (абзац 3 статьи 7, почему приведен исчерпывающий перечень отраслей законодательства, содержание этих отраслей права вызывает вопросы не только с научной, но и с точки зрения практической применимости) и другое.
к статье 9: замечания к статье исчерпываются содержанием ранее высказанных замечаний: расширение предмета регулирования проекта, передача регулирования основных вопросов порядка проведения мероприятий на уровень подзаконного акта, изменение статуса Совета при проведении данных мероприятий.
к статье 10: в пункте 3 указано, что инициаторами экспертной и аналитической деятельности негосударственных некоммерческих организаций выступают органы государственной власти Пермской области. Требует уточнение обязательность требования инициатора для некоммерческих организаций, а также уточнения о какой экспертной и аналитической деятельности идет речь государственной или общественной. Если государственной деятельности, то почему ее результаты носят лишь рекомендательный характер. Если общественной деятельности, то каким образом соблюдается принцип невмешательства органов власти в деятельность некоммерческих организаций.
Из текста статьи неясно, каким образом ее положения соотносятся с федеральным законодательством, регулирующим проведение общественных экспертиз в отдельных сферах социальной деятельности (например, экологическая экспертиза). В данной статье происходит замена федерального законодательства, регулирующего экспертную деятельность, в нарушение статьи 72 Конституции РФ.
Требует уточнения механизм проведения экспертной и аналитической деятельности, указанный в пункте 5 статьи, поскольку его содержание подрывает приоритет закона над подзаконным актом. Так как регулирование порядка и условий проведения экспертизы при участии Совета выводит ее из сферы действия данного проекта.
См. также замечания к статье 9.
к статье 11: В статье отсутствуют какие-либо механизмы взаимного информирования участников взаимодействия, что в свою очередь делает малоэффективными возможности проведения форм взаимодействия, предусмотренных в предыдущих статьях. В этой связи целесообразно предусмотреть гарантии предоставления и обмена информацией участников взаимодействия.
В абзаце 4 проекта указывается на возможность заключения соглашений по взаимному информированию. Однако при отсутствии каких-либо пояснений о его содержании применение данного механизма практически не осуществимо.
к статье 12: статья содержит совокупность отсылочных норм, включение которых в проект в таком объеме не вызвано необходимостью.
к главе 3: смотреть замечания, высказанные выше по компетенции Совета, его функциям и составу.
к статье 17: считаем нецелесообразным преобразование областного Совета по социальному заказу в Совет, так как работа Совета по социальному заказу не ограничивается субъектным составом, указанным в проекте (Закон Пермской области от 6 октября 2000 года «О государственном социальном заказе в Пермской области»).
Председатель Пермской
гражданской палаты И.В. Аверкиев
Юрист-консультант Пермской
гражданской палаты С.В. Максимов