Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


Законотворчество

 

Закон Пермской области "Об уполномоченном по правам человека в Пермской области"

Закон Пермской области «Об уполномоченном по правам человека в Пермской области» закрепляет основы деятельности специфического института в сфере защиты прав - Уполномоченного по правам человека. Под уполномоченным по правам человека понимается достойное доверия независимое лицо, уполномоченное законодательным органом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений.

Уполномоченный не имеет властных полномочий, его основное «оружие» - максимальная информированность о нарушениях прав человека и гласность. Одним из главных механизмов действия уполномоченного, наряду с прерогативой направлять свои заключения, рекомендации, протесты, доклады органам законодательной и исполнительной власти, является возможность публикации в прессе информации о нарушении прав человека.

Одной из форм защиты прав граждан уполномоченным является работа с поступившими к нему жалобами и заявлениями. Закон возлагает на него обязанность проводить проверку по обращениям граждан и информировать их о полученных результатах.

В настоящее время закон подписан губернатором Пермской области и находится в стадии опубликования. Закон вступает в силу по истечении 10 дней с момента его официального опубликования. Избрание первого уполномоченного по правам человека должно быть произведено в течение трех месяцев с момента вступления закона в силу.

 

Закон Пермской области "Об уполномоченном по правам человека в Пермской области"

 

Принят Законодательным Собранием
Пермской области 24 ноября 2000 года

Настоящий Закон определяет правовой статус Уполномоченного по правам человека в Пермской области, порядок его назначения на должность и освобождения от должности, его компетенцию и условия деятельности.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Уполномоченный по правам человека в Пермской области

Должность Уполномоченного по правам человека в Пермской области (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом Пермской области в целях обеспечения гарантий государственной защиты конституционных прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Деятельность Уполномоченного является одним из средств защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. Введение должности Уполномоченного в систему государственных органов Пермской области не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных и муниципальных органов, обеспечивающих в соответствии с действующим законодательством защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Уполномоченный замещает государственную должность Пермской области категории "А", которая предусмотрена Реестром государственных должностей Пермской области.

Местонахождение Уполномоченного - г. Пермь.

Статья 2. Правовая основа деятельности Уполномоченного

Уполномоченный в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными актами Российской Федерации и Пермской области, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участником которых является Российская Федерация.

Статья 3. Независимость Уполномоченного

Уполномоченный осуществляет свою деятельность самостоятельно и неподотчетен каким-либо государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам.

Вмешательство в деятельность Уполномоченного, которую он осуществляет в пределах своей компетенции, не допускается.

Глава 2. Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного

Статья 4. Условия назначения на должность Уполномоченного

Уполномоченным назначается гражданин Российской Федерации, достигший к моменту назначения на должность 30-летнего возраста, имеющий необходимые познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт их защиты.

Статья 5. Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности постановлением Законодательного Собрания Пермской области.

Предложения по кандидатуре на должность Уполномоченного могут вноситься в Законодательное Собрание Пермской области (далее - Законодательное Собрание) депутатами Законодательного Собрания, губернатором Пермской области, представительными органами местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до истечения срока полномочий действующего Уполномоченного.

Законодательным Собранием может быть организовано общественное обсуждение кандидатуры на должность Уполномоченного в средствах массовой информации либо в иных формах, результаты которого доводятся до сведения депутатов. До проведения голосования Законодательное Собрание заслушивает кандидатов на должность Уполномоченного.

Уполномоченный назначается на должность сроком на 5 лет. Постановление о назначении на должность Уполномоченного принимается большинством голосов от установленного числа депутатов путем тайного голосования.

Назначение на должность Уполномоченного производится Законодательным Собранием не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Истечение сроков полномочий Законодательного Собрания, созывом которого был назначен Уполномоченный, не влечет прекращения полномочий последнего.

Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Статья 6. Вступление в должность Уполномоченного

Уполномоченный вступает в должность с момента принесения им присяги следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свой долг, руководствоваться только Законом, справедливостью и голосом совести" и исполняет свои обязанности до вступления в должность вновь назначенного Уполномоченного.

Присяга приносится на заседании Законодательного Собрания в присутствии губернатора Пермской области не позднее одного месяца со дня назначения Уполномоченного на должность.

Уполномоченный имеет служебное удостоверение образца, установленного актом губернатора Пермской области.

Статья 7. Опубликование решения о назначении Уполномоченного

Постановление Законодательного Собрания о назначении Уполномоченного подлежит официальному опубликованию, с указанием биографических сведений о лице, назначенном на должность Уполномоченного.

Статья 8. Условия осуществления деятельности Уполномоченного

Уполномоченный не может являться депутатом представительных (законодательных) органов государственной власти и местного самоуправления, занимать государственную и муниципальную должности, находиться на государственной и муниципальной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской либо иной творческой деятельности.

Уполномоченный не вправе быть членом политических организаций, в том числе политических партий, а также политических движений.

Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленное требование, его полномочия считаются прекращенными.

Статья 9. Досрочное прекращение полномочий Уполномоченного

Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится Законодательным Собранием в следующих случаях:

подачи заявления о сложении с себя полномочий;

вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного;

вступления в силу решения суда о лишении дееспособности Уполномоченного;

нарушения требований ст. 8 настоящего Закона.

В случае досрочного освобождения Уполномоченного от занимаемой должности новый Уполномоченный должен быть назначен не позднее двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в порядке, установленном статьями 5 и 8 настоящего Закона.

Постановление о досрочном освобождении от должности Уполномоченного принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Пермской области.

Глава 3. Деятельность Уполномоченного

Статья 10. Основные задачи Уполномоченного

Основными задачами Уполномоченного являются:

содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека;

принятие мер по совершенствованию законодательства в целях защиты прав и свобод человека и приведение его в соответствие с общепризнанными нормами и принципами международного права;

содействие осуществлению контроля за соблюдением на территории Пермской области государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими прав и свобод человека;

просветительская деятельность, содействие распространению знаний о правах и свободах человека и гражданина, формах и методах их защиты.

Статья 11. Обязанности Уполномоченного

Для выполнения возложенных на него задач Уполномоченный обязан:

рассматривать жалобы и заявления граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории Пермской области, о нарушениях органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами прав и свобод человека и гражданина;

принимать меры по фактам нарушения органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами прав и свобод человека и гражданина в порядке, определенном настоящим Законом;

по инициативе Законодательного Собрания, губернатора Пермской области составлять специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Пермской области;

составлять ежегодный доклад о соблюдении прав человека на территории Пермской области;

вести личный прием граждан, оказывать им бесплатную юридическую помощь по вопросам, относящимся к его компетенции;

осуществлять иную деятельность, направленную на защиту прав человека.

Статья 12. Информация о деятельности Уполномоченного

По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности в Законодательное Собрание, губернатору Пермской области, в Пермский областной суд и прокурору Пермской области.

В докладе должны быть представлены результаты мониторинга соблюдения прав человека и гражданина в Пермской области, тенденции изменений в этой сфере под влиянием экономической и политической ситуации в Пермской области, а также оценка ситуации с соблюдением прав человека и гражданина в Пермской области и мер государственного реагирования на нарушения прав человека и гражданина. Доклад должен содержать рекомендации по устранению нарушений прав человека и гражданина в Пермской области.

По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Пермской области Уполномоченный направляет в Законодательное Собрание специальные доклады.

Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в Бюллетене Законодательного Собрания и администрации Пермской области, специальные доклады по отдельным вопросам могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в средствах массовой информации.

Статья 13. Права Уполномоченного

Уполномоченный для исполнения возложенных на него обязанностей вправе:

запрашивать и получать от органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на Уполномоченного обязанностей;

получать письменные объяснения от должностных лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Уполномоченного;

направлять заключение о недопустимости нарушения прав и свобод человека и гражданина органам государственной власти, местного самоуправления и должностным лицам, допускающим такие нарушения, осуществлять другие формы реагирования при нарушении прав и свобод человека и гражданина;

участвовать совместно с компетентными государственными органами в проверках деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

направлять органам государственной власти и местного самоуправления предложения по обеспечению защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина;

самостоятельно или с привлечением экспертов проводить исследования в области защиты прав и свобод человека и гражданина;

при наличии информации о массовых либо грубых нарушениях прав человека предлагать Законодательному Собранию вызывать и заслушивать по поводу обнаруженных нарушений прав человека должностных лиц соответствующих органов государственной власти, а также самостоятельно принимать решение о рассмотрении поступившей к нему информации;

обращаться в установленных формах в Уставный суд Пермской области в случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина в законодательстве Пермской области.

Уполномоченный обладает правом законодательной инициативы по вопросам, связанным с реализацией и защитой конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Статья 14. Право Уполномоченного на посещение органов государственнойвласти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и иныхорганизаций, находящихся на территории Пермской области

По вопросам своей деятельности Уполномоченный вправе посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации и учреждения, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, находящиеся на территории Пермской области.

При посещении Уполномоченным лиц и органов, перечисленных в части первой настоящей статьи, их должностные лица оказывают ему любое необходимое содействие при исполнении им своих обязанностей.

По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, находящихся на территории Пермской области.

Правом посещения лиц и органов, перечисленных в части первой настоящей статьи, на основании письменного поручения Уполномоченного пользуются сотрудники аппарата Уполномоченного.

Статья 15. Обязанность предоставления информации Уполномоченному

Должностные лица органов государственной власти Пермской области, органов местного самоуправления обязаны беспрепятственно в 15-дневный срок предоставлять документы и материалы, иную информацию, запрашиваемую Уполномоченным по правам человека.

Предоставление информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Сведения, которые составляют государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, и полученные Уполномоченным на основании настоящей статьи, разглашению не подлежат.

Глава 4. Принятие решений Уполномоченным по жалобам (заявлениям) о нарушении прав человека и гражданина

Статья 16. Основания для рассмотрения дел о нарушениях прав человека и гражданина Уполномоченным

Основанием для рассмотрения Уполномоченным дел о нарушении прав человека и гражданина являются факты, ставшие ему известными о нарушении прав человека органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами.

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав человека или в случаях, имеющих особое общественное значение, Уполномоченный рассматривает дело о нарушениях прав человека по собственной инициативе. Рассмотрение дел и принятие по ним решений производится в форме и порядке, предусмотренном для рассмотрения жалоб и заявлений.

Статья 17. Подача жалобы (заявления) Уполномоченному

Право на обращение с жалобой (заявлением) имеет любое лицо, чьи права и интересы были нарушены государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами.

Жалоба (заявление) должны содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, адрес и наименование органа или должностного лица, действия (бездействия) или решения которого обжалуются, изложение существа действий (бездействия) или решений, нарушающих, по мнению заявителя, его права. При обжаловании ранее в судебном или административном порядке действий (бездействия) или решения органов власти и должностных лиц к жалобе должны прилагаться копии решений, принятых по его жалобе.

Жалобы (заявления) направляются Уполномоченному в письменном виде не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Указанный в части третьей настоящей статьи срок по решению Уполномоченного может быть восстановлен в случаях, имеющих особое общественное значение, либо если он пропущен по уважительной причине.

Уполномоченный вправе не принимать поступившую к нему жалобу (заявление), если заявитель ранее не обжаловал нарушение своих прав в судебном или административном порядке.

Жалоба (заявление) могут быть поданы лично, через представителя или направлены по почте.

Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, направляются администрацией мест принудительного содержания Уполномоченному.

Жалобы, направляемые Уполномоченному, государственной пошлиной не облагаются.

Статья 18. Рассмотрение Уполномоченным жалобы (заявления)

Уполномоченный, получив жалобу (заявление), имеет право:

1) принять жалобу (заявление) к рассмотрению;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) передать жалобу (заявление) лицу, к компетенции которого относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в принятии жалобы (заявления) к рассмотрению. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивированным.

Если жалоба (заявление) соответствуют требованиям, указанным в ст.17 настоящего Закона, Уполномоченный в 5-дневный срок со дня принятия жалобы (заявления) извещает об этом государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо, действия (бездействия) или решения которого обжалуются. Копия извещения направляется вышестоящему должностному лицу.

К извещению может быть приложена копия жалобы (заявления) и иные необходимые документы. Уполномоченный вправе не раскрывать фамилии лица, обратившегося к нему с жалобой.

Государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо, действия или решения которого обжалуются, вправе дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом. С предоставленными объяснениями может быть ознакомлен заявитель.

В случае предоставления объяснений, указанных в части четвертой настоящей статьи, Уполномоченный при принятии решения по делу учитывает их наряду с другой собранной по делу информацией.

Уполномоченный вправе по собственной инициативе собирать необходимую информацию или обратиться к компетентным государственным, муниципальным органам или должностным лицам с просьбой оказать содействие в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

Статья 19. Формы реагирования Уполномоченного на нарушения прав человека

Уполномоченный самостоятельно выбирает формы реагирования на нарушения прав человека, если это не противоречит законодательству Российской Федерации и законодательству Пермской области.

В случае установления нарушения прав человека Уполномоченный направляет органу государственной власти, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решении или действии (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, свое заключение. Копия заключения может быть направлена вышестоящему должностному лицу.

Заключение содержит аргументированное мнение Уполномоченного о наличии в решениях, действиях (бездействии) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также предложения о мерах или действиях по восстановлению нарушенных прав и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем.

Уполномоченный вправе обратиться в суд в защиту прав и свобод человека и гражданина, нарушенных действиями (бездействием) и (или) решениями государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.

Уполномоченный вправе обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела, если в действиях должностного лица усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также ходатайствовать о проведении проверки вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда.

Уполномоченный вправе опубликовать информацию о результатах рассмотрения жалоб(заявлений) о нарушении прав и свобод человека и гражданина в средствах массовой информации.

Статья 20. Информирование заявителя

Уполномоченный обязан информировать заявителя о ходе рассмотрения жалобы (заявления) и по завершению сообщить ему о принятых мерах либо о том, что нарушение прав и свобод человека и гражданина не установлено.

Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в ходе рассмотрения жалобы (заявления) сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

Статья 21. Обязанности должностных лиц по рассмотрению заключений Уполномоченного

Должностное лицо, получившее заключение Уполномоченного, обязано рассмотреть его и письменно уведомить Уполномоченного о принятых мерах.

Не допускается замена мотивированного ответа отсылкой к другим должностным лицам, государственным органам, органам местного самоуправления.

Глава 5. Организационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного

Статья 22. Общественный совет при Уполномоченном

При Уполномоченном для оказания ему консультативной помощи может создаваться общественный совет.

Положение об общественном совете, его персональный состав утверждается Уполномоченным. Лица, входящие в общественный совет, осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

Статья 23. Аппарат Уполномоченного

Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат Уполномоченного (далее - аппарат).

Уполномоченный и его аппарат является государственным органом с правами юридического лица. Аппарат осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.

Уполномоченный руководит работой аппарата, утверждает положение о нем, в пределах сметы определяет его персональный состав, назначает на должности сотрудников аппарата, решает иные вопросы деятельности аппарата. По вопросам, связанным с руководством аппаратом, Уполномоченный издает приказы.

Статья 24. Финансовое и материально-техническое обеспечение Уполномоченного, аппарата Финансирование деятельности Уполномоченного и его аппарата осуществляется из средств областного бюджета и предусматривается ежегодно в законе о бюджете отдельной строкой.

Уполномоченному устанавливается ежемесячный оклад в размере должностного оклада заместителя председателя Законодательного Собрания и надбавок к нему в соответствии с областным законодательством.

Сотрудники аппарата Уполномоченного являются государственными служащими Пермской области.

Помещение и иное имущество, необходимое Уполномоченному и его аппарату для осуществления своей деятельности, предоставляется администрацией Пермской области в его оперативное управление.

Уполномоченный обеспечивается документами, принятыми органами государственной власти Пермской области, документами и материалами, официально распространяемыми данными органами, а также другими информационными и справочными материалами.

Статья 25. Смета расходов

Проект сметы расходов на очередной финансовый год направляется губернатору и Законодательному Собранию для ее учета при составлении, рассмотрении и принятии проекта областного бюджета.

Смета расходов Уполномоченного, его аппарата утверждается Законодательным Собранием при наличии заключения губернатора области.

Отчет о расходовании финансовых средств предоставляется Уполномоченным одновременно с ежегодным докладом.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности Уполномоченного осуществляется соответствующими контролирующими органами в порядке, установленном областным законодательством.

Статья 26. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Должностные лица, препятствующие осуществлению Уполномоченным его полномочий, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и Пермской области.

Статья 27. Заключительные положения

Уполномоченный назначается на должность в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.

Статья 28. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2001 года, но не ранее, чем через 10 дней после его официального опубликования.

Губернатор Пермской области Г.В. Игумнов
от 9 декабря 2000 года №1241-188