Юр. адрес: 614016, г. Пермь, ул. Глеба Успенского, 13-17. Консультации ведутся по адресу: г. Пермь, ул. Екатерининская, 120а, запись по телефону: (342) 233-40-63. e-mail: palata@pgpalata.org
Тезисы выступления на межрегиональном семинаре "Роль НПО в социальной реабилитации освобождающихся"
Нижний Новгород, 15-17 сентября 2001 года
Исаев Сергей Владимирович,
директор Пермского регионального
правозащитого центра
Работа Пермского регионального правозащитного центра с бывшими осужденными является производной общей деятельности по защите прав человека, и подчинена целям реализация общественного контроля за соблюдением прав человека в названных учреждениях.
Несколько общих замечаний о положении уголовно-исполнительной системы в Пермской области в связи с обсуждаемой темой:
Один из самых крупных "пенитенциарных" регионов в России и мире - 3 управления УИС, 58 исправительных учреждений, в которых содержится примерно 40 тыс. заключенных, в том числе, примерно 11 тыс. этапированы для отбывания наказания из других регионов (например, Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска).
История ГУЛАГа начиналась с создания сети лагерей на севере области, подчиненных вишерскому управлению. Основой хозяйственной деятельности являлась лесозаготовка и лесопереработка. Для справки: еще в 80-е годы основные доходы область получала именно от вывоза древесины, в настоящее время основой бюджетных поступлений являются налоговые поступления от реализации добытой и переработанной на территории области нефти и нефтепродуктов + минеральные удобрения. Большинство предприятий УИС в Пермской области рентабельности достигают только за счет урезания заработной платы осужденных (выводы сделаны на основании материалов, полученных в ходе мониторинга).
ГУИН МЮ РФ по Пермской области финансировался в 2000 г. примерно на 70% плановых расходов (при этом, в течение нескольких последних лет при планировании бюджетных расходов реальные потребности урезались наполовину). Долг всех ИУ Пермской области (кредиты, оплата энергоресурсов и коммунальных услуг, налоговые отчисления и др.) составляет около 800 млн. рублей.
Проблемы администраций учреждений в связи с освобождением осужденных (по содействию в трудовом и бытовом устройстве, и не только):
Ежегодно из ИУ Пермской области освобождают по разным основаниям 8-10 тыс. человек (во время амнистий, разумеется, много больше, что вполне сопоставимо со стихийным бедствием - можно ли подготовить к освобождению сразу массу людей?) Для справки: в 2000 году судами ПО первой инстанции осуждены 9 226 ранее судимых граждан или 27% от общего числа осужденных в 2000 году, по количеству зарегистрированных преступлений область занимает одно из первых мест в Приволжском округе.
В учреждении могут возникать проблемы с расчетом и выдачей положенных освобождающемуся осужденному денежных средств (заработная плата, проезд, питание в дороге и т.д.), может не оказаться одежды по сезону и др.
Инспектора по социальному и бытовому устройству (создаются группы социальной защиты и учета трудового стажа) часто не могут реально содействовать человеку в осуществлении его планов и намерений, так как только половина организаций и учреждений отвечают на запросы (о наличии жилья, возможности трудоустройства по соответствующей специальности и т.п.) ИУ + часто инспектора плохо ориентируются в профессиональных вопросах (в связи с небольшой и нерегулярно выплачиваемой зарплатой существует проблема текучести кадров и кадрового дефицита).
Отсутствуют реальные связи между федеральными и муниципальными ведомствами, что также сопряжено с неопределенностью в социальном обустройстве, особенно нуждающихся в опеке освобождаемых осужденных (инвалидов, больных, воспитанников и некоторых других категорий заключенных). Примеры: воспитанник по освобождении получает социальную пенсию сразу за несколько лет, и..?
С чем сталкиваются органы власти и местного самоуправления:
Большое количество граждан освобождаются из ИУ без паспорта (несмотря на обязанность учреждения, представители последних разводят руки - нет средств на фотографии, а если есть деньги на лицевом счете осужденного - нет фотографа или желания должностного лица). В том случае, если у освобожденного нет места жительства, он попадает на 10 дней в спецприемник, где устанавливают личность гражданина. Однако, паспорт без оплаты расходов по его оформлению не выдают (в условиях города min = 70 рублей). Без паспорта человек не может устроится на работу. Существуют более безнадежные варианты.
Право на жилище до настоящего времени является красивой декларацией. Отсутствие механизма реализации этого права - самая большая проблема (видимо, типичная для всех крупных городов России), порождающая массовое бродяжничество. Органы власти и местного самоуправления создают сеть адаптационных центров и социальных гостиниц - мера вынужденная, дорогостоящая, но вряд ли эффективная, так как проблема имеет тенденцию к росту и долговременности.
Трудоустройство. Существует постановление губернатора Пермской области о квотировании рабочих мест, выполнение которого, по признанию представителей органов власти, плохо контролируется. Кроме того, существуют другие преграды - низкий образовательный ценз, утрата квалификации. Сами учреждения могут готовить специалистов, но только по специальностям, востребованным в данном управлении исполнения наказания (например, в АМ-244/3 готовят шоферов, трактористов и др.) и неконкурентоспособны на рынке труда.
Органы местной власти в целом стараются дистанционироваться от проблем федерального ведомства.
Деятельность Пермского регионального правозащитного центра
Пермский региональный правозащитный центр сталкивается практически со всем, перечисленным выше. Благотворительные акции Правозащитного центра позволяют латать государственные прорехи и устранять последствия чужой недобросовестности (объем благотворительной помощи, переданной в течение года непосредственно Пермским региональным правозащитным центром и предприятиями областного центра, при посредничестве Правозащитного центра, может быть оценен в 0,5-0,6 млн. рублей: в исправительные учреждения было передано 900 конвертов, лекарственных препаратов более чем на 10 000 руб., более 100 наборов постельного белья (простынь, наволочка, полотенце), 22 пачки писчей бумаги и другие канцелярские принадлежности, более 2 000 книг (художественная литература), 22 УПК РСФСР для библиотек исправительных учреждений).
Пермский региональный правозащитный центр ведет благотворительное правовое консультирование как непосредственно в офисе, так и в ИУ (по жилищным, пенсионным вопросам, брачно-семейным отношениям, вопросам отбывания наказания, трудоустройства, порядку обращения в государственные и муниципальные органы для устройства в социальные учреждения, медицинские учреждения и т.п.) В некоторых случаях сотрудникам Правозащитного центра удается решать некоторые личные проблемы осужденных. Например: связаться с безработным отцом воспитанника, договориться о длительном свидании и оплатить его проезд, найти родственников осужденных, решить некоторые вопросы с персоналом спецприемника, центра социальной адаптации, областной социальной гостиницей и т.д.).
Как правило, бывшему осужденному в Правозащитном центре предоставляют небольшую помощь. В зависимости от потребности, может быть выдан продуктовый набор, приобретен билет, оплачен бланк паспорта и фотографии, оплачена врачебная комиссия для трудоустройства и т.д. По просьбе осужденных им также было выслано около 20 посылок.
Правозащитный центр работает с НКО и ИУ, стараясь наладить сотрудничество, со СМИ, стараясь привлечь внимание к проблемам пенитенциарной системы, развивать благотворительность (например: в октябре 2000 года совместно с ОЦС проведена "Неделя узника", которая состояла из выставки "Человек и тюрьма", межрегиональной конференции, 3-х "круглых столов" и др.).
Правозащитный центр также работает с Администрацией Пермской области, пытаясь преодолеть первобытное отношение к отбывшим наказание и отчаянно нуждающимся гражданам (например, Правозащитный центр выступил с инициативой предоставления бесплатного проезда этой категории граждан, создания пенитенциарного центра для девочек).
Сотрудниками Пермского регионального правозащитного центра был подготовлен и издан "Справочник для освобождающихся из исправительных учреждений Пермской области", содержащий рекомендации для отбывших наказание в решении проблем, с которыми они могут столкнуться при освобождении. Половина тиража справочника была передана в Пермское ГУИН, остальная часть передается непосредственно в управления (Ш-320, АМ-244), справочник также распространяется среди родственников освобождающихся и высылается в ИУ по просьбам заключенных.
Выводы:
Пермская область, безусловно, нуждается в развитой системе социальной адаптации граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, чего в настоящее время нет. Развитие сети социальных гостиниц и адаптационных центров крайне затратно, направлено на работу со следствием, и без увязки с превентивным решением вопросов сохранения жилья за осужденными малоэффективно.
Полагаю, что тоже можно сказать и о системе подготовки к освобождению. Если будет сохранятся крайняя отчужденность и несправедливость (например, в оплате труда отбывающих наказание) системы исполнения наказаний, отмеченные выше негативные явления будут только нарастать. Порядок в ИУ поддерживается на авторитарности, что предполагает подавление гражданственности, социально дезориентирует человека. Можно предположить, что для исправления и адаптирования его нужно совершенно обратное.
Полагаю, что в этом весомую роль могли бы сыграть общественные организации.