09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
ЧТО ТАКОЕ ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ
Гражданский контроль - этонепосредственное наблюдение общественных организаций и групп за соблюдением прав и законных интересов граждан в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и их учреждений, на предприятиях различной формы собственности с целью прекращения и/или недопущения нарушения прав и законных интересов граждан.
Короче:
Гражданский контроль – это ответственное наблюдение граждан за соблюдением властями прав и законных интересов граждан.
Еще короче:
Гражданский контроль – это контроль граждан за исполнением властями своих обязательств.
Совсем коротко:
Гражданский контроль – это наблюдение за соблюдением.
ЗАЧЕМ ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ
Миссия гражданского контроля – выявление нарушений прав и законных интересов граждан с целью устранения этих нарушений.
Гражданский контроль обеспечивает соблюдение властями общественных интересов.
Гражданский контроль – это способ влиять на власть в общественных интересах
Чем больше гражданского контроля за деятельностью властей, тем качественнее власти обслуживают население.
Гражданский контроль – первый шаг к реальному самоуправлению. Но первый.
ГЛАВНОЕ:
ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА, ЕСЛИ ВЫ САМИ НЕ ДОБИВАЕТЕСЬ УСТРАНЕНИЯ ОБНАРУЖЕННЫХ НАРУШЕНИЙ.
В России простое обнародование нарушений не ведет автоматически к их устранению.
В России всего нужно добиваться. И не в одиночку.
Невозможно добиться от власти устранения нарушений, не доказав наличия этих нарушений. Если нарушения неочевидны, скрыты, не имеют документальных подтверждений – тогда для сбора необходимых доказательств и нужен гражданский контроль.
Многие пермяки сталкивались с тем, что вечером городской общественный транспорт работает очень плохо, но только гражданский контроль смог собрать необходимые доказательства, чтобы потребовать от властей устранения нарушений .
Политическая, административная и экономическая власть должны чувствовать, что они под контролем, что всё тайное все равно станет явным.
Гражданский контроль не может решить всех проблем, но создает условия для решения многих проблем.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ
Право на гражданский контроль вытекает из базовых гражданских прав, из права гражданина «принимать участие в управлении своей страной». Гражданский контроль в России основывается на ст. 24 и 29 Российской Конституции. В Пермском крае гражданский контроль основывается на ст. 11 Устава Пермского края, ст. 3 Закона Пермской области «Об основах взаимодействия органов государственной власти Пермской области и негосударственных некоммерческих организаций в сфере социальной политики» и Распоряжении губернатора Пермского края № 132-р от 09.10.2007 г.
КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ
По объекту:
Контроль учреждений (тюрьмы, школы, воинские части и т.д.)
Контроль деятельности (работа общественного транспорта, снабжение льготными лекарствами, формирование бюджета, прием заявлений граждан и т.д.)
По типу критерия:
Контроль соблюдения прав
Контроль соблюдения интересов
Контроль качества услуг
Контроль соблюдения законодательства
Контроль соблюдения стандартов и регламентов
Уведомительный
Безуведомительный
Официальный, санкционированный властями
Неофициальный, не санкционированный властями (явочный)
Контроль закрытых учреждений
Контроль полузакрытых учреждений
Контроль открытых учреждений
Комплексный (например: контроль соблюдения прав человека в больницах, контроль работы общественного транспорта)
Специализированный (например: контроль соблюдения права на частную жизнь в больницах, контроль соблюдения интервалов движения общественным транспортом)
СФЕРЫ ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ
Сферы гражданского контроля – сферы общественного интереса.
Контролируют соблюдение тех прав и интересов, которые важны для многих.
Главное ограничения гражданского контроля:
Если для выявления соблюдения/несоблюдения прав и интересов необходимы профессиональные знания (юридические, педагогические, экономические и т.д.) и специальные процедуры (аудиторская проверка, правовой анализ, товарная экспертиза и т.д.), то гражданский контроль будет неэффективен и должен быть заменён гражданской экспертизой.
Гражданский контроль за соблюдением права ребёнка на образование (учится/не учится) целесообразен, а гражданский контроль за качеством образования (хорошо/не хорошо учат) нецелесообразен - здесь нужна экспертиза.
Гражданский контроль важно отличать от гражданской экспертизы в том числе и потому, что гражданская экспертиза более затратна и требует привлечения экспертов, специалистов высокого уровня.
Есть сферы общественного интереса, где эффективнее гражданский контроль и есть сферы общественного интереса, где эффективнее гражданская экспертиза.
Гражданский контроль - самая простая и самая демократичная форма влияния граждан на власть.
МЕТОДЫ ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ
Основной метод – непосредственное наблюдение (например: на избирательном участке, на призывном пункте, за исполнением судебных процедур, за продажей лекарств и т.д.)
Наблюдение устанавливает:
Дополнительные, вспомогательные методы гражданского контроля:
Все наблюдаемое соблюдение/несоблюдение прав и интересов должно строго фиксироваться.
Основной метод фиксации информации, полученной в результате гражданского контроля - ведение протокола наблюдения (протокол по единой установленной организаторами контроля форме; протокол может быть в виде таблицы с указанными параметрами контроля, наблюдатель лишь ставит отметки в графах; протокол может быть в виде вопросника, заполняемого общественным наблюдателем и т.д.).
Вспомогательные методы фиксации результатов контроля
ЭТАПЫ ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ВЫПОЛНЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ
Программа контроля
Пакет для общественного наблюдателя: