09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Аналитическая записка, 1 марта 2002 года
Пытки как явление и правовое понятие
Термин "пытка" раскрывается в статье 1 Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Под пыткой здесь понимается "любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль и страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или другого лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать, принудить или дискриминировать его или третье лицо, когда такие боль и страдание причиняются государственным или должностным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома и молчаливого согласия".
От других видов жесткого обращения пытки отличаются тем, что боль и страдания причиняются с целью "получить сведения, наказать, принудить или дискриминировать". Не будут считаться пыткой страдания, причиненные случайно или если причинение страданий не преследовало указанной выше цели, однако в последнем случае эти действия все равно будут расцениваться как "бесчеловечные и унижающие человеческое достоинство".
Пыткой не будут являться боль и страдания, возникающие в результате законных санкций, если эти боль и страдания неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно. Например, пыткой не будет являться применение минимально необходимой физической силы для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших и т.п. В данном случае будет обоснованным и применение к ним наручников и других спецсредств. Другими словами, чтобы определить, являлось ли рассматриваемое действие пыткой, необходимо установить возможность "ненасильственного способа" в достижении желаемого результата, т.е. без причинения боли и страданий. Кроме того, следует обратить внимание на достаточность применения физической силы и спецсредств - применение их должно быть прекращено, как только устранена причина, вызвавшая их.
Пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания являются наиболее опасной формой нарушения прав человека. Предупреждению пыток и жестокого обращения посвящены многочисленные международные документы ООН и Совета Европы, созданы соответствующие межнациональные институты с широкими полномочиями: комиссии по предотвращению пыток при ООН и Совете Европы. Большое внимание уделяет проблеме Европейский суд по правам человека. В Европе основополагающим документом, объединяющим усилия государств в предотвращении пыток, является Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Россия подписала эту Конвенцию в 1994 году.
В документах межгосударственных органов и международных неправительственных организаций как наиболее частые упоминаются 15 видов "пыток" (почти все они в той или иной степени применяются на территории России, многие - в Пермской области):
Разумеется, уголовное законодательство развитых стран предусматривает самые суровые санкции за подобного рода преступления.
В 70-х годах, когда была установлена причинно-следственная связь между борьбой с преступностью и ростом применения насилия правоохранительными органами в уголовном судопроизводстве ряда государств Америки и Европы, стали исповедовать подходы, связанные с концентрацией материальных и технических средств и людских ресурсов на противодействии организованной и другим, наиболее опасным, видам преступности при декриминализации менее опасных преступлений. Были разработаны некарательные технологии для решения проблемы преступности и внедрены альтернативные криминальной юстиции институты урегулирования конфликта между жертвой преступления и возможным преступником, приняты специальные программы, созданы государственные и неправительственные службы помощи (правовой, медицинской, психологической и т.п.) всем жертвам преступлений, независимо от того, признан ли факт пыток в уголовно-процессуальном порядке. Известны и национальные программы по реабилитации субъектов пыток (т.е. истязателей). Общество получило, таким образом, реальные рычаги воздействия на ситуацию и разделило ответственность за состояние правопорядка.
По мнению экспертов, эта стратегическая модель позволяет:
Ситуация в России и Пермской области
Российская концепция уголовной политики резко контрастирует с описанной выше моделью.
В России невозможно достоверно определить количество жертв пыток, жертв других злоупотреблений властью в правоохранительных органах. По нашему мнению, тому существует несколько причин:
1. Понятие "пытка" до настоящего времени в России не криминализировано (Комитет против пыток ООН еще в 1996 году рекомендовал России сделать это), что исключает статистический учет по выявленным случаям пыток. Отсутствуют и прочие официальные сведения о пытках и других видах жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения и наказания. Если речь и заходит о пытках, то внимание фокусируется не на нарушении прав человека, а на недостатках кадровой и воспитательной работы, надзора и т.п. В конечном счете, проблема низводится до уровня ведомственной недоработки и в таком виде замыкается внутри самих правоохранительных органов. Существуют и иные последствия игнорирования международной правовой лексики. Например, у сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих следствие, нет четкого представления о пределах допустимого воздействия на обвиняемых, говорить об этом в отношении рядовых сотрудников ОВД вряд ли вообще имеет смысл. Не существует оснований для привлечения к ответственности должностных лиц, отвечающих за нормальные условия мест содержания под стражей, невозможно говорить о каких-то специальных законодательных нормах, защищающих жертв пыток и жестокости и т.д.
2. Крайне высока латентность пыток. Основная часть случаев пыток и жестокости со стороны сотрудников правоохранительных органов остается недоказанной в силу ряда обстоятельств:
Кроме того, существует немало способов оказания давления на потерпевшего, вплоть до фальсификации и привлечения последнего к уголовной ответственности (наиболее распространенная практика в Пермской области).
Опыт правозащитных организаций позволяет говорить о следующих особенностях рассматриваемой проблемы:
Как указывалось выше, получение достоверной информации о частоте и количестве пыток и пр. из официальных источников затруднено, поэтому при оценке распространенности анализируемого явления эксперты опираются на фактические данные правозащитных организаций, публикации СМИ, а также на источники, которые имеют косвенное отношение к проблеме пыток и жестокости со стороны правоохранительных органов - опросы общественного мнения о доверии к правоохранительным органам. Выводы, к которым они приходят, могут быть сведены к следующему:
Пытки в органах внутренних дел носят массовый и систематический (технологичный) характер.
Насилие в ОВД приобрело такой масштаб, что это создает еще большую угрозу национальной безопасности, чем обычная (бытовая) преступность, составляющая основной массив криминальных деяний. Когда от имени государства творятся преступления против личности, причем преступления, остающиеся безнаказанными, это означает полное разрушение правопорядка, невозможность правовой защищенности граждан, правовой нигилизм и т.д.
Расширение репрессивных мер ведет к расширенному воспроизводству самой преступности за счет включения в ее круг части представителей органов правопорядка. Правоохранительные органы постепенно перерастают в свою противоположность - источник организованной преступности.
Упоение силою развращает профессионала и способно низвести его до уровня поденщика. Утрачивается как ненужная способность к "добыванию" доказательств иными способами, кроме рукоприкладства, уходит стремление рассуждать логично и быть объективным. Повседневное насилие как способ выполнения служебного долга отупляет и деморализует самого "правоохранителя". При таком положении вещей вряд ли можно рассчитывать на широкую публичную поддержку милиции населением, а значит, глупо рассчитывать на серьезное снижение преступности в регионе.
Московский Комитет "За гражданские права" также указывает на то, что люди, пережившие пытки, перестают уважать закон и власть той страны, где их пытали. Часто они считают окружающих виновными в том, что с ним произошло. Таким образом, оказываются разрушенными важнейшие барьеры, удерживающие их от преступлений.
В вопросах поддержания правопорядка общество постепенно лишается субъекта, представляющего его подлинные интересы.
Пути выхода из создавшейся ситуации
Конечно, лучше законы иметь, чем не иметь, поэтому необходимо проведение глубоких реформ, меняющих направленность государственной политики в сфере уголовного преследования. Главным элементом преобразований должно стать стремление максимально обеспечить права человека, что отчасти будет предполагать ужесточение контроля за деятельностью правоохранительных органов не только со стороны государственных институтов, но и со стороны общества и ужесточение наказаний за применение пытки и других злоупотреблений властью. С другой стороны, важно смягчить карательное, репрессивное начало в сфере уголовного судопроизводства.
Правозащитные организации считают также необходимым: