09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Не будет преувеличением утверждение о том, что деятельность юридических лиц, связанная с образованием и/или воспитанием детей, по тем или иным причинам лишенных родительской заботы, требует специального разрешения (лицензии) практически во всех странах. Также в большинстве государств не только признается принципиальная возможность частных лиц и организаций принимать активное участие в разрешении сложных социальных проблем, связанных с безнадзорностью и сиротством, но и предпринимаются шаги, направленные на всестороннее стимулирование подобной инициативы. К сожалению, приходится констатировать, что в Российской Федерации не уделяется должного внимания развитию сети негосударственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из наиболее очевидных примеров того, как сравнительно незначительные недоработки законодательных норм могут оказать парализующее воздействие на способность общества адекватно реагировать на встающие перед ним сложные задачи, является действующая практика лицензирования деятельности негосударственных детских домов.
Анализ действующего законодательства, в частности Федерального Закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (ст. 11) и Закона РФ "Об образовании" (ст. 12) позволяет сделать вывод о том, что регулирование деятельности, связанной с содержанием и воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к компетенции как Министерства труда и социального развития РФ, так и Министерства образования РФ.
Исторически сложилось так, что советское государство, беря на себя заботу о детях-сиротах, придерживалось комплексного подхода, и кроме заботы о создании необходимых условий для проживания и воспитания детей детские дома брали на себя заботу об их образовании. Таким образом, детские дома рассматривались в первую очередь как образовательные учреждения, и полномочия по регулированию их деятельности прочно закрепились за Министерством образования.
В свою очередь, Министерство труда и социального развития сосредоточилось на регулировании таких учреждений, как: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты для детей и подростков; детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками (п.1 ст. 17 ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ"), которые, как правило, не рассчитаны на предоставление воспитанникам образовательных услуг по основному или среднему общему образованию.
Оба закона прямо указывают на возможность создания негосударственных учреждений, осуществляющих свою деятельность в сферах, регулируемых соответствующими ведомствами (п.3 ст. 4 ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и ст. 11.1 Закона "Об образовании"). Однако Министерство труда и социального развития, пользуясь тем, что в соответствии со ст. 18 ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" государственные и муниципальные учреждения социального сектора освобождены от необходимости получать лицензии для осуществления своей деятельности, до настоящего времени не разработало порядок выдачи лицензий на осуществление деятельности по социальному обслуживанию. Что, несомненно, оказывает сдерживающее влияние на развитие сети негосударственных учреждений социальной защиты.
Напротив, Закон РФ "Об образовании" содержит требование о лицензировании всех юридических лиц, осуществляющих образовательную деятельность, не проводя различия между государственными (муниципальными) и негосударственными учреждениями. Таким образом, единственной возможностью для негосударственного детского дома получить от государства специальное разрешение на осуществление своей деятельности является получение лицензии на образовательную деятельность.
К сожалению, несмотря на то, что формулировка ст. 12 Закона РФ "Об образовании" - "Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников" - позволяет сделать вывод о том, что возможно существование образовательных учреждений, обеспечивающих только "содержание и воспитание обучающихся, воспитанников", негосударственный детский дом, не реализующий образовательных программ, может столкнуться с целым рядом проблем, как на этапе создания (получения лицензии), так и последующего функционирования (при аккредитации).
Так, среди документов, которые в соответствии с п. 12 "Положения о лицензировании образовательной деятельности", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г., соискатель должен предоставить в лицензирующий орган для получения лицензии, указаны:
"а) заявление учредителя с указанием … перечня образовательных программ, направлений и специальностей подготовки; …
ж) перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки по этим дисциплинам; …
з) сведения об обеспеченности учебной литературой …;
и) сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса, квалификации педагогических работников …;".
А п.10 указанного Положения предполагает указание в приложении (которое является составной частью лицензии) следующих сведений:
"а) перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право ведения образовательной деятельности, их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения;
б) квалификация, которая будет присваиваться по завершении образования выпускникам образовательным учреждением, имеющим свидетельство о государственной аккредитации".
В то время как негосударственный детский дом, не предполагающий предоставлять своим воспитанникам образовательные услуги и выдавать своим воспитанникам документ о получении ими образования, не в состоянии соответствовать указанным требованиям.
Применительно к требованию об аттестации образовательных учреждений ситуация выглядит несколько более запутанной.
Согласно п. 17 ст. 33 Закона РФ "Об образовании" "Свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования".
Основанием для предоставления образовательному учреждению аккредитации являются его заявление и заключение об его аттестации (п.18 ст.33 Закона РФ "Об образовании"), целью которой является "установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов" (п.20 ст.33 Закона РФ "Об образовании"). Что применительно к учреждениям, не предоставляющим своим выпускникам документа об образовании, фактически лишено смысла. Тем не менее, образовательные учреждения обязаны проходить аттестацию не реже одного раза в пять лет (п. 19 ст.33), что также предполагает присвоение им определенного уровня аккредитации.
Вероятно, законодатель все же предполагал, что некоторые образовательные учреждения не могут соответствовать общим требованиям к аттестации и аккредитации, применимым к образовательным учреждениям "классического" типа. Ст. 33 содержит п. 22, которым устанавливается, что "Аттестация дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждений дополнительного образования, а также вновь созданных экспериментальных образовательных учреждений проводится соответствующим государственным органом управления образованием в порядке, предусмотренном типовыми положениями об этих образовательных учреждениях". Однако "Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.06.1995 г., не содержит каких-либо норм относительно порядка аттестации таких учреждений. И если применительно к образовательным учреждениям дополнительного образования и учреждениям дошкольного образования Министерство образования РФ разработало и утвердило методические рекомендации по аттестации вышеуказанных типов образовательных учреждений, в частности "Методические рекомендации по организации и содержанию аттестации образовательных учреждений дополнительного образования" (Письмо Министерства образования РФ от 30.06.1999 г.), "Рекомендации по вопросам проведения аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений" (Письмо Министерства образования РФ от 26.08.1996 г.), то методика аттестации образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не разработана.
В настоящий момент мы не считаем целесообразным вносить изменения в Закон "Об образовании" с целью освободить негосударственные детские дома, не предоставляющие образовательных услуг и не выдающие своим воспитанникам документ об образовании, от обязательной аттестации. На наш взгляд, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (как государственные, так и негосударственные), крайне нуждаются в эффективных механизмах государственного контроля и надзора за своей деятельностью, одним из которых мог бы стать механизм периодической аттестации таких учреждений. Однако позитивный эффект от применения нормы об аттестации может быть достигнут только в случае разработки и принятия Министерством образования РФ соответствующих аттестационных методик, которые надлежащим образом учитывали бы особенности, присущие негосударственным детским домам.
Среди таких особенностей мы считаем необходимым указать на следующие:
Мы считаем крайне низкой вероятность создания негосударственных детских домов, которые бы предоставляли своим воспитанникам образовательные услуги (за исключением услуг дополнительного образования). Это можно объяснить, с одной стороны, возможным нежеланием учредителей нести значительные затраты, связанные с организацией и осуществлением образовательного процесса, в то время как эти средства могут быть использованы для увеличения числа воспитанников и расширения сети негосударственных детских учреждений; с другой стороны, превалирующими в современной педагогической науке подходами, предусматривающими максимальную интеграцию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество и получение ими начального, основного и среднего общего образования в сети государственных (муниципальных) учреждений общего образования.
Специфические требования относительно квалификации и уровня подготовки привлекаемого негосударственными детским домами персонала. При подборе персонала учредители будут в первую очередь ориентироваться на жизненный опыт кандидатов, их способности организовать удовлетворение бытовых потребностей воспитанников, а не наличие специальных знаний или высшего педагогического образования.
В то же время мы считаем, что необходимо установить достаточно высокие требования к лицу, которое будет осуществлять функции руководителя негосударственного детского дома. Такими критериями могут выступать наличие высшего педагогического образования, опыт работы, отсутствие судимостей за те или иные виды преступлений и т.д.
В случае же инициирования пересмотра действующего Закона "Об образовании", который, на наш взгляд, недостаточно отвечает потребностям и задачам, которые сегодня ставят перед системой образовательных учреждений общество и государство, мы рекомендовали бы ввести отдельную категорию "воспитательное" учреждение. В указанную категорию могли бы быть включены детские дома (как государственные, так и негосударственные), которые оценивались бы с точки зрения обеспечения приемлемых материально-бытовых условий содержания для своих воспитанников, поддержания здорового морального климата среди подростков, создания благоприятных условий для интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество. Образовательная деятельность таких учреждений - предоставление ими своим воспитанникам услуг по получению дошкольного, общего или дополнительного образования, рассматривалась бы отдельно от их деятельности в качестве воспитательных учреждений.
Подготовлено: Ефименко А.П.
20.02.2003