Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

 

Комиссия по координации работ,
связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребёнка
и Всемирной декларации об обеспечении выживания,
защиты и развития детей в Пермской области

РЕШЕНИЕ

25.02.2004 №1/1

"Об итогах эксперимента по организации общественного контроля
в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях
и домах ребёнка города Перми и Пермского района"

Комиссия по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Пермской области, заслушав доклад председателя Пермской Гражданской Палаты И.В. Аверкиева отмечает, что сотрудники учреждений в основном соблюдают требования законодательства и предпринимают усилия для соблюдения прав и законных интересов детей. В детских домах в достаточной мере удовлетворяются витальные потребности воспитанников, организован досуг детей. В ряде учреждений применяются и используются новые нестандартные технологии работы с детьми (детские дома №1, №2, №16), которые позволяют усовершенствовать систему воспитания, стимулируют творчество педагогов и положительно сказываются на качестве работы.

В то же время, имеет место ряд общих для всех детских интернатных учреждений проблем, которые неблагоприятно сказываются на соблюдении прав детей.

Анкетирование, проведенное среди воспитанников детских домов, указывает, что в детских домах применяются следующие наказания: детей лишают посещения родственников, лишают еды (завтрака, обеда, полдника, второго ужина), ставят в угол, не отпускают на прогулку, не разрешают смотреть телевизор и др. Грубым нарушением законодательства, прав детей и норм педагогической этики являются случаи, когда детей в качестве наказания бреют голову или используют другие унизительные формы наказания.

Выявлен случай, когда ребенок трижды в течение года помещался в городскую психиатрическую больницу, позднее, после обследования специалистами областной психиатрической больницы, был признан здоровым.

Большая часть перечисленных в заключении проблем (нарушения прав человека, проблемы социализации воспитанников и т.п.) обусловлены особенностями функционирования интернатных учреждений, при определенных усилиях они могут быть лишь сглажены, но не искоренены полностью. Воспитание в условиях детского дома является крайней формой жизнеустройства ребенка. Оно в подавляющем большинстве случаев негативно сказывается на формировании и развитии детей и их дальнейшей адаптации в обществе.

Результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что детские дома и социально-реабилитационные центры не приспособлены для полноценной работы с несовершеннолетними, нуждающимися в реабилитации: не достаточно современных реабилитационных методик, технологий и обязательных программ реабилитации, специалистов необходимой квалификации, отсутствует координация и контроль за проведением необходимых реабилитационных мероприятий.

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних выполняют в основном функции оформления документов на ребенка для его устройства в детский дом, они ограничены в осуществлении реабилитационных программ небольшими сроками пребывания детей в центре, перед ними не ставится задача проведения комплексной реабилитации и максимального восстановления статуса ребенка.

Современная воспитательная система детских домов ориентирована, прежде всего, на настоящее, на удобство воспитания с точки зрения педагогов, а не с точки зрения интересов детей и заботы об их будущем. Отсутствует работа по дальнейшей социализации выпускников детских домов. Воспитательные программы не способствуют развитию у детей самостоятельности и навыков, необходимых для автономного существования.

За небольшим исключением, в детских домах не проводится работа с семьями воспитанников, реабилитация и восстановление кровных семей и привлечение родственников к процессу социализации воспитанников детских домов.

Как правило, дети живут в серой, угнетающей, казенной обстановке. В убранстве многих детских домов мало детского, яркого, веселого.

В ходе общественного контроля выявлен факт, когда система централизованных поставок медикаментов отрицательно сказывалась на возможности охраны здоровья воспитанников. В 2003 году все детские дома получили лекарственные травы в неадекватно больших объемах, некоторые - очень сильные лекарственные препараты для взрослых, которые не могут предлагаться детям, при этом у детских домов не хватало обычных лекарств от простуды, особенно страдали школы-интернаты для детей с психическими отклонениями, которые ощущали острую нехватку успокаивающих препаратов. Дети, нуждающиеся в очках, в течение нескольких месяцев вынуждены ходить без очков, так как в учреждениях не было соответствующих средств.

Финансирование учреждений не предполагает расходов по привлечению специалистов для ведения дополнительного индивидуального обучения. Детские дома не располагают эффективными методиками адаптации и реабилитации бывших безнадзорных детей, "детей улиц" с большим "стажем" и "трудных подростков", несмотря на то, что с этой проблемой сталкиваются практически все учреждения.

Персонал учреждений настроен на работу с детьми относительной "нормы" и высказывает нежелание тратить время на "трудных" детей, считая все усилия тщетными. Учреждения не имеют или испытывают острый дефицит специалистов для работы с детьми, долгое время занимавшихся бродяжничеством: психологов, социальных педагогов, педагогов для индивидуальной коррекционной работы (репетиторов) и других специалистов. Особенно следует отметить безразличие к частной жизни детей со стороны персонала учреждений и всей системы в целом.

Специалисты ряда детских домов психологически не готовы к развитию патронатного воспитания и "саботируют" эту форму работы. Препятствием для развития патронатного воспитания является отсутствие финансирования уполномоченных служб.

Исходя из вышеизложенного, комиссия по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Пермской области,

РЕШИЛА:

1. Признать значимость материалов Заключения Пермской Гражданской Палаты, направить их в органы и учреждения, являющиеся субъектами системы профилактики социального сиротства Пермской области, для принятия конкретных мер и отработки технологии общественного контроля.

2. Департаменту образования, комитету социальной защиты населения, управлению здравоохранения области принять меры по устранению нарушений прав детей, находящихся в учреждениях города Перми и Пермской области.

3. Утвердить прилагаемый план мероприятий, направленный на улучшение положения детей в интернатных учреждениях области.

4. Утвердить состав рабочей группы по разработке проекта указа губернатора области "Об организации и проведении общественного контроля в интернатных учреждениях на территории Пермской области".

5. Рекомендовать органам местного самоуправления:

    5.1. Организовать проведение муниципальных конкурсов социальных проектов среди коллективов детских домов, социально-реабилитационных учреждений, домов ребенка по проблемам защиты прав детей.

    5.2. Принять меры к разукрупнению детских домов, используя передачу детей в патронатные семьи.

Председатель комиссии Т.И. Марголина

Секретарь комиссии С.А. Вострикова