Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

 

Технологии проведения общественного контроля интернатных учреждений

Нижеследующая процедура проведения общественного контроля была определена общественными инспекторами в ходе посещения учреждений в рамках эксперимента по реализации общественного контроля интернатных учреждений на территории г. Перми и Пермского района.

Как собирать информацию

Цели сбора информации

Все мероприятия в рамках общественного контроля нацелены на выявление фактов, угроз и возможностей нарушения прав человека. В ходе общественного контроля важным является не только выявление нарушений прав человека и проблем функционирования учреждений, но и выяснение причин возникновения этих явлений и определение существующих препятствий для исправления ситуации.

Как показал опыт инспектирования учреждений, большая часть нарушений прав человека связаны с недостатком ресурсов, но многие проблемы обусловлены пережитками устаревшей советской системы социальной опеки, и сложившимися в рамках этой системы нормами отношения к "подопечным".

Что является предметом внимания общественных инспекторов

  • факты нарушения прав человека (прежде всего, факты жестокого и унижающего достоинство обращения и наказания)

  • соответствие условий проживания и обращения требованиям уважения человеческого достоинства

  • случаи злоупотреблений со стороны администрации и персонала

  • существующие ограничения для реализации основных неотъемлемых прав человека

  • соблюдение существующих стандартов минимального объема гарантированных государством социальных услуг

  • наличие дискриминации "подопечных" интернатных учреждений в получении гарантированных государством социальных услуг

  • другие показатели эффективности выполнения учреждением своих функций.

Предварительный сбор информации

  • Перед посещением учреждений общественные инспекторы знакомятся с нормативными актами, регулирующими деятельность инспектируемых учреждений и устанавливающих права и обязанности "подопечных" этих учреждений.

  • Для более предметного знакомства с деятельностью учреждений запрашиваются копии нормативных документов, регламентирующих их деятельность (уставов, положений, правил внутреннего распорядка и т.п.). Полезная информация о деятельности учреждения содержится в различных содержательных отчетах этих учреждений, представляемых в курирующие их деятельность органы власти.

  • Для выявления потенциальных возможностей для злоупотреблений и выяснения картины соблюдения прав человека в учреждениях данного типа общественные инспекторы предпринимают усилия по сбору материалов проверок различных контролирующих инстанций: прокурорских проверок, проверок Комиссии по делам несовершеннолетних, проверок курирующих учреждения органов власти. Возможен сбор статистической информации о числе жалоб от "подопечных" инспектируемого учреждения в контролирующие инстанции, числе помещенных на лечение и обследование в психиатрические учреждения, числе вызовов милиции и т.п.

Перечень мероприятий общественного контроля

  1. Беседа с руководством (персоналом) учреждения. Выяснение проблем и потребностей учреждения. Анкетирование руководителя учреждения.

  2. Общий сбор проживающих/воспитанников учреждения, информирование их о целях общественного контроля, о возможностях проживающих передать жалобы, предложения. Ответы на вопросы проживающих. Анкетирование проживающих (не менее 5% от списочного состава).

  3. Установка в помещении учреждения "ящика для предложений". Сбор жалоб и предложений проживающих учреждения в письменном виде.

  4. Индивидуальные беседы с проживающими, выяснение условий проживания и основных проблем, заполнение опросных листов.

  5. Индивидуальные выборочные беседы с сотрудниками.

  6. Проведение фокус-групп с проживающими (может быть проведено несколько бесед с разными группами проживающих), с сотрудниками, заполнение опросных листов.

  7. Посещение жилых и бытовых помещений учреждений (жилых комнат, санузлов, душевых, столовых во время приема пищи, библиотеки, комнат отдыха, актовых залов, процедурных кабинетов, дворовых территорий, подсобных хозяйств и др.). Посещение всех типов отделений для различных категорий проживающих, определение степени различий в условиях проживания в рамках одного учреждения и выяснение причин этих различий.

Дополнительные мероприятия:

  1. Юридические консультации для проживающих и сотрудников учреждения.

  2. Лекции для проживающих и персонала на актуальные темы.

  3. Выяснение потребностей учреждения в благотворительной помощи.

  4. Распространение методических материалов.

Копии документов, запрашиваемых у администрации учреждения

  1. Правила внутреннего распорядка учреждения (устав, положение).

  2. Образец договора с проживающими.

  3. Расчет оплаты стационарного обслуживания на одного человека в месяц.

  4. Стоимость одного обеда, меню.

  5. Штатное расписание.

  6. Содержательные отчеты о деятельности учреждения.

Общие правила посещения учреждений

  1. Общественные инспекторы и ассистенты носят бэйджи.

  2. Индивидуальное собеседование проводится только с согласия предполагаемого собеседника. В беседе с проживающими и персоналом общественный инспектор представляется каждому собеседнику и вручает ему личную визитную карточку, записывает Ф.И.О. собеседника, должность (сотрудника) и фиксирует основное содержание разговора письменно или записывает на диктофон (с разрешения собеседника).

  3. При входе в жилые помещения обязательно спрашивается разрешение у проживающих.

  4. При портретной фотосъемке обязательно спрашивается разрешение у тех, кого фотографируют.

  5. Все жалобы проживающих проверяются непосредственно во время посещения, при необходимости у администрации и персонала запрашиваются документы и объяснения.

  6. По окончанию посещения обязательно официально попрощаться с руководством учреждения, вкратце рассказав о впечатлениях от посещения.

  7. Общий стиль поведения во время посещения: максимальная корректность и доброжелательность в отношении как персонала, так и проживающих.

Сбор информации в ходе посещения учреждений

Посещение учреждения начинается со встречи с руководителем учреждения. Руководителю сообщается о целях и задачах общественного контроля, с ним согласуется процедура проведения мероприятий в ходе инспектирования. Руководитель по предварительной договоренности организует общий сбор проживающих, предоставляет возможность индивидуальных встреч с "подопечными" учреждения и беседы с персоналом, консультирует по всем вопросам функционирования учреждения. От руководителя инспекторы получают информацию о специфике работы учреждения и основных трудностях, с которыми сталкивается учреждение при осуществлении своей деятельности.

Как правило, руководитель стремиться сосредоточить внимание инспекторов на материально-финансовых проблемах учреждения. В то же время, интерес инспекторов состоит в выявлении нарушений прав человека. Для того, чтобы беседа с руководителем была более продуктивна - можно предложить все проблемы и потребности учреждения изложить в отдельной анкете, которая передается заранее, до посещения.

При подготовке посещения учреждений необходимо заранее определить и составить примерный список критериев, по которым будет определяться насколько соблюдаются права человека в учреждении. На основании этих критериев составляется перечень вопросов, на которые нужно будет ориентироваться в беседах с руководителем, сотрудниками и "подопечными".

Проведение фокус-групп

Проведение коллективного обсуждения заданных вопросов - с неизменной эффективностью позволяет быстро собрать максимум информации об учреждении. Фокус-группы могут проводиться как с сотрудниками, так и с "подопечными" учреждения. В качестве тем для обсуждения выбираются наиболее распространенные вопросы нарушений прав человека. Так, например, обсуждение с сотрудниками детского дома может вестись вокруг существующих в детском доме системы поощрения и наказания, проблемы уважения частной жизни детей, обеспечения контактов с близкими, подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. В доме престарелых это может быть беседа о способах разрешения конфликтов между проживающими и администрацией, обеспечения существующих социальных гарантий для престарелых и инвалидов, решения проблемы пьянства и т.п. Обсуждение этих вопросов с сотрудниками позволяет не только получить полную информацию о том, как в учреждении решаются наиболее острые проблемы соблюдения прав человека, но и выполняет просветительскую функцию, сотрудники учреждений во время беседы имеют возможность оценить свою деятельность с точки зрения соблюдения прав человека.

Оптимальный вариант - проводить такие встречи и беседы с сотрудниками после обхода всего учреждения, в этом случае общественный инспектор имеет возможность озвучить и обсудить выявленные нарушения, получить пояснения. Такие фокус-группы могут проводиться в виде лекции о соблюдении прав "подопечных" интернатного учреждения, во время которых лектор задает вопросы на уточнение, а затем комментирует ситуацию с позиции правозащитника.

Основная информация об условиях проживания в учреждении, возможных злоупотреблениях и нарушениях прав человека собирается среди "подопечных" учреждений. Встречи и беседа с "подопечными" учреждения проводятся с глазу на глаз, общественный инспектор самостоятельно выбирает, с кем из проживающих в учреждении он будет разговаривать. При проведении бесед с "подопечными" нужно иметь ввиду, что в одном и том же учреждении могут жить разные группы граждан - те, у кого с администрацией и персоналом складываются хорошие отношения и те, у кого эти отношения не сложились вовсе. Обход учреждения необходимо построить таким образом, чтобы выслушать разные точки зрения.

В домах престарелых есть отделение милосердия, "крыло для пьющих", "крыло для привелигерованных", геронто-психиатрическое отделение и т.п., в этих отделениях различные условия проживания, различное отношение персонала. Так "подопечные" отделений милосердия могли жаловаться на грубость персонала, при том, что в этом же доме-интернате проживающие, способные себя обслуживать, были полностью удовлетворены отношением персонала и говорили о внимательном отношении сотрудников.

При инспектировании некоторых учреждений администрация предлагала для беседы с глазу на глаз, прежде всего, лояльных к администрации "подопечных", и проживающих в тех отделениях, где созданы наиболее благополучные условия проживания.

В ходе инспектирования учреждений от проживающих принимаются жалобы и предложения по улучшению работы учреждения. Жалобы и предложения собираются в ходе индивидуальных бесед, во время проведения общего собрания, через специально установленный на время посещения ящик для сбора жалоб и предложений. На общем собрании "подопечные" учреждения информируются о целях общественного контроля, полномочиях общественных инспекторов, о контактах по которым можно передать свои жалобы и предложения. Распространяются анкеты для проживающих, предлагается передавать свои пожелания непосредственно инспекторам или через специальный ящик для сбора жалоб и предложений.

Все жалобы, поступившие непосредственно от "подопечных" учреждений во время инспектирования учреждения обсуждаются с администрацией учреждения (фамилии заявителей не разглашаются), для того, чтобы выяснить их обоснованность, причины нарушений и возможности по их устранению.

В специальном отделении для бывших осужденных проживающий М. пожаловался, что администрация незаконно не переводит его в другой дом-интернат, хотя он "отбыл" в специальном отделении положенный срок, написал заявление и Комитетом социальной защиты населения было принято соответствующее решение о его переводе, но администрация всячески препятствует переводу. При обсуждении этого вопроса с администрацией, выяснилось, что во время оформления документов для перевода в другой дом-интернат проживающий М. в состоянии алкогольного опьянения ранил ножом другого проживающего. Соответственно, действия администрации в данном случае были полностью правомерны.

Подготовка заключения

По итогам посещения составляется официальное заключение для органов власти. В заключении указываются проблемы нарушения прав человека, которые могут быть решены администрацией учреждения, а также проблемы общего характера, типичные для данного вида учреждений, проблемы вызванные "объективными" причинами (самая распространенная из которых - отсутствие средств). В заключение общественные инспектора излагают свои рекомендации по исправлению ситуации.