09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Нижеследующая процедура проведения общественного контроля была определена общественными инспекторами в ходе посещения учреждений в рамках эксперимента по реализации общественного контроля интернатных учреждений на территории г. Перми и Пермского района.
Как собирать информацию
Цели сбора информации
Все мероприятия в рамках общественного контроля нацелены на выявление фактов, угроз и возможностей нарушения прав человека. В ходе общественного контроля важным является не только выявление нарушений прав человека и проблем функционирования учреждений, но и выяснение причин возникновения этих явлений и определение существующих препятствий для исправления ситуации.
Как показал опыт инспектирования учреждений, большая часть нарушений прав человека связаны с недостатком ресурсов, но многие проблемы обусловлены пережитками устаревшей советской системы социальной опеки, и сложившимися в рамках этой системы нормами отношения к "подопечным".
Что является предметом внимания общественных инспекторов
Предварительный сбор информации
Перечень мероприятий общественного контроля
Дополнительные мероприятия:
Копии документов, запрашиваемых у администрации учреждения
Общие правила посещения учреждений
Сбор информации в ходе посещения учреждений
Посещение учреждения начинается со встречи с руководителем учреждения. Руководителю сообщается о целях и задачах общественного контроля, с ним согласуется процедура проведения мероприятий в ходе инспектирования. Руководитель по предварительной договоренности организует общий сбор проживающих, предоставляет возможность индивидуальных встреч с "подопечными" учреждения и беседы с персоналом, консультирует по всем вопросам функционирования учреждения. От руководителя инспекторы получают информацию о специфике работы учреждения и основных трудностях, с которыми сталкивается учреждение при осуществлении своей деятельности.
Как правило, руководитель стремиться сосредоточить внимание инспекторов на материально-финансовых проблемах учреждения. В то же время, интерес инспекторов состоит в выявлении нарушений прав человека. Для того, чтобы беседа с руководителем была более продуктивна - можно предложить все проблемы и потребности учреждения изложить в отдельной анкете, которая передается заранее, до посещения.
При подготовке посещения учреждений необходимо заранее определить и составить примерный список критериев, по которым будет определяться насколько соблюдаются права человека в учреждении. На основании этих критериев составляется перечень вопросов, на которые нужно будет ориентироваться в беседах с руководителем, сотрудниками и "подопечными".
Проведение фокус-групп
Проведение коллективного обсуждения заданных вопросов - с неизменной эффективностью позволяет быстро собрать максимум информации об учреждении. Фокус-группы могут проводиться как с сотрудниками, так и с "подопечными" учреждения. В качестве тем для обсуждения выбираются наиболее распространенные вопросы нарушений прав человека. Так, например, обсуждение с сотрудниками детского дома может вестись вокруг существующих в детском доме системы поощрения и наказания, проблемы уважения частной жизни детей, обеспечения контактов с близкими, подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. В доме престарелых это может быть беседа о способах разрешения конфликтов между проживающими и администрацией, обеспечения существующих социальных гарантий для престарелых и инвалидов, решения проблемы пьянства и т.п. Обсуждение этих вопросов с сотрудниками позволяет не только получить полную информацию о том, как в учреждении решаются наиболее острые проблемы соблюдения прав человека, но и выполняет просветительскую функцию, сотрудники учреждений во время беседы имеют возможность оценить свою деятельность с точки зрения соблюдения прав человека.
Оптимальный вариант - проводить такие встречи и беседы с сотрудниками после обхода всего учреждения, в этом случае общественный инспектор имеет возможность озвучить и обсудить выявленные нарушения, получить пояснения. Такие фокус-группы могут проводиться в виде лекции о соблюдении прав "подопечных" интернатного учреждения, во время которых лектор задает вопросы на уточнение, а затем комментирует ситуацию с позиции правозащитника.
Основная информация об условиях проживания в учреждении, возможных злоупотреблениях и нарушениях прав человека собирается среди "подопечных" учреждений. Встречи и беседа с "подопечными" учреждения проводятся с глазу на глаз, общественный инспектор самостоятельно выбирает, с кем из проживающих в учреждении он будет разговаривать. При проведении бесед с "подопечными" нужно иметь ввиду, что в одном и том же учреждении могут жить разные группы граждан - те, у кого с администрацией и персоналом складываются хорошие отношения и те, у кого эти отношения не сложились вовсе. Обход учреждения необходимо построить таким образом, чтобы выслушать разные точки зрения.
В домах престарелых есть отделение милосердия, "крыло для пьющих", "крыло для привелигерованных", геронто-психиатрическое отделение и т.п., в этих отделениях различные условия проживания, различное отношение персонала. Так "подопечные" отделений милосердия могли жаловаться на грубость персонала, при том, что в этом же доме-интернате проживающие, способные себя обслуживать, были полностью удовлетворены отношением персонала и говорили о внимательном отношении сотрудников.
При инспектировании некоторых учреждений администрация предлагала для беседы с глазу на глаз, прежде всего, лояльных к администрации "подопечных", и проживающих в тех отделениях, где созданы наиболее благополучные условия проживания.
В ходе инспектирования учреждений от проживающих принимаются жалобы и предложения по улучшению работы учреждения. Жалобы и предложения собираются в ходе индивидуальных бесед, во время проведения общего собрания, через специально установленный на время посещения ящик для сбора жалоб и предложений. На общем собрании "подопечные" учреждения информируются о целях общественного контроля, полномочиях общественных инспекторов, о контактах по которым можно передать свои жалобы и предложения. Распространяются анкеты для проживающих, предлагается передавать свои пожелания непосредственно инспекторам или через специальный ящик для сбора жалоб и предложений.
Все жалобы, поступившие непосредственно от "подопечных" учреждений во время инспектирования учреждения обсуждаются с администрацией учреждения (фамилии заявителей не разглашаются), для того, чтобы выяснить их обоснованность, причины нарушений и возможности по их устранению.
В специальном отделении для бывших осужденных проживающий М. пожаловался, что администрация незаконно не переводит его в другой дом-интернат, хотя он "отбыл" в специальном отделении положенный срок, написал заявление и Комитетом социальной защиты населения было принято соответствующее решение о его переводе, но администрация всячески препятствует переводу. При обсуждении этого вопроса с администрацией, выяснилось, что во время оформления документов для перевода в другой дом-интернат проживающий М. в состоянии алкогольного опьянения ранил ножом другого проживающего. Соответственно, действия администрации в данном случае были полностью правомерны.
Подготовка заключения
По итогам посещения составляется официальное заключение для органов власти. В заключении указываются проблемы нарушения прав человека, которые могут быть решены администрацией учреждения, а также проблемы общего характера, типичные для данного вида учреждений, проблемы вызванные "объективными" причинами (самая распространенная из которых - отсутствие средств). В заключение общественные инспектора излагают свои рекомендации по исправлению ситуации.