Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

 

Проект

Закон об общественном контроле за государственной деятельностью

 

Парламент принимает настоящий органический закон.

Целью настоящего закона является установление эффективного общественного контроля за государственной деятельностью для обеспечения неотъемлемых конституционных, законных и иных предусмотренных международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова, прав и свобод человека, подчинение политики молдавского государства, деятельности публичных властей и должностных лиц интересам общества.

Глава I. Общие основы общественного контроля за государственной деятельностью

Статья 1. Понятие общественного контроля за государственной деятельностью

Общественным контролем за государственной деятельностью признается контроль за реализацией политики государства и деятельнос-тью публичных властей и должностных лиц, осуществляемый политическими партиями, общественно-политическими движениями, общественными организациями и другими объединениями граждан, гражданами Республики Молдова и иными лицами, проживающими в Республики Молдова, с целью защиты прав и свобод человека, подчинения политики государства, деятельности публичных властей и должностных лиц интересам общества.

Статья 2. Понятие государственной деятельности

(1) Государственной деятельностью признается осуществление внутренней и внешней политики государством Республика Молдова в целом, деятельность каждой из публичных властей, а также должностных лиц.

(2) Не считается государственной деятельностью производственная или иная непосредственно направленная на получение прибыли деятельность государственных, а также с государственной долей в собственности, учреждений, предприятий и организаций.

Статья 3. Понятие гражданского общества

(1) Гражданским обществом в целях настоящего закона признается структурированное самоуправляемое негосударственное звено молдавского народа, состоящее из политических партий, общественно-политических движений, общественных организаций и других объединений граждан.

(2) Гражданское общество не является ассоциацией, основанной на коллективном интересе. Все его члены свободны в своем жизненном выборе, что предусматривает уважение каждым свободы других и равный доступ каждого к контролю за политикой государства Республика Молдова, деятельностью публичных властей и должностных лиц.

Статья 4. Принципы взаимоотношений гражданского общества и государства

(1) Интересы общества являются приоритетными по отношению к интересам государства Республика Молдова.

(2) Политика государства Республика Молдова, деятельность публичных властей и должностных лиц является открытой для общественного контроля.

(3) Жизнь гражданского общества в Республике Молдова основывается на приоритете свободы.

(4) Политика государства Республика Молдова основывается на приоритетах гражданского мира, безопасности и стабильности.

(5) Свобода жизненного выбора является главным принципом жизнедеятельности гражданского общества в Республике Молдова. Для этого каждому гарантируется осуществление всей полноты принадлежащих ему прав и свобод.

(6) Обязанность действовать исключительно в пределах законных полномочий является основным следствием политической свободы народа для публичных властей и должностных лиц.

(7) Общественный прогресс в Республике Молдова основывается на принципах политического, экономического и идеологического плюрализма. Должностные лица не могут выступать арбитрами в области общественных интеллектуальных проектов и идей.

(8) Любая государственная экспертиза общественных интеллектуальных проектов не может признаваться окончательной. Императивное вмешательство государства в сферу науки, культуры, религии или искусства запрещается.

(9) Право определять и изменять характер и принципы политических отношений гражданского общества и государства принадлежит народу и не может быть узурпировано государством, отдельными публичными властями и их должностными лицами.

Статья 5. Правовые гарантии осуществления общественного контроля за государственной деятельностью

(1) Прерогатива осуществления контроля политическими партиями, общественно-политическими движениями, общественными организациями и другими объединениями граждан за государственной деятельностью гарантируется Конституцией и законами Республики Молдова.

(2) Граждане Республики Молдова осуществляют контроль за государственной деятельностью на основании принадлежащих им политических прав и свобод.

(3) Гарантии контроля граждан Республики Молдова за государственной деятельностью устанавливаются Конституцией Республики Молдова, Законом "О подаче петиций", настоящим законом и другими законами Республики Молдова, а также международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова.

Статья 6. Запрет политической диктатуры

(1) Решения, принимаемые по результатам республиканского референдума или иным конституционным демократическим путем имеют высшую юридическую силу.

(2) Диктатура государства, отдельных публичных властей и их должностных лиц по отношению к гражданскому обществу и его членам является противоправной. Не считается диктатурой временный режим чрезвычайного, осадного или военного положения, установленный на законных основаниях соответствующими субъектами в пределах их законных полномочий.

(3) Установление чрезвычайного, осадного или военного положения без законных оснований, ненадлежащими субъектами, надлежащими субъектами с превышением законных полномочий или с нарушением установленных законом сроков действия является актом политической диктатуры.

Глава II. Информационные отношения гражданского общества и государства

Статья 7. Понятие информации и новой информации

(1) Информацией считаются сведения о событиях и явлениях, происходящих или имеющих место в обществе, государстве и окружающей природной среде.

(2) Новой информацией считаются сведения о событиях и явлениях в обществе, государстве и окружающей природной среде, содержание которых не может быть заранее определено или предсказано субъектами информационных отношений.

Статья 8. Информация, получение, использование и хранение которой относятся к исключительным функциям государства

(1) Информацией, получение, использование и хранение которой относятся к исключительным функциям государства, считается информация, полученная, используемая и сохраняемая Службой информации и безопасности Республики Молдова, Министерством внутренних дел, Министерством иностранных дел, а также другими государственными органами.

(2) По своему содержанию эта информации может быть открытой или отнесенной к сведениям, составляющим государственную тайну, в соответствии с Законом "О государственной тайне".

(3) Не может считаться таковой информация, поступающая к публичным властям от общественных (отечественных и зарубежных) или частных источников.

Статья 9. Основы информационных отношений гражданского общества и государства

(1) Информация о деятельности государства Республика Молдова, публичных властей и должностных лиц является открытой для общественности.

(2) Информационные отношения гражданского общества и государства строятся исходя из следующих принципов:
приоритет гражданского общества перед государством в получении новой информации любого содержания, за исключением информации, получение, использование и хранение которой относятся к исключительным функциям государства;
запрещение любых ограничений государством новой информации, получение, использование и хранение которой не относятся к исключительным функциям государства; с) ограничение государством получения, распространения, использования и хранения информации с заранее известным или предсказуемым содержанием осуществляется исключительно на основании закона;
запрещение ограничений государством в получении, использовании, хранении и распространении, информации мировоззрен-ческого, религиозного, философского, научного или художественного содержания, за исключением информации, которая наносит ущерб государству или гражданскому обществу;
доступ гражданского общества и частных лиц к национальным или международным компьютерным, кабельным, спутниковым и другим информационным системам (сетям) общего пользования и их использование осуществляются согласно действующему законодательству;
исчерпывающее определение и доведение до общественности общего перечня сведений, составляющих содержание государственной и другой предусмотренной законом тайны, и общих правил хранения и доступа к данным сведениям;
определение законом и доведение до общественности общего перечня сведений, которые по желанию их собственника могут быть отнесены к категории конфиденциальной информации;
охрана государственной тайны является прерогативой государства; физические лица и объединения граждан, за исключением официально допущенных к сведениям, отнесенным к государственной тайне, не несут ответственности за разглашение государственной тайны;
запрещение принятия запретительных нормативных актов на предоставление сведений несекретного содержания сотрудникам средств массовой информации;
запрещение самоуправной передачи руководителями или сотрудниками средств массовой информации любых писем частных лиц, поступивших в адрес средств массовой информации, третьим лицам.

Статья 10. Опубликование информации критического содержания

(1) Опубликование достоверной информации критического содержания о политике государства Республика Молдова, деятельности публичных властей и должностных лиц, не может быть основанием для привлечения к ответственности.

(2) Опубликование достоверной информации критического содержания относительно деятельности должностных лиц не составляет посягательства на их честь и достоинство.

(3) Публичная критика деятельности (бездействия) публичных властей и должностных лиц, а также принятых ими решений не может быть основанием для привлечения их к ответственности.

Статья 11. Информация о выборных должностных лицах

Информация о личности гражданина, претендующего на выборную государственную должность, занимающего ее или занимавшего ее ранее, не составляет предусмотренной законом государственной тайны, не относится к конфиденциальной информации и может быть опубликована.

Статья 12. Ограничения режима секретности информации

(1) Сроки режима секретности информации, содержание которой составляет государственную тайну, а также информации, полученной в результате осуществления исключительных функций государства, устанавливаются законом.

(2) Информационные ресурсы, срок режима секретности которых истек, становятся публично открытыми. Специального разрешения на доступ к ним или на их опубликование не требуется.

Статья 13. Запрет на произвольное уничтожение информации

(1) Информация, полученная, используемая или сохраняемая в процессе осуществления исключительных функций государства, не может уничтожаться по решению органов публичного управления и их должностных лиц.

(2) Уничтожение такой информации должно осуществляться под общественным контролем, в соответствии с законодательством.

(3) Информация о геноциде, политических, этнических, религиозных или других массовых репрессиях, совершенных от имени государства публичными властями и их должностными лицами, а также информация о коррупции, взяточничестве и других предусмотренных Уголовным кодексом Республики Молдова злоупотреблениях не относится к категории государственной или другой предусмотренной законом тайны. Уничтожение этой информации публичными властями или их должностными лицами запрещается.

(4) Не допускается уничтожение по идеологическим или политическим мотивам информационных ресурсов, принадлежащих государству Республика Молдова на правах собственности.

Статья 14. Запрет на уничтожение информации гражданского общества

(1) Информация, принадлежащая на правах собственности гражданскому обществу или частным лицам не может быть уничтожена по решению органов публичного управления или их должностных лиц.

(2) Решение о принудительном уничтожении такой информации является прерогативой суда и должно основываться на законе.

(3) Принудительное изъятие информационных ресурсов гражданского общества в государственную собственность запрещается.

Глава III. Общественный контроль за государственной деятельностью

Статья 15. Субъекты общественного контроля за государственной деятельностью

Общественный контроль за государственной деятельностью осуществляется политическими партиями, общественно-политическими движениями, общественными организациями, другими объединениями граждан, гражданами Республики Молдова и иными лицами, проживающими в Республике Молдова.

Статья 16. Правовые основы общественного контроля за государственной деятельностью

Правовые основы общественного контроля за государственной деятельностью определяются законами "Об общественных объединениях", "О партиях и других общественно-политических организациях", "О подаче петиций", настоящим законом и другими законами Республики Молдова.

Статья 17. Общественный контроль политических партий и общественно-политических движений за государственной деятельностью

(1) Политические партии и общественно-политические движения осуществляют общественный контроль за государственной деятельностью с независимых, альтернативных или оппозиционных политических позиций в отношении политики государства Республика Молдова, деятельности отдельных публичных властей и их должностных лиц.

(2) Общественный контроль политических партий и общественно-политических движений за государственной деятельностью является выражением политической воли сторонников определенной общенациональной программы развития государства Республика Молдова, независимой общественной оценки курса внутренней и внешней политики государства Республика Молдова, содержания, направлений и форм деятельности публичных властей и их должностных лиц.

Статья 18. Права партий и общественно-политических движений в осуществлении общественного контроля за государственной деятельностью

(1) Для осуществления общественного контроля за государственной деятельностью политические партии и общественно-политические движения имеют право:
публично критиковать курс внутренней и внешней политики государства Республика Молдова, деятельность (бездействие) публичных властей и их должностных лиц;
разрабатывать собственное видение курса политического развития Республики Молдова и предлагать его общественности как независимое, в том числе альтернативное или оппозиционное, по отношению к официальной политике государства Республика Молдова;
агитировать за собственную программу развития Республики Молдова;
выступать публично, в средствах массовой информации с критикой деятельности органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти и их должностных лиц;
участвовать в выборах, агитируя "за"или "против"кандидатов в депутаты Парламента, а также кандидатов на другие выборные государственные должности в установленном Конституцией и законами Республика Молдова порядке;
выступать с инициативами проведения республиканских и местных референдумов;
учреждать средства массовой информации для распространения в обществе независимых политических оценок и взглядов, в том числе альтернативных или оппозиционных по отношению к политике государства Республика Молдова, деятельности публичных властей и их должностных лиц.

(2) При осуществлении публичной критики в рамках законодательства государственной деятельности, политическим партиям и общественно-политическим движениям свобода слова гарантируется Конституцией Республики Молдова.

Статья 19. Контроль общественных организаций за государственной деятельностью

(1) В целях настоящего закона общественные организации считаются объединениями граждан, деятельность которых направлена на утверждение и защиту прав и свобод человека в Республике Молдова, эффективный контроль за их соблюдением со стороны государства, публичных властей и их должностных лиц.

(2) Права общественных организаций определяются Конституцией Республики Молдова, законами "Об общественных объединениях", "О подаче петиций", настоящим законом и другими законами Республики Молдова.

Статья 20. Принципы контрольной деятельности общественных организаций

(1) Общественные организации утверждают и защищают перед лицом государства и международных организаций права и свободы человека в Республике Молдова независимо от его расы, пола, гражданства, этнического или социального происхождения, имущественного или другого состояния, должности, рода и характера занятий, места проживания, языка, религии, политических и других убеждений.

(2) Деятельность общественных организаций является открытой для общественности.

(3) Для эффективного осуществления своих целей и координации усилий общественные организации могут объединяться в региональные, общенациональные и международные объединения общественных организаций.

(4) Общественные организации могут свободно обмениваться информацией между собой и с другими, в том числе международными объединениями граждан, создавать общенациональные и международные информационные системы и сети, самостоятельно или совместно с другими общественными организациями контролировать обеспечение прав и свобод человека со стороны государства Республика Молдова, публичных властей и их должностных лиц.

(5) Формы и методы работы общественных организаций определяются ими самостоятельно в соответствии с законом и положениями уставов.

Статья 21. Предмет общественного контроля общественных организаций за государственной деятельностью

(1) Общественные организации рассматривают заявления и обращения физических и юридических лиц, а также их представителей о нарушении или ненадлежащем соблюдении прав и свобод человека в процессе деятельности (бездействии) любых публичных властей и должностных лиц в Республике Молдова, изучают государственную деятельность и рассматривают заявления и обращения о нарушении прав и свобод человека, предусмотренных Конституцией и законами Республики Молдова, а также международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова, или о необходимости устранения предпосылок и условий, способствующих нарушению этих прав.

(2) К актам и действиям (бездействию) публичных властей и их должностных лиц, которые могут быть обжалованы общественными организациями от собственного имени или от имени физических и юридических лиц, относятся акты и действия (бездействие) публичных властей и их должностных лиц, в результате которых:
нарушены права и свободы человека в Республике Молдова или создаются предпосылки и условия для их нарушения;
созданы препятствия для реализации человеком своих прав и свобод;
незаконно возложены какие-либо обязанности на человека или он незаконно привлечен к ответственности.

Статья 22. Права общественных организаций по общественному контролю за государственной деятельностью

(1) В отношении выявленных нарушений прав, свобод и законных интересов человека или устранения предпосылок и условий, способствующих их нарушению, общественные организации имеют право:
открывать общественное расследование по заявлению или обращению, а также по собственной инициативе;
направлять лично или совместно с физическими и юридическими лицами заявления публичным властям и их должностным лицам для решения по существу;
направлять обращения в международные организации, предъявлять иски в суд на акты публичных властей в интересах лица (лиц);
направлять другие обращения (предложения, замечания, рекомендации, ходатайства) публичным властям, их должностным лицам и международным организациям; e) осуществлять независимую общественную экспертизу законо-проектов, законов, других нормативных актов, прямо или косвенно направленных на утверждение и защиту прав и свобод человека в Республике Молдова; f) осуществлять общественный мониторинг законотворческой, исполнительной и судебной практики в области соблюдения и защиты прав и свобод человека в Республике Молдова;
подготавливать и предоставлять международным, в том числе судебным, организациям независимые доклады о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека в Республике Молдова;
подготавливать и предоставлять международным организациям независимые комментарии к официальным государственным докладам (отчетам) о состоянии соблюдения прав и свобод человека в Республике Молдова, которые в соответствии с международными обязательствами Республики Молдова периодически представляют ее уполномоченные в ООН, европейские и другие международные организации;
выявлять и способствовать в установленном порядке пресечению злоупотреблений и нарушений в сфере распределения и использования публичных финансов, реализации госзаказов, получения и распределения гуманитарной помощи;
осуществлять другие действия, предусмотренные настоящим законом и Законом "Об общественных объединениях".

(2) Подача заявлений и обращений общественными организациями в интересах лица (лиц) в каждом случае должна осуществляться по доверенности, оформленной в установленном законом порядке.

Статья 23. Ограничение права общественных организаций на инициирование общественного расследования

Общественные организации рассматривают заявления и обращения и инициируют общественное расследование только в отношении актов, действий (бездействия) публичных властей, которые согласно законодательству могут быть обжалованы в суде или международных судебных органах по защите прав и свобод человека.

Статья 24. Подача заявлений и обращений в общественные организации

(1) Заявления и обращения в общественные организации подаются в произвольной письменной форме. Они должны содержать данные о заявителе, существе дела, название публичных властей и должностного лица, акты и действия (бездействие) которых обжалуются.

(2) Заявления или обращения направляются общественным организациям, как правило, в сроки не позднее года с момента, когда заявителю стало известно о нарушении прав и свобод человека, и не позднее трех лет с момента нарушения прав и свобод человека. По истечении этих сроков общественные организации принимают на рассмотрение заявление или обращение по своему усмотрению.

(3) Общественные организации принимают к рассмотрению заявления и обращения физических и юридических лиц, а также их представителей, если считают, что их усилия приведут к восстановлению нарушенных прав и свобод человека, помогут предотвратить незаконную деятельность (бездействие) публичных властей и должностных лиц в Республике Молдова или прекратить такую деятельность.

(4) Общественные организации принимают к рассмотрению заявления и обращения, а также проводят общественное расследование по ним для защиты прав и свобод лиц умственно отсталых, престарелых, несовершеннолетних, с физическими недостатками, лишенных свободы на законных основаниях, военнослужащих срочной службы, а также иных лиц, которые в силу различных причин не способны самостоятельно использовать предусмотренные Конституцией и законами Республики Молдова средства защиты своих прав, свобод и законных интересов.

Статья 25. Общественное расследование, осуществляемое общественными организациями

(1) Для осуществления своих уставных целей в отношении прав и свобод человека общественные организации проводят общественное расследование по заявлению, обращению или по собственной инициативе.

(2) Общественные организации проводят общественное расследование по собственной инициативе на основе полученных ими сведений о случаях грубого, массового или иного существенного нарушения прав и свобод человека публичными властями и их должностными лицами.

(3) При проведении общественного расследования общественные организации (их представители) имеют право:
участвовать в проверке должностным лицом поданного заявления или обращения;
изложить свои аргументы должностному лицу, проверявшему поданное человеком или от его имени общественной организацией заявление или обращение;
представлять материалы или требовать их представления публичными властями и должностными лицами;
присутствовать при рассмотрении должностным лицом заявления или обращения;
получать письменные ответы о результатах рассмотрения заявлений или обращений публичными властями и их должностными лицами;
получать от публичных властей и должностных лиц информацию в по проверке ими фактов нарушения прав и свобод человека, указанных в заявлении или обращении;
обращаться с запросами к публичным властям и их должностным лицам о предоставлении информации по поводу нарушений прав и свобод человека;
требовать соблюдения тайны рассмотрения поданного человеком или от его имени заявления или обращения;
требовать от публичных властей и должностных лиц возмещения убытков вследствие нарушения ими установленного порядка рассмотрения заявлений и обращений граждан;
беспрепятственно посещать публичные власти и должностных лиц с целью проверки необходимых данных, изучать предоставленную ими документацию, а также снимать копии с нее, если изложенная в предоставленных документах информация не содержит государственной или иной предусмотренной законом тайны;
участвовать в судебных процессах с целью защиты и восстановления нарушенных прав и свобод человека, присутствовать на открытых судебных заседаниях и заседаниях других государственных органов, рассматривающих вопросы защиты прав и свобод человека, иметь доступ к протоколам таких заседаний, снимать с них копии;
передавать собранную по заявлениям или обращениям, а также по собственной инициативе информацию об обеспечении прав и свобод человека Президенту Республики Молдова, Генеральной прокуратуре, органам Министерства внутренних дел, Службе информации и безопасности Республики Молдова, Центру по правам человека, а также международным организациям и средствам массовой информации, если она не содержит данных, составляющих государственную или иную предусмотренную законом тайну.

Статья 26. Заключения общественных организаций

(1) По окончании общественного расследования, открытого в связи с нарушением прав и свобод человека, общественные организации принимают заключения.

(2) В своих заключениях общественные организации имеют право:
указывать на конкретные нарушения прав и свобод человека в деятельности публичных властей и должностных лиц;
выносить публичным властям и должностным лицам, действия (бездействие) которых привели к нарушению прав и свобод человека, предупреждения;
предлагать публичным властям и должностным лицам устранить выявленные в ходе общественного расследования нарушения прав и свобод человека;
передавать вышестоящим по отношению к виновным в нарушении прав и свобод человека должностным лицам, руководителям и органам материалы о нарушениях для принятия необходимых мер;
ставить перед публичными властями и должностными лицами вопрос об отмене принятых ими актов, если данные акты нарушают права и свободы человека;
ставить перед руководителями должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод человека, вопрос о наложении на них предусмотренных законодательством взысканий;
выносить общественное порицание публичным властям и должностным лицам, которые в своих актах, своими действиями (бездействием) допустили нарушения прав и свобод человека или не отреагировали надлежащим образом на общественные обращения по поводу таких нарушений;
обращаться в Центр по правам человека, к парламентскому адвокату по поводу массовых, грубых или иных существенных нарушений прав и свобод человека публичными властями и должностными лицами в Республике Молдова;
сообщать правоохранительным органам о выявленных в ходе общественного расследования фактах совершения должностными лицами действий, содержащих в себе признаки преступления или административного правонарушения.

(3) Копии заключений общественных организаций направляются:
физическим и юридическим лицам, которые обратились с заявлением или обращением;
лицу или лицам, права и свободы которых были нарушены;
публичным властям или должностным лицам, допустившим нарушения прав и свобод человека;
в случае необходимости, правоохранительным органам для принятия мер.

(4) Заключения общественных организаций носят рекомендательный характер.

Статья 27. Публичные обращения общественных организаций

По итогам рассмотрения заявлений и обращений, а также на основании проведенных общественных расследований нарушений прав и свобод человека общественные организации имеют право:
представлять публичным властям и должностным лицам оценки, касающиеся общего состояния осуществления ими полномочий по соблюдению и защите прав и свобод человека, и предложения по принятию ими мер, направленных на эффективное обеспечение прав и свобод человека;
направлять рекомендации парламентскому адвокату в отношении совершенствования правовых и организационных процедур реализации прав и свобод человека и в этих целях просить его вносить обоснованные предложения в Высшую судебную палату о принятии постановлений, призванных обеспечить точное и единообразное применение законодательства всеми судебными инстанциями.

Статья 28. Рассмотрение заключений и публичных обращений общественных организаций

Публичные власти или должностное лицо, получившие заключение общественной организации, обязаны в месячный срок рассмотреть его и дать письменный ответ о принятых или запланированных ими мерах, или же письменно обосновать свой отказ от принятия соответствующих мер.

Статья 29. Общественный контроль граждан Республики Молдова и иных лиц, проживающих в Республике Молдова, за государственной деятельностью

(1) Граждане Республики Молдова осуществляют общественный контроль за государственной деятельностью на основании Конституции, законов Республики Молдова, а также предусмотренных международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова, политических прав и свобод.

(2) Иностранные граждане и лица без гражданства осуществляют общественный контроль за государственной деятельностью на основании Конституции Республики Молдова, законов "О миграции", "О правовом положении иностранцев и лиц без гражданства в Республике Молдова", настоящего закона, а также международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова.

Председатель Парламента