Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

 

Общественный контроль в России. Практика и методики

Блок 3. Развитие деятельности по общественному контролю

 

Колбасин Д.А.[*] Особенности информационного освещения деятельности по общественному контролю. Взгляды с обеих сторон

 

7 мая 2004 года в 13.49 по московскому времени РИА "Новости" открыло новую страницу истории в деятельности по общественному контролю за соблюдением прав человека в пенитенциарных учреждениях России. Информационное агентство под заголовком "По данным Минюста России, организованные преступные группировки финансируют правозащитные организации" передало слова первого заместителя начальника ГУИН Минюста России Валерия Краева: "В настоящее время у криминальных авторитетов не получается расшатать систему изнутри, поэтому они прилагают усилия дестабилизировать деятельность подразделений извне, посредством оказания давления на администрации органов и учреждений уголовно-исполнительной системы со стороны так называемых правозащитных организаций, родственников, адвокатов, распространения недостоверной информации через СМИ". Спустя неделю на пресс-конференции в Независимом пресс-центре в Москве Валерий Краев откажется от большинства своих обвинений в адрес правозащитников. Однако с этого момента информационное освещение деятельности по общественному контролю окончательно выйдет на центральный план и начнет играть роль "первой скрипки" во всем процессе. Своеобразные "правила игры" на этом поле станут чрезвычайно важны и во многом определят успешность развития деятельности по общественному контролю в целом.

Прежде чем затрагивать PR-деятельность правозащитных организаций по общественному контролю, необходимо представлять себе и оценить принципы и механизмы работы как пресс-службы представителей общественности, так и пресс-службы УИН Минюста. В какой точке их интересы соприкасаются, а в какой - бесповоротно расходятся и расходятся ли?

Для определения стратегической цели пресс-службы УИН достаточно обратиться в любое ее региональное подразделение. Начальник пресс-службы УИН Минюста РФ по Республике Татарстан Инга Мазуренко определяет основной целью своей работы создание позитивного имиджа ведомства в целом, начальника республиканского УИН и всех его сотрудников. Равнозначной целью, фактически вытекающей из первой, является, по словам Инги Сергеевны, информирование общественности о результатах работы, о достижениях и планах на дальнейшее развитие системы. Помимо внешних целей существует также внутренняя. В идеале это воспитательная работа с осужденными путем создания для них специализированных средств массовой информации. Например, в Татарстане таким СМИ является газета "Другая сторона", которая в этом году отмечает свое 25-летие.

Пресс-служба правозащитной организации основной акцент в своей деятельности делает на информирование общественности, во-первых, о ситуации с правами человека на территории, в пределах которой работает организация, во-вторых, о фактах нарушений этих прав и, в-третьих, о способах и средствах защиты. При этом пресс-служба отстаивает принципы гласности и свободы слова. Создание позитивного имиджа своей организации, как правило, не является основной целью. Однако она тесно связана с главной, поскольку судить о правах человека и их нарушениях обязаны профессионалы с безукоризненной репутацией. Без кропотливой работы над положительным образом сотрудников и всей организации здесь не обойтись.

Механизмы работы как пресс-службы УИН, так и правозащитной организации практически одинаковы. После события, претендующего на актуальность и внимание СМИ, в деталях разрабатывается и реализуется заявленный информационный повод. При отсутствии такого события пресс-служба сама создает потенциально востребованные поводы. Обе пресс-службы в большинстве случав пользуются традиционными формами PR-деятельности и работы со СМИ. В частности, это проведение пресс-конференций, создание и массовая рассылка пресс-релизов, инициирование авторских и эксклюзивных материалов в электронных и печатных изданиях, теле- и радиопрограммах, участие своих VIP в различных мероприятиях, предлагаемых представителями масс-медиа либо разрабатываемых пресс-службами.

Из этого краткого анализа принципов и механизмов работы пресс-служб УИН и правозащитной организации видно, что точек соприкосновения множество, и, следовательно, можно разработать конкретные механизмы сотрудничества в вопросе общественного контроля. Серьезное и главное столкновение обычно происходит, когда пересекаются цель пресс-службы правозащитной организации - информирование о нарушениях прав осужденных (или о коррупции среди сотрудников УИН) - с целью пресс-службы УИН - создание позитивного имиджа ведомства в целом и его сотрудников. Хотя все зависит от региона.

Начальник пресс-службы УИН Татарстана Инга Мазуренко, например, не видит в этом столкновении большой проблемы. Она показывает материалы журналистов, ставшие результатом пресс-конференции, инициированной руководством УИН. Судить можно уже по заголовкам: "Наркомания растет даже в колониях", "Заборы не спасают заключенных от наркотиков", "Героин в зоне". Инга Сергеевна не считает эти публикации своей недоработкой в создании имиджа. Наоборот, этим она позиционирует свое ведомство как открытое. Нельзя не вспомнить в связи с этим слова замминистра юстиции России Юрия Калинина в нашумевшем не меньше пресс-конференции Валерия Краева интервью "Независимой газете" от 3 августа 2004 года: "Государство сегодня делает все возможное, для того чтобы система исполнения наказаний была цивилизованной… Мы готовы обсуждать неприятные моменты, которые в нашей работе, разумеется, есть".

- Заголовки, конечно, жесткие и нам не всегда приятные, но так работают журналисты, - говорит Инга Мазуренко. При этом подчеркивает, что ее ведомство очень жестко относится к объективности информации и в случае ее грубого нарушения требует опровержений от СМИ, а чаще уточнений. Один из последних примеров, когда местная газета "Восточный Экспресс" сообщила, что начальник отдела по воспитательной колонии одной из колоний был задержан с марихуаной. Информация ушла без обращения в пресс-службу УИН, которая в следующем номере разместила уточнение, что запрещенные предметы пытался пронести не начальник отдела, а начальник отряда, причем помимо марихуаны сотрудник пытался пронести героин.

- Наше начальство и мы не пытаемся в таких случаях скрыть данные факты, обелить своих сотрудников, прекрасно понимая, что само УИН Татарстана заинтересовано, чтобы его в рядах не было коррупции и жестокого обращения с осужденными, - подытоживает Инга Мазуренко. - Здесь наши интересы с задачами казанских правозащитников полностью совпадают.

Кстати, об объективности, а точнее необъективности, информации в СМИ говорил и замминистра юстиции РФ Юрий Калинин: "Нужно конструктивно работать. Но вранья - чтобы общество вводили в заблуждение - этого нельзя допускать".

Отношения между правозащитниками и представителями УИН в целом по России оставляют желать лучшего. И освещение деятельности по общественному контролю встречает препятствия и значительные трудности. Чего только стоят известные слова того же Юрия Калинина, встреченные с бурным возмущением в правозащитном сообществе:

Правозащитники считают себя высшим органом контроля. И крики вот этих так называемых правозащитников… Ну что толку от этих криков? …Им не нужна тихая, кропотливая работа, им нужен ажиотаж. Почему? Им выпятиться надо и получить грант зарубежный. Они за этот крик, по сути дела, живут, они же не работают нигде… И потом, нельзя, чтобы общественная организация подменяла государство… А исходя из этого закона, общественный контроль претендует на функции государственных органов: прокуратуры, суда, наши...".

В этой речи замминистра уже намечены все проблемы, с которыми приходится встречаться правозащитникам России.

Институт Общественных Проблем "Единая Европа" Орловской области старается вообще эту тему не освещать, так как его специалисты несколько раз сталкивались с негативными статьями в прессе. В конце концов, руководство Института пришло к выводу, что крайней необходимости в сопровождении данного направления своей деятельности у них нет.

Кировский региональный правозащитный центр информацию по посещениям представляет в СМИ в основном в виде итоговых обобщающих материалов (например, по итогам года).

Коми правозащитная комиссия "Мемориал" освещает деятельность по общественному контролю во внутренней газете республиканского УИН "Лабиринт". При этом на долю других СМИ региона выпадает небольшое количество публикаций.

Представители Общественного комитета по защите прав человека Красноярского края сообщают, что журналисты периодически принимают участие в визитах, описание визитов публикуется в газетах и освещается на телевидении. На соответствующие сайты и по электронной рассылке представляется информация об итогах визитов.

Организация "Человек и Закон" (Марий Эл) деятельность по визитированию в прессе не освещала. СМИ сообщали лишь об изменении ситуации в ШИЗО и ЕПКТ после визитов правозащитников. При этом УИН выдвигал следующие требования по визитированию: составление графика визитов, поездки совместно с помощником начальника УИН по правам человека на транспорте управления, консультирование наряду с осужденными персонала учреждений, доведение информации о выявленных фактах нарушений прав осужденных сначала до начальника колонии, затем до начальника УИН и только в случае бездействия в их устранении распространение на широкую общественность.

Также активно работают над освещением деятельности по общественному контролю представители Пермского регионального правозащитного центра. Был создан Общественный совет при УИН. После визита обо всех обнаруженных недостатках правозащитники должны полностью информировать руководство ГУИН и посещенных учреждений, а материалы, которые отправляются в прессу (если это не просто информационный материал, а критическая статья), должны согласовываться с руководством ГУИН. Без согласования правозащитники имеют право передавать материал в том случае, если руководство ГУИН не принимает мер по устранению вскрытых недостатков.

Информационная поддержка посещений осуществляется следующим образом. За несколько дней до посещения краткая информация об этом помещается на официальном сайте Пермского регионального правозащитного центра. В посещаемых учреждениях через руководство оповещаются сотрудники и осужденные граждане, отбывающие наказание. После посещения составляется "Заключение", которое передается руководству ГУИН и начальнику посещенного учреждения. Краткая информация об общих итогах помещается на сайте ПРПЦ. При необходимости публикуются материалы в газете "Личное дело" (газета, издаваемая Пермским региональным правозащитным центром и Пермской гражданской палатой) или в других изданиях Пермской области. В некоторых случаях информация может быть представлена на радио или телевизионные каналы.

В Татарстане Правозащитный Центр города Казани работает по схожей с Пермским региональным правозащитным центром схеме. Пресс-службы Правозащитного Центра города Казани и УИН Минюста РФ по РТ помимо визитирования разработали схему совместной работы, по которой сотрудничество будет наиболее выгодным для обеих сторон.

Первая схема рассматривает многочисленные звонки в Правозащитный Центр города Казани с сообщением о массовых нарушениях прав осужденных в том или ином исправительном учреждении. В этом случае специалист пресс-службы немедленно передает поступившую информацию сотруднику Центра, отвечающему за взаимодействие с уголовно-исполнительной системой. Тот в свою очередь сообщает о массовых жалобах помощнику начальника УИН по соблюдению прав человека. С целью проверки поступивших жалоб инициируется совместное посещение исправительного учреждения. Это уже информационный повод. Согласовав с целью получения комментария такую информацию с начальником пресс-службы УИН, можно разместить ее, как минимум, на сайте правозащитной организации. Пресс-служба УИН в свою очередь максимально постарается предоставить свой комментарий в течение трех часов после поступления звонка.

Помимо правозащитников и представителей УИН в группу визитеров также входит представитель недавно созданного в Татарстане Общественного совета при УИН. Стоит отметить, что одним из членов Общественного совета является главный редактор республиканской электронной газеты "Intertat.ru" Владимир Шевчук. Участие представителя СМИ Татарстана в деятельности Совета, основным направлением работы которого является привлечение общественности к участию в решении задач, связанных с работой УИН в республике, предполагает еще более полное информирование общества о деятельности УИН Минюста России по Республике Татарстан и Минюста России в целом. И здесь средство массовой информации имеет возможность выступить в роли общественного института, то есть не ограничиваться констатацией общественных проблем (в данном случае проблем уголовно-исполнительной системы), а оказать реальную помощь в их разрешении.

По результатам выездной проверки составляется заключение, подтверждающее или опровергающее поступившие жалобы. При этом информация о массовых звонках, посещении и результатах проверки размещается на сайте Правозащитного Центра.

Вторая схема. Звонки от журналистов с просьбой прокомментировать специалистами правозащитной организации случаи нарушения прав осужденных в конкретном исправительном учреждении, ставшие известными представителям СМИ. Эта ситуация предполагает немедленную проверку сообщения с целью исключения провокации, распространения недостоверной информации и обострения отношений с пресс-службой УИН Минюста РФ по РТ. Представителю СМИ предлагают подождать некоторое время, в течение которого будет подготовлен полный, качественный и объективный комментарий. Параллельно руководитель пресс-службы Правозащитного Центра ставит в известность об обращении журналиста и об информации, которой этот журналист располагает, начальника пресс-службы УИН Минюста России по Республике Татарстан Ингу Мазуренко. Если случай нарушений прав осужденных (осужденного) действительно имеет место, то руководители пресс-служб решают между собой, кто будет комментировать произошедшее. В некоторых случаях журналисту предоставляется объединенный комментарий.

Также представитель средства массовой информации может направить официальный запрос в пресс-службу Минюста России по Республике Татарстан, ответ на который он вправе получить в течение трех дней (в соответствии со статьями 39, 40 Закона о СМИ РФ).

Помимо вышеописанных схем, совместная работа двух пресс-служб может иметь следующие формы: организация совместных информационных поводов, пресс-конференций и проведение совместных акций. Примером последней может служить вручение в колониях "Справочника для освобождающихся из исправительных учреждений Республики Татарстан".



[*] Колбасин Дмитрий Александрович, руководитель пресс-службы Правозащитного Центра г. Казани.

 

Назад К содержанию Вперед