Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

 

Общественный контроль в России. Практика и методики

Блок 1. Общественный контроль исправительных учреждений УИС

 

Чуприна Л.И.[*] Обзор практики визитирования мест лишения свободы

 

Введение

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием (статья 8 УИК РФ).

В последние годы к деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы привлечено пристальное внимание отечественных средств массовой информации, российских и международных правозащитных организаций. Условия содержания подозреваемых, обвиняемых, осужденных в учреждениях закрытого типа (СИЗО, исправительные колонии, тюрьмы) внимательно изучались экспертами Совета Европы при решении вопроса о вступлении России в эту международную организацию. Российской Федерации было предложено разработать новые Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы, соответствующие европейским стандартам; улучшить условия содержания заключенных в соответствии с Рекомендациями о единых европейских пенитенциарных правилах, определено, что особое внимание будет уделяться "поддержке и укреплению правозащитных неправительственных организаций, а также созданию гражданского общества"[1].

Цели и задачи уголовно-исполнительной системы общественно значимые и в какой-то степени полезные. Но не всегда общество воспринимает систему как структуру государства, имеющую полноценное право на достойное функционирование. Со стороны общества в адрес системы УИН высказывается достаточно обвинений и укоров по поводу медлительности реформирования, слишком жестоких условий и жестких сотрудников. С другой стороны, общество не устает говорить о слабой работе правоохранительных органов, о росте преступности, о необходимости защищать общество от граждан, преступивших уголовный закон. Но ведь именно уголовно-исполнительная система ограждает общество от отвратительных человеческих поступков и маниакальных намерений высоким пенитенциарным забором.

Уголовно-исполнительная система, являясь государственным институтом, в задачи которого входит ограничение прав и свобод человека в целях и пределах, установленных законом, не может быть свободна от контроля со стороны общества. Система призвана защищать не свои собственные, а общественные интересы.

Общество вправе требовать от системы надлежащего исполнения законов и соблюдения прав человека, но не должно оставаться безучастным к проблемам исправительных учреждений, где права осужденных зачастую нарушаются не умышленно, а из-за отсутствия необходимых условий, в том числе и материальных.

В соответствии со статьей 23 Уголовно-исполнительного кодекса РФ общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. На основании и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Соответствующая норма содержится и в Законе Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", статья 38 которого устанавливает, что общественные организации контролируют деятельность учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Однако до настоящего времени федеральный закон № 11807-3 "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности" Государственной Думой не принят.

В последнее десятилетие в обществе накоплен большой потенциал общероссийских и региональных общественных организаций, осуществляющих контроль за местами лишения свободы в пределах, допустимых при отсутствии правового регулирования, и оказывающих содействие работе учреждений уголовно-исполнительной системы. Роль общественных организаций в соответствии с действующим законодательством заключается не только в выявлении нарушений прав сотрудников и осужденных, о наличии которых так эмоционально говорят в обществе и которые признает система, но и в оказании помощи учреждениям уголовно-исполнительной системы.

Несомненно, что деятельность общественных организаций ни в коей мере не должна мешать работе администрации исправительного учреждения. Недопустимо вмешательство в оперативную и административную деятельность учреждения. Правозащитники и представители силовых структур должны не соперничать, а конструктивно сотрудничать.

Визитирование

Республика Татарстан
В большинстве региональных правозащитных организаций накоплен значительный опыт взаимодействия с учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Взаимодействие общественности и структур УИС налаживалось в разных регионах России по разным схемам, на разных условиях, в разные сроки. От случайных одиночных посещений к регулярным плановым мероприятиям и созданию Общественных советов.

В августе 2002 года Правозащитный Центр города Казани и УИН Минюста России по Республике Татарстан заключили договор о правовом сотрудничестве в целях улучшения положения осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей в Республике Татарстан, улучшения материально-технического оснащения Управления, социального положения сотрудников уголовно-исполнительной системы. Согласно указанному договору стороны совместными действиями обязуются обеспечивать общественный мониторинг учреждений УИН в целях повышения их авторитета в обществе, принимать эффективные меры по фактам нарушения прав граждан, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, а также сотрудников учреждения.

В рамках договора Правозащитный Центр имеет право реализовывать исследовательские, мониторинговые и образовательные проекты, направленные на устранение материально-технических, организационно-управленческих, нормативных и нравственно-профессиональных препятствий в деятельности сотрудников исправительных учреждений и следственных изоляторов.

Благодаря поддержке и содействию руководства и сотрудников учреждений УИС МЮ РФ по РТ стала возможной реализация нескольких проектов. Одним из них был проект о соответствии существующего положения следственно-арестованных и осужденных в пенитенциарных учреждениях Татарстана некоторым международным стандартам, в частности Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Посещение исправительных учреждений проводилось по специальному графику. Начальники исправительных учреждений были заблаговременно уведомлены о визите представителей Правозащитного Центра. В ходе визитирования проводились анкетные опросы спецконтингента, сотрудников учреждений. По результатам проведенного исследования в сентябре 2003 года была издана книга "Европейские стандарты в деятельности органов внутренних дел и пенитенциарных учреждений Татарстана" под редакцией Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Р.Г. Вагизова. Проведенная работа позволила Казанским правозащитникам ближе познакомиться с проблемами не только осужденных, но и сотрудников исправительных учреждений.

Систематическое посещение исправительных учреждений республики было начато в сентябре 2003 года после получения указания ГУИН Минюста России территориальным органам уголовно-исполнительной системы о необходимости содействия в рамках действующего законодательства представителям Московской Хельсинкской группы и региональных общественных правозащитных организаций в посещении учреждений УИС Минюста России для реализации программы, связанной с предотвращением жестокого обращения с осужденными и обвиняемыми в совершении преступлений, а также в проведении мониторинга положения дел в учреждениях уголовно-исполнительной системы десяти регионов России, в том числе Республики Татарстан.

В течение подготовительного периода:

  • определена группа визитеров;

  • организована встреча с первым заместителем начальника УИН Минюста России по Республике Татарстан полковником внутренней службы Сафиным Р.Г. и получено разрешение на посещение исправительных колоний и следственных изоляторов Казанской зоны в октябре-декабре 2003 года. Особых сложностей с получением разрешения не было, так как представители Правозащитного Центра города Казани уже не были новичками для Управления исполнения наказаний. Было принято решение осуществлять посещения исправительных учреждений совместно с помощником начальника Управления исполнения наказаний Минюста России по Республике Татарстан по соблюдению прав человека В.Н. Шитвиным. Присутствие при посещении должностного лица УИН не только не препятствовало доверительному разговору с осужденными, но и придавало большую значимость и компетентность;

  • составлен график посещений исправительных колоний и следственных изоляторов на весь период реализации программы. График согласован с помощником начальника Управления по соблюдению прав человека В.Н. Шитвиным и утвержден первым заместителем начальника Управления.

Для привлечения внимания к деятельности правозащитной организации 23 сентября 2003 года в газете "После приговора" УИН Минюста России по Республике Татарстан по инициативе Правозащитного Центра была опубликована заметка "Пишите - вам помогут". Газета распространяется не только в Татарстане, но и в Чувашии и Республике Марий Эл. Это сообщение вызвало большое количество писем осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы не только Татарстана, но и других регионов. В большинстве своем это были жалобы на судебные решения, просьбы помочь в изменении или отмене приговоров. И хотя Правозащитный Центр, как и любая другая общественная организация, не вправе пересматривать судебные решения, но сотрудники стараются помочь каждому: разъясняется порядок направления жалоб в порядке надзора, готовятся жалобы, даются иные юридические рекомендации.

Осужденные просят разъяснить порядок назначения пенсий в местах лишения свободы, возможность получения паспорта нового образца в случае, если до осуждения не было постоянного места жительства, много вопросов по приобретению российского гражданства. В своих письмах осужденные просят прислать юридическую литературу, разъяснить отдельные статьи Уголовного и Уголовно-исполнительного кодекса РФ, особенно в связи с изменениями, внесенными в законодательство Федеральным законом от 8 декабря 2003 года.

Ни одно обращение не остается без ответа. В соответствии с внутренней Инструкцией о порядке работы с письмами и обращениями граждан Правозащитного Центра города Казани письменные обращения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, следственно-арестованных, иных лиц, находящихся в местах принудительного содержания, жалобы на приговоры и незаконное осуждение рассматриваются службой взаимодействия с учреждениями уголовно-исполнительной системы (служба УИС). Все письма и заявления регистрируются в отдельном журнале с указанием даты поступления, данных обратившегося и иных необходимых реквизитов. В течение десяти дней со дня поступления обращения службой УИС подготавливается и отправляется обратившемуся письменный ответ. С октября 2003 года в Правозащитный Центр поступило 299 писем и заявлений осужденных или их родственников. Казанские правозащитники осуществили 28 посещений исправительных учреждений республики. В большинстве учреждений визитирование осуществлялось уже не по одному и не по два раза. С уверенностью можно сказать, что в Татарстане уже существует система постоянного визитирования учреждений уголовно-исполнительной системы.

Пермская область
Первое посещение исправительного учреждения сотрудниками Пермского регионального правозащитного центра состоялось в июле 1997 года в связи с многочисленными жалобами осужденных на условия содержания и действия спецназа в учреждении УТ-389/37 г. Чусовой.

С октября 2000 года начались регулярные посещения исправительных учреждений Пермской области, на территории которой дислоцируется 50 учреждений уголовно-исполнительной системы. Сотрудники Пермского регионального правозащитного центра посетили 23 исправительных учреждения, 9 учреждений посещались неоднократно.

Для каждого посещения были необходимы довольно длительные устные (телефонные) и письменные согласования. Основные условия, выдвинутые ГУИН на начальном этапе организации посещения учреждений, заключались в следующем:

  • согласование посещения не позднее чем за 30-35 дней до мероприятия;
  • представление списка посетителей с указанием паспортных данных;
  • согласование плана предполагаемых мероприятий при посещении;
  • обязательное соблюдение всех требований режима.

    13 ноября 2003 года Пермским региональным правозащитным центром был заключен договор о сотрудничестве с Главным Управлением исполнения наказаний Минюста России по Пермской области. Руководители Центра - хорошо известные в регионе люди, их порядочность и компетенция не вызывали сомнений. Поэтому с самого начала вероятность успешного завершения переговоров была высока, в том числе благодаря личным качествам руководителей организации. На начальном этапе никаких отдельных уступок со стороны правозащитников не требовалось. В дальнейшем, когда был создан Общественный совет и его члены получили право уведомительного посещения всех учреждений, подчиненных ГУИН, была сделана следующая "уступка". Обо всех обнаруженных недостатках правозащитники должны полностью информировать руководство ГУИН и начальников посещаемых исправительных учреждений, а материалы, которые отправляются в прессу (если это не просто информационный материал, а критическая статья), должны согласовываться с руководством ГУИН. Без согласования материалы можно передавать только в том случае, если руководство ГУИН не принимает мер по устранению вскрытых недостатков.

    Красноярский край
    Систематическое визитирование и сотрудничество Красноярского краевого общественного комитета по защите прав граждан с ГУИН Красноярского края началось в 1998 году, с ГУИН Республики Хакасия - в декабре 2004 года.

    Взаимоотношения между Комитетом и учреждениями оформляются устными договоренностями, разовыми приказами, программами совместной деятельности и совместных мероприятий на определенный период. С Канской воспитательной колонией для несовершеннолетних заключен договор о сотрудничестве. В 2004 году правозащитники посетили 23 исправительные колонии.

    В ведении ГУИН МЮ РФ по Красноярскому краю находится 36 учреждений: исправительные колонии всех видов для мужчин, одна женская, одна воспитательная колония, одна тюрьма, шесть следственных изоляторов. В Республике Хакасия находится шесть колоний (детская, женская и мужские).

    Условия, поставленные ГУИН:

    • официальное письмо от Комитета на имя начальника ГУИН края о предстоящем визитировании (учреждение, дата визитирования, состав групп);

    • выписка разрешений на группу визитеров, которые при прохождении контрольно-пропускного пункта исправительного учреждения обязаны иметь при себе паспорт и не проносить с собою запрещенных предметов;

    • оперативное совещание у начальника учреждения или его заместителя сразу после визита по итогам посещения;

    • подготовка краткой письменной информации в адрес руководства органа УИС по итогам визитирования.

    Условия по составу группы, объектам посещения, встречам наедине с осужденными, персоналом не выдвигались, однако строго должно соблюдаться требование ничего осужденным не передавать и ничего у них не брать для выноса с территории, в том числе документы, необходимые для обжалования (их осужденный должен выслать по почте через администрацию учреждения).

    Для организации и проведения визитирований используется ресурс личных отношений и договоренностей между председателем Общественного комитета зав. кафедрой уголовного права Красноярского госуниверситета, д.ю.н., проф. Гореликом А.С., начальником ГУИН генерал-лейтенантом В. К. Шаешниковым и сотрудниками ГУИН, а также между к.ю.н., доцентом Крас. ГУ Назаровым А.Д. и начальником УИН РФ по Республике Хакасия полковником внутренней службы Г.П. Бояриневым.

    В деятельности по визитированию начальник ГУИН играет решающую и определяющую роль. Члены Общественного совета при ГУИН МЮ РФ по Красноярскому краю входят в группы визитирования. Итоги визитов в обобщенной форме обсуждаются на заседаниях Общественного совета при ГУИН.

    Информация об итогах посещений исправительных учреждений доводится до сведения Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае. Он также сам посещает исправительные учреждения. Прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях не привлекается к работе по визитированию. Однако поступившие жалобы осужденных на условия содержания пересылаются для проверки в прокуратуру.

    Представители средств массовой информации периодически принимают участие в визитах, описание визитов публикуется в газетах и освещается по телевидению, на соответствующие сайты и по электронной рассылке представляется информация об итогах визитов.

    Сотрудники администраций учреждений в ходе посещений наиболее резко реагировали на критику по поводу замеченных визитерами фактов некорректного, грубого обращения с осужденными, слабого применения современных технологий в воспитательной работе, необходимости улучшения внешнего облика осужденных (одежда, бирки и т.п.), преодоления отрицательного воздействия субкультуры осужденных и т.п.

    Однако следует заметить, что УИС Красноярского края и Республики Хакасия являются одними из лучших в России, по многим параметрам в основном соответствуют международным пенитенциарным стандартам. В учреждениях активно проводятся полезные преобразования, смелые эксперименты и уникальные мероприятия (дисциплинарный суд в ИК-6, кабельное телевидение в колониях, воспитательные тематические акции для осужденных, в том числе с выездом за пределы колонии, предоставление учебных отпусков для учебы в средних специальных и высших учебных заведениях и др.).

    Читинская область
    24 января 2005 года заключен договор о сотрудничестве между Читинским правозащитным центром и Управлением исполнения наказаний Минюста РФ по Читинской области. Цель договора - соблюдение прав человека в местах лишения свободы и обеспечение прозрачности в деятельности органов уголовно-исполнительной системы.

    В начале 2005 года Читинский правозащитный центр предложил руководству областного УИН проект договора о партнерском взаимодействии. В документе указывалось, что местные правозащитники и сотрудники уголовно-исполнительной системы могут сообща содействовать укреплению гражданского общества - уменьшая социальную напряженность в "местах не столь отдаленных" и добиваясь прозрачности во взаимоотношениях между представителями общественности и "тюремным" ведомством.

    К примеру, правозащитники готовы оказать местному УИН содействие в подготовке аналитических докладов о соблюдении прав человека в местах лишения свободы, а также участвовать как в исправлении осужденных, так и в оказании им юридической помощи по разным вопросам.

    В ответ на это руководству Управления предлагалось включить представителя правозащитного центра в состав Общественного совета при УИН; оказывать содействие при проведении проверок по жалобам о нарушении прав человека, в том числе с выездом в исправительные учреждения; способствовать проведению просветительских мероприятий для осужденных, нацеленных на разъяснение их прав и повышение правосознания.

    Внимательно изучив проект договора, начальник УИН генерал-майор Петр Филиппов скрепил его своей подписью, чем наглядно продемонстрировал открытость для общества возглавляемого им управления. В ближайшее время Читинский правозащитный центр готов предложить договор о взаимовыгодном сотрудничестве руководству УВД и прокуратуре Читинской области.

    Не заключен договор о сотрудничестве с Управлением исполнения наказаний Кировским региональным правозащитным центром. Но еще в апреле 2001 года правозащитники посетили воспитательную колонию в г. Котельнич. Не имеет договора с ГУИН Нижегородское общество прав человека.

    Общественные советы

    Важным событием в пенитенциарной системе в 2003 году явилось создание Общественных советов. Создание указанной общественной структуры при региональных Управлениях исполнения наказаний позволит более эффективно оказывать помощь осужденным, осуществлять социальную реабилитацию освободившихся из мест лишения свободы. Появилась реальная возможность для представителей правозащитных организаций систематически посещать исправительные учреждения, участвовать в решении вопросов реформирования уголовно-исполнительной системы.

    Еще 30 июля 2003 года был издан Приказ Министерства юстиции № 184 об обязательном создании Общественных советов при региональных Управлениях УИС. Более того, согласно тексту приказа, Советы должны были быть организованы в течение полугода с момента его издания. В реальности создание Общественных советов растянулось до конца 2004 года, что объясняется не только недостаточной активностью общественных организаций в отдельных регионах, но и позицией некоторых региональных Управлений УИС по вопросу развития взаимодействия с правозащитными, религиозными и другими общественными объединениями. Своевременно Советы были образованы в Красноярском крае, Мордовии, Пермской области.

    В сентябре 2004 года при УИН Минюста России по Республике Татарстан создан Общественный совет. В Совет вошли представители наиболее известных в РТ правозащитных организаций, таких как: Правозащитный Центр г. Казани (Чуприна Л.И. избрана председателем Общественного совета), Казанский общественный фонд социальной реабилитации "Феникс" (член Совета - Жаркова С.В), Казанский городской общественный фонд поддержки культурных и социально-экономических проектов "Азамат" (член Совета - Зяппаров И.Б), Женская автономная некоммерческая организация "Два крыла" (секретарь Совета - Бакирова А.М.), Фонд по борьбе с туберкулезом "Белая ромашка" (член Совета - Залялиев Р.А.). В Совет также вошли представители Духовного управления мусульман Республики Татарстан (член Совета - Ибрагимов И.Я.), Казанского Епархиального Управления Русской Православной церкви (член Совета - Тимофеев Н.И). Указанные организации имеют определенный опыт работы среди осужденных и освободившихся из мест лишения свободы.

    Первое заседание Совета состоялось 4 октября 2004 года. Всего с момента создания Совет собирался четыре раза. Работу Общественного совета курирует заместитель начальника УИН по воспитательной работе. На начало 2005 года члены Совета посетили пять исправительных колоний республики.

    15 апреля 2004 года был создан Общественный совет при начальнике УИН МЮ РФ по Республике Коми. Общественный совет создан исключительно с целью проведения посещений исправительных учреждений республики. До этого времени правозащитники не имели доступа в исправительные учреждения. Председателем Совета избран Сажин И.В. - руководитель правозащитной комиссии "Мемориал".

    20 апреля 2004 года состоялось первое посещение исправительной колонии. Это визитирование было проведено по плану работы Общественного совета. Посещать учреждения УИС разрешено только членам Совета и обязательно в сопровождении сотрудника Управления. Посещение может быть отменено, если сотрудник УИН не имеет возможности участвовать в нем. Члены Совета помогают УИН решать некоторые проблемы учреждений.

    Управление исполнения наказаний определило довольно жесткие рамки для посещений исправительных учреждений:

    • минимальная публичность - в состав группы визитеров не могут входить журналисты;
    • предоставление отчетов о визитах начальнику УИН;
    • визитирование узким кругом лиц;
    • финансирование визитирования со стороны НПО;
    • помощь в создании и развитии попечительских советов при учреждениях;
    • вынесение всех проблем учреждений на обсуждение с главами муниципальных образований и на региональный уровень власти с перспективой получения поддержки от данных структур УИН МЮ РФ по Республике Коми.

    Помощник начальника УИН по правам человека сопровождает визитеров, корректирует отчеты перед представлением их начальнику Управления, является связующим звеном между руководством и Общественным советом.

    С момента создания Общественного совета было посещено четыре исправительные колонии.

    По плану работы Общественного совета при начальнике УИН на второе полугодие 2004 года намечалось посетить исправительную колонию и следственный изолятор в г. Воркуте. Необходимо было совместное финансирование со стороны правозащитников и Управления. Но в декабре 2004 года в УИН были израсходованы все средства на командировки для сотрудников Управления. Из-за отказа начальника УИН допустить в учреждения представителей Общественного совета без сопровождения представителя Управления посетить следственный изолятор № 3 и учреждение ОС-34/22 не представилось возможным.

    Кроме того, сотрудники УИН МЮ РФ по Республике Коми ссылались на большую загруженность отчетной работой для ГУИН МЮ РФ, поэтому большую часть намеченного Общественным советом так и не удалось реализовать.

    24 декабря 2004 года проведено первое отчетное заседание Общественного совета при начальнике УИН МЮ РФ по Республике Коми, где были подведены итоги работы Совета и одобрен план работы на первое полугодие 2005 года.

    С советских времен в Республике Коми осталось деление на Управление исполнения наказаний и Управление лесных исправительных учреждений. Состоялось объединение, но управление остается пока разрозненным. Следует учитывать большие расстояния между учреждениями. До некоторых учреждений можно добраться только в зимний и летний периоды (весной и осенью из-за распутицы они становятся недоступны). Нет женских, а также воспитательных колоний. В регионе, площадью 400 тыс. кв. км, всего три СИЗО.

    Благодаря многолетней активности и настойчивости правозащитников была пробита брешь в, казалось бы, самой непробиваемой и закрытой системе, какой является пенитенциарная система России.

    Осознание руководством УИН необходимости взаимодействия с общественными организациями, их допуска с посещениями внутрь учреждений, открытости и прозрачности системы перед обществом может принести исключительную пользу. Существующие проблемы не должны скрываться, они должны быть представлены обществу, чтобы совместными усилиями их решать.

    По результатам посещений можно вывести несколько наиболее распространенных схем нарушений прав следственно-арестованных и осужденных.

    Основные права осужденных и их нарушения

    Нарушения прав осужденных, выявляемые в ходе визитирования, многочисленны и имеют региональные отличия. В первую очередь необходимо остановиться на таком существенном праве, каким является право на информацию. Право на информацию, как показывают результаты визитирования правозащитных организаций в разных регионах, нарушается наиболее часто и в грубой форме. Кроме того, нарушение права на информацию, отсутствие доступной информации влечет за собой нарушение и других прав, более того, невозможность обеспечивать и восстанавливать свои права.

    Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты Первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 года):

      35.1) При принятии в тюрьму каждому заключенному следует представлять письменную информацию, касающуюся правил обращения с заключенными его категории, дисциплинарных требований данного заведения, а также дозволенных способов получения информации и подачи жалоб, равно как и всех других вопросов, позволяющих ему отдать себе отчет в его правах и обязанностях и приспособиться к условиям жизни в данном заведении.

    Информация о правах и обязанностях осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, должна содержать в себе извлечения из Уголовно-исполнительного кодекса РФ и в первую очередь из норм, разъясняющих порядок подачи предложений, заявлений, жалоб, реализации права на личную безопасность. Верующим осужденным должна предоставляться информация о порядке реализации в местах лишения свободы права на свободу совести и вероисповедания.

    Осужденным также должна предоставляться информация о мерах поощрения и взыскания, возможности применения мер безопасности и оружия.

    На основании статьи 83 УИК РФ администрация исправительных учреждений обязана под расписку уведомлять осужденных о применении аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля за поведением осужденных.

    В исправительных учреждениях информация о правах и обязанностях, о порядке подачи жалоб и заявлений должна предоставляться осужденным администрацией при приеме в эти учреждения. Как правило, осужденные знакомятся с порядком и условиями отбывания наказания, правами и обязанностями, установленными действующим законодательством, находясь в карантинном отделении.

    При проведении в 2003 году анкетирования осужденных в Республике Татарстан большинство респондентов ответили, что информацию о своих правах и обязанностях, об условиях и порядке отбывания наказания в виде лишения свободы они получили в устной форме от администрации колонии, сотрудников отдела безопасности, начальника отряда.

    Вопрос о доступности полученной информации можно рассматривать двояко. С одной стороны, информация, полученная в устной форме, может считаться доступной для восприятия. С другой стороны, оценивая доступность информации для усвоения, следует учитывать значительное количество нормативных актов, регламентирующих деятельность исправительных учреждений, недостаточную правовую осведомленность самих сотрудников исправительных учреждений. Кроме того, результаты опроса сотрудников учреждений показали, что учреждения располагают недостаточным количеством необходимой в повседневной работе юридической литературы (Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Правила внутреннего распорядка и т.п.). Поэтому можно сделать вывод о том, что информация о правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания наказания не может быть доступной осужденным в полном объеме, если она получена в устной форме.

    О том, что проблема доступности для осужденных информации о своем правовом положении действительно существует, свидетельствует, например, факт, случайно обнаружившийся при проведении мероприятия в клубе исправительной колонии Пермской области. Большая часть осужденных не знали о порядке реализации права на проведение телефонных переговоров и о существовании реальной возможности проведения таких переговоров. На консультационном приеме один из осужденных задал вопрос об основных правах и обязанностях осужденного и администрации ИУ. Также на консультационном приеме другой осужденный попросил дать адреса вышестоящей прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ и вышестоящего органа уголовно-исполнительной системы (ГУИН МЮ РФ по Пермской области). В исправительной колонии Республики Татарстан информация об учреждениях, куда осужденные могут направлять жалобы, была размещена в библиотеке и давно не обновлялась. Разумеется, библиотеку посещают далеко не все осужденные и информация в таком виде вряд ли им доступна.

    При посещении исправительных учреждений многие правозащитники отмечали, что информация, имеющаяся в отрядах, карантинном отделении, штрафном изоляторе недостаточно полно отражает права и обязанности осужденного, в некоторых учреждениях - в жилых помещениях, штрафных изоляторах - необходимая информация отсутствует вовсе.

    В помещениях отрядов одной из исправительных колоний Пермской области нет перечней общих (основных) прав и обязанностей осужденных в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ. Отсутствует какая-либо информация о порядке осуществления осужденными переписки и связанных с этим правах и обязанностях осужденных и администрации исправительного учреждения. Нет информации о порядке направления осужденными жалоб, заявлений, ходатайств в компетентные органы и организации, о порядке получения ответов на эти обращения, о существующих при этом гарантиях, установленных действующим законодательством. Нет адресов учреждений органов власти, компетентных рассматривать соответствующие обращения. Отсутствует информация о порядке разрешения вопросов, связанных с исполнением наказания, в частности, таких наиболее значимых для осужденных, как условно-досрочное освобождение от наказания (ст. 79 УК РФ) или замена неотбытой части наказания более мягким (ст. 80 УК РФ).

    Объяснения сотрудников исправительного учреждения - например, что с вопросами о своих правах и обязанностях и порядке их реализации каждый осужденный может обратиться к начальнику отряда - вряд ли можно признать достаточными и приемлемыми.

    Полная и достоверная информация о своих правах и обязанностях, порядке их реализации должна быть доступна в любое время каждому осужденному. Поэтому очевидно, что возможность реализации этого права осужденного не может ставиться в зависимость от уровня знаний, занятости конкретного начальника отряда, характера личных взаимоотношений последнего с осужденным. Подобные нарушения выявлены и в учреждениях УИС других регионов (Татарстан, Мордовия, Коми, Нижний Новгород и др.).

    В одной из нижегородских исправительных колоний практикуется проведение больших приемов осужденных под названием "3 часа вопросов и ответов" сотрудниками всех служб учреждения: бухгалтерии, спец. части, отдела труда, плановых и тыловых служб. Всего в первом полугодии 2004 года проведено 12 юридических консультаций для осужденных.

    Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, связанных с осуждением, отбыванием наказания, освобождением от наказания, а также иных правах и обязанностях. Обеспечение данного права является необходимым условием (гарантией) соблюдения всех иных прав и обязанностей граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

    Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в администрацию учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (статья 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

    Основной формой работы правозащитников в исправительных учреждениях является личный прием осужденных. Как правило, осужденные проявляют большой интерес к таким мероприятиям. Вопросы самые разные. Но во многих исправительных колониях Татарстана осужденные жалуются на то, что администрация не отправляет жалобы, несвоевременно поступают письма от родственников. У казанских правозащитников есть информация, что факты неотправления жалоб осужденных имеют место. Но, к сожалению, доказать это сложно. Документы зарегистрированы в установленном порядке, но проверить переданы они (или не переданы) на почту практически невозможно.

    В ходе посещений выявляются случаи серьезных нарушений прав осужденных, но сами осужденные не хотят писать заявления. Так, в одной из исправительных колоний общего режима Татарстана по заявлению осужденного была проведена совместная с сотрудником Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан проверка фактов избиения в карантинном отделении. Но на личном приеме осужденный отказался от своего заявления и дачи объяснений.

    Во время совместного визита с членами Комиссии по правам человека при губернаторе Кировской области 23 сентября 2004 года осужденные воспитательной колонии, расположенной в г. Котельнич Кировской обл., передали 21 жалобу, все они были адресованы в Комиссию по правам человека. Осужденные сообщали о случаях избиения осужденных сотрудниками; применения массовых наказаний (бег по плацу); незаконного изъятия одежды при обыске, проводимом спецназом; неоказания медицинской помощи; также жаловались на некачественную пищу - насекомые (черви) в пище, на сырость в помещении отряда № 2 из-за стоящей в подвале воды. По итогам визита состоялась встреча с представителями учреждения, которые настойчиво просили сообщить, на кого именно жалуются осужденные, и передать жалобы администрации учреждения для возможности разрешения возникших проблем своими силами.

    Однако все жалобы с соответствующим сопроводительным письмом Комиссией были направлены в прокуратуру по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях.

    В конце ноября из прокуратуры пришел ответ. В нем указано, что все жалобы, направленные в прокуратуру, не подтвердились, так как все заявители (21 человек) от фактов, изложенных в своих заявлениях, отказались, заявив при этом, что заявления с жалобами на действия администрации учреждения им предложили написать сами члены Комиссии по правам человека при губернаторе Кировской области.

    Логично было бы предположить, что с ребятами, написавшими жалобы, сотрудниками учреждения была проведена "соответствующая работа". Позиция прокуратуры в этом случае объясняется тоже довольно просто. Дело в том, что в последнее время критерием успешной работы прокуратуры по надзору за исполнением уголовных наказаний является отсутствие (или снижение количества) жалоб на действия администрации учреждений. Такие факты имели место и в Татарстане. Так, осужденные одной из колоний строгого режима заявляли, что надзирающий прокурор досматривает жалобы, направляемые в вышестоящие органы, и запрещает их отправлять по назначению. Осужденных, отказавшихся от своих жалоб, тоже можно понять. Им предстоит еще длительное время жить в этом учреждении. У администрации много возможностей "напомнить" осужденным о жалобах. В этом и трудность проведения общественных расследований случаев жестокого обращения, применения пыток, иных нарушений.

    При посещении штрафного изолятора и помещения камерного типа в исправительной колонии г. Нижний Новгород двое осужденных высказали жалобы в адрес администрации колонии на незаконное содержание. С руководством достигнута договоренность о том, что осужденные напишут официальные жалобы в адрес начальника колонии, в которых изложат свои претензии, а он, после проведения проверки, свое заключение направит в адрес визитеров. При личных беседах осужденные высказывали пожелания по поводу улучшения возможности обращения с жалобами. Были также заданы правовые вопросы, связанные, в основном, с пересмотром дел из-за внесенных изменений в УК РФ, вопросы об обжаловании приговора в порядке надзора, о возможности перевода в колонию другого субъекта РФ по месту жительства (всего оказаны юридические консультации примерно 15 осужденным). Следует отметить, что за последние два года в РОО Нижегородское общество прав человека поступила только одна жалоба на "рабский труд" от осужденного этой колонии, которая, с нашей точки зрения, не содержала состава нарушения со стороны администрации колонии, все остальные обращения касались вопросов обжалования приговоров.

    К настоящему времени определенная часть обязательств Российской Федерации перед Советом Европы в сфере совершенствования уголовного, уголовно-исполнительного законодательства формально реализована. Более шести лет действуют новые Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы. За это время в кодексы внесено значительное количество изменений и дополнений, (в частности, Федеральными законами № 161, 162 от 8 декабря 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"), а также в Закон "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых". Указанные акты направлены на дальнейшую гуманизацию уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Ряд деяний декриминализирован, по отдельным статьям сокращены сроки наказания в виде лишения свободы, сужена сфера применения наказания в виде лишения свободы. Такие изменения в Уголовном кодексе должны привести к значительному сокращению лиц в местах лишения свободы и, следовательно, положительно отразятся на положении уголовно-исполнительной системы.

    Поправки в Уголовно-исполнительный кодекс внесли значительные перемены в условия отбывания наказания в виде лишения свободы, способствовали смягчению режима отбывания наказания, обеспечили более полную реализацию прав осужденных. В новой редакции статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ указано, что осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. Таким образом, статья 12 УИК, определяя общее правовое положение осужденных в местах лишения свободы, однозначно указывает на то, что при применении к осужденному взысканий они не должны быть жестокими и унижать достоинство человека.

    Однако посещения штрафных изоляторов в некоторых исправительных колониях Республики Татарстан выявили практику почти беспрерывного водворения осужденного в штрафной изолятор при наличии формальных признаков нарушений режима. В статье 117 УИК о порядке применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы не запрещается применять взыскание в виде водворения в ШИЗО за нарушение режима в штрафном изоляторе. Такое положение может привести к злоупотреблениям со стороны персонала учреждений, так как в законе не ограничен срок пребывания в штрафном изоляторе.

    Гарантией соблюдения прав осужденных является и расширение круга лиц, имеющих право посещать учреждения пенитенциарной системы без специального разрешения. Таким правом в настоящее время наделены Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (ранее он мог посещать учреждения для проведения проверки по жалобам), Уполномоченные по правам человека в регионах, которые ранее такого права не имели.

    Правом посещения учреждений УИС наделены и члены общественных наблюдательных комиссий. По специальному разрешению администрации учреждений или вышестоящих органов исправительные учреждения могут посещать и иные лица. Необходимо отметить, что осужденные татарстанских колоний с большим одобрением восприняли это новшество. В своих письмах в Правозащитный Центр г. Казани они просили обязательно посетить колонии: "есть, что рассказать, ведь сейчас это разрешено".

    Новая редакция статьи 92 УИК "Телефонные разговоры осужденных к лишению свободы" существенно расширила возможности осужденных на общение с родственниками и близкими людьми, сохранение полезных социальных связей.

    Возможность поговорить по телефону практически не ограничена, и только при отсутствии в учреждении технических возможностей это право может быть реализовано шесть раз в год. Но по прибытию осужденного к месту отбывания наказания, а также при наличии исключительных личных обстоятельств администрация учреждения обязана предоставить возможность телефонных переговоров. Осужденным, отбывающим наказание в строгих условиях, а также отбывающим меру дисциплинарного взыскания в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, возможность телефонных разговоров разрешается только при исключительных личных обстоятельствах. Но в режимных целях все телефонные разговоры контролируются администрацией.

    Важные изменения были внесены в статью 175 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Положения статьи были приведены в соответствие, во-первых, с нормами международного права - решения о мерах, принимаемых после вынесения приговора, за исключением помилования, рассматриваются судебным или другим компетентным независимым органом по ходатайству правонарушителя (Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) приняты Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1990 г.); во-вторых, с Постановлением Конституционного Суда РФ от 26 ноября 2002 г., которым было утверждено право осужденного обращаться с просьбой об условно-досрочном освобождении непосредственно в судебный орган.

    Однако никакие позитивные изменения действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства не могут решить всех проблем исправительных учреждений. Реформирование уголовно-исполнительной системы продвигается крайне трудно.

    На сегодняшний день особенно остро стоит проблема обеспечения спецконтингента работой. Это не только обеспечение реализации права осужденных на труд, но и серьезные правовые последствия для осужденных - невозможность погашения исков. Наличие у осужденного непогашенного иска является одной из причин отказа судом в условно-досрочном освобождении. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, могут приобретать предметы первой необходимости в магазине учреждения только на деньги, заработанные в период отбывания наказания в виде лишения свободы.

    Кроме того, невозможность обеспечить работой все "население" колоний вносит элементы дискриминации осужденных по имущественному признаку. Осужденные, получающие пенсию, заработную плату, частично оплачивают свое пребывание в учреждении. Тех, кто не имеет работы в зоне или отказывается от нее, кормит государство.


    [*] Чуприна Лидия Ивановна, начальник отдела уголовно исполнительной системы Правозащитного Центра г. Казани, председатель Общественного Совета при УИН Минюста России по Республике Татарстан.
    [1]Заключение ПАСЕ № 193 п.9.

     

    К содержанию Вперед
    
  •