Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Экспедиция в г. Чайковский 28-29 апреля 2009 года

Петр Иванович БОНДАРЧУК,

председатель Пермского общества защиты прав потребителей

Для справки:

Бондарчук Петр Иванович, 76 лет, пермский правозащитник, заместитель председателя Пермского краевого совета ветеранов. В 2007 году получил премию Союза «За гражданское влияние». Таким образом было отмечено его многолетнее подвижничество в отстаивании общественных интересов. Он провел огромное количество дел по ликвидации нарушений прав в самых разных сферах повседневной жизни пермяков: льготы, ЖКХ, транспорт, благоприятная окружающая среда, действия монополистов, приобретение товаров и услуг... Показал, каким должен быть российский пенсионер XXI века: активным, включенным в важные общественные процессы.

 

Надо не только знать свои права, но и уметь их отстаивать

Стало уже традицией 15 марта отмечать Всемирный день защиты прав потребителей. Празднование этого дня международной общественностью вошло в историю после выступления Президента США Джона Кеннеди в 1962 году на Конгрессе США, где он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и выделил четыре основных права потребителей: право на безопасность, на информацию, право на выбор и право быть выслушанным. В России Всемирный день защиты прав потребителей проводится под девизом: «Потребитель! Знай свои права!» Этот девиз почти ежедневно использует в своей деятельности Петр Иванович Бондарчук, являющийся председателем Пермское общества защиты прав потребителей. Как же вести себя, если твои права как потребителя нарушены? Надо ли бояться доводить дело до суда? Этот и другие вопросы были адресованы Петру Ивановичу, который дал интервью корреспонденту нашей газеты.

Петр Иванович, когда и с какой целью появилось Пермское общество защиты прав потребителей?

Общество появилось в 2003 году по инициативе Пермской гражданской палаты и Пермского регионального правозащитного центра. Дело в том, что ПРПЦ давно консультирует граждан по самым разным проблемам, но в основном это защита прав граждан. Однако такие вопросы как транспортные, жилищные и другие играют не менее важную роль в жизни людей, поэтому потребность в этих насущных консультациях существовала. Так и появилось Пермское общество защиты прав потребителей. Поскольку сотрудничаю с ПРПЦ давно, не раз печатал свои правозащитные статьи в газете «За человека», работа эта мне была знакома. И с 2006 года мне было предложено возглавить общество защиты прав потребителей.

Давайте остановимся на структуре Вашей организации.

Общество – это 8 учредителей, к числу которых отношусь и я. Исполнительные функции курируют юристы ПГП и ПРПЦ. Могу сказать, что в этих организациях квалифицированнейшие специалисты, сильнейшие кадры. Всегда нахожу у них поддержку и помощь в решении самых сложных вопросов.

В силу своего возраста и общественной работы я имею больше свободного времени, чем работающие люди. У меня есть возможность ходить по разным инстанциям, консультироваться, собирать документы, представлять интересы в суде. Немаловажную роль играет и мой жизненный опыт. За спиной у меня школа хозяйственного руководства, два высших образования, мне хорошо известны рамки законодательного поля. Все это позволяет уже на начальном этапе интуитивно почувствовать, есть ли у потребителя шанс на победу.

Как часто к Вам обращаются потребители, чьи права нарушены?

В последнее время практически ежедневно стали обращаться люди. В Интернете находят телефоны организации, звонят, пишут, приходят. Каждый говорит о наболевшем. Например, сегодняшний звонок был таким. Женщина сдала в оптику очки для замены линз. У нее прекрасная, дорогая оправа. Ей оформили заказ, все как положено. Однако, когда она пришла за готовым изделием, оказалось, что при замене линзы оправу сломали. В оптике разводят руками, мол, не нарочно ведь…

Как же быть в таком случае? Есть ли выход из подобной ситуации?

Безвыходных ситуаций не бывает. А в этом случае надо просто доказать, что Вы - грамотный человек и отступать не намерены. Во-первых, надо написать заявление в двух экземплярах. Причем, чтобы в одном они расписались, что приняли заявление. Понятно, что можно столкнуться с отказом в приеме заявления. В таком случае нужно привести с собой двух свидетелей, чтобы документально зафиксировать отказ и составить акт. В заявлении необходимо написать, что Вы согласны на аналогичную оправу, примерно в той же цене. Если вести себя спокойно, грамотно и целенаправленно, то, возможно, удастся решить проблему в досудебном порядке.

Кстати, в приложении читатели могут найти своеобразный алгоритм поведения при нарушении потребительских прав. (методика файл)

Ваши заявители: кто они?

Вопросы, которыми занимается Пермское общество защиты прав потребителей, касаются разных групп людей, например, льготных пассажиров или жителей определенного микрорайона. Есть такой термин - неопределенный круг потребителей, вот на них в основном и ориентируемся.

До сих пор жители Перми вспоминают пресловутые маршрутные такси. Тогда безграмотные чиновники решили, что автобусам можно присвоить вывески «тэшек». 10 лет льготные пассажиры мучились, доплачивая за проезд в маршрутках. Нашими стараниями ситуацию удалось привести в норму. Сейчас эта выдумка с «тэшками» в прошлом.

Или еще один пример. «Пермэнергосбыт» ввел свое правило, чтобы ежегодно инвалиды, пенсионеры подтверждали льготу на электричество. Переписка с энергетиками была увесистая, они упорно отнекивались. В конце концов, дело было направлено в Свердловский суд. Процесс получил широкую огласку, и ситуация сдвинулась с мертвой точки. Было достигнуто мировое соглашение: «Пермэнергосбыт» перестал мучить льготников ежегодными отметками. Немногие в Перми знают об этом, но дело было длительное и непростое.

А есть ли на счету организации дела, чья география шире пермской. Бывают ли обращения из края?

Приведу пример с отключениями горячей воды. Было такое в Березниках, Гремячинске, Кизеле, Краснокамске и т.д. Сколько сил и времени на это потрачено. Хотел получить документы на причины отключений через советы ветеранов, но ничего не выходило. Проблема острая была повсеместно в области.

Как говорят в таких случаях: «Не было бы счастья – несчастье помогло». Отключение горячей воды коснулось меня лично. Наш дом остался без горячего водоснабжения и я этим делом воспользовался. Я знал, что надо для суда. Собрал все, подготовил все документы. Загвоздка была в том, что дом принадлежал Министерству обороны – структуре закрытой и засекреченной. Пришлось месяцами ждать ответы, искать документы, имеющие юридическую силу аж со времен Сталина! Словом, добились! Самое главное – нашли договор между домоуправлением и ТГК № 9. Этот документ и пролил свет на ситуацию: в нем значилась 90%-ая, кабальная предоплата за услуги. Домоуправление получалось в вечных должниках.

История эта тогда получила широкую огласку. О ней рассказывали все пермские СМИ. Об этом случае я написал статью в газету «Ветеран» и эта практика отстаивания интересов жильцов стала достоянием не только Прикамья, но и всей страны.

Практически всех жителей края касается и находящееся на рассмотрении в суде дело о туалете на вокзале Пермь-2. По Уставу и по Правилам перевозки пассажиров сказано, что пассажиры имеют право пользоваться туалетом вокзала бесплатно. Беда в том, что 99% людей не знают свои права. Большинство считают, что рыночная экономика не оставила места для бесплатных услуг. Несколько лет назад еще с Министерством путей сообщения я начинал переписку по этому поводу. Только публикация в газете «Гудок» помогла тогда расставить все точки над « I ». А суд вынес решение: что все пассажиры имеют право!

Спустя время на Перми-2, опять появилось объявление о том, что бесплатное пользование туалетом только для пассажиров дальнего следования. Пассажиры электропоездов снова вынуждены платить. На этот раз привлекаю к ответственности и «РЖД», и транспортную прокуратуру, и Региональную службу по надзору в сфере благополучия прав человека, которые как никто иной должны следить за ситуацией.

Петр Иванович, как складываются взаимоотношения Пермского общества по защите прав потребителей с чиновниками?

По-разному строятся отношения. Есть чиновники, которые по долгу службы должны заботиться о людях, но они этим не занимаются. Есть, к счастью, и другие примеры. Взять, например, районные комитеты по защите прав потребителей. У меня с ними налажен хороший контакт, я всегда могу направить к ним потребителя, если требуется подключить административный ресурс.

Кстати, эти комитеты – реальная власть на местах. На своей территории они же многое могут! Запросто могут пригласить к себе предпринимателя, оказавшего некачественную услугу. Административный ресурс до сих пор остается действенным оружием в таких случаях.

Как Вы считаете, далек ли тот час, когда у Пермского общества по защите прав потребителей не будет обращений?

Увы, это случится нескоро в силу слабой правовой осведомленности. Люди не знают или знают весьма поверхностно свои права. А если и знают законы, то зачастую не хотят связываться с бумажной волокитой, с судом и т.д.

На мой взгляд, надо все время проводить просветительскую работу. Примеры выигрышей и побед потребителей необходимо демонстрировать, об этом надо постоянно и как можно подробнее рассказывать. Именно это будет вдохновлять людей на отстаивание ущемленных прав.

А если ничего не делать, то так ничего и не изменится в нашем обществе: продавцы будут продолжать обвешивать, сапожники будут некачественно делать набойки и т.д. Только общее неравнодушие и гражданская активность способны изменить наш быт к лучшему.

Беседовала Галина ЧУДИНОВА.