Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Экспедиция в г. Чайковский 28-29 апреля 2009 года

 

НОЦ: взгляд со стороны

 

Одной из тем углубленного исследования в рамках экспедиции «Пермь – Чайковский: гражданский диалог» стало создание в нашем городе Нового образовательного центра (НОЦа). Эта частная проблема наделала в городе и далеко за его пределами немало шума. И до обсуждения, состоявшегося 28 апреля в конференц – зале Дворца молодежи, здравомыслящим горожанам было понятно, что дело не в НОЦе, как таковом, а в том, какими методами он внедрялся на нашей земле. Надо признать, пермяки изложили все аспекты проблемы всеобъемлюще, грамотно и очень аргументированно.

В своём вступительном слове руководитель центра «ГРАНИ» Светлана Маковецкая сказала:

- Мы изучали программу и практику реализации проекта «Новый образовательный центр в Чайковском». Предмет исследования – не содержание образовательного процесса, не структура модернизации системы образования и даже не роль местного самоуправления в этом вопросе. Предметом экспертизы стала реализация общественного интереса этим проектом – экспертизы за рамками как чисто профессионального, отраслевого подхода, так и общественного подхода жителей города. С нашей точки зрения, степень вмешательства в жизнь города, в деятельность профессионального педагогического сообщества, в деятельность власти намного сложнее. При этом мы предполагаем: то, что мы делаем – совсем не окончательный диагноз. Но считаем, что необходимо дать некоторые аргументы для принятия эффективных решений в этой области, а также поместить эту проблему в сферу очень плотного контроля – как гражданского, так и со стороны СМИ…

Мы имели не все документы, но даже их отсутствие рассматривалось как очень значимая вещь. Мы имеем дело с проектом, который должен быть максимально публичным…..

Главное: любое нововведение, особенно касающиеся школы, должны быть максимально прозрачно, понятно и общественно подотчётно. Должны быть представлены показатели, позволяющие любому горожанину понять, что всё идет правильно. И сейчас мы можем заявить, что эти общественные интересы серьёзно нарушены.

Во – первых, создание НОЦа в Чайковском сопровождается постоянным замалчиванием со стороны органов власти фактически принимаемых решений. До сих пор непонятен статус проекта: сейчас ремонтируется школа № 3 или её бывшее здание реконструируется под НОЦ? На каком этапе решения об этом в органах самоуправления? И общественность – и городская, и родительская – из процесса принятия такого решения оказалась полностью исключённой. Закрытость органов власти постоянно генерирует новые проблемы, чаще всего потому, что вместо партнёрских отношений с целевыми группами имеют место конфронтация и нежелание прислушаться к мнению противоположной стороны, полное игнорирование её интересов. Зато отмечен невероятный успех партнёрства педагогического коллектива школы № 3 и родителей учащихся. А то, что они оказались в состоянии информационной блокады, говорит о том, что не нашлось места тому, чтобы уменьшить возникающие при создании НОЦа риски. И, по мнению экспертов, не ведётся работа по разъяснению заинтересованным группам смысла происходящего, хотя плотность информационного потока в Чайковском гораздо выше, нежели в Добрянке, Нытве, и иже с ними.

Кроме того, нововведение не должно противоречить другим реформам, как в сфере образования, так и в других отраслях. Обнаружено массовое несогласование проекта НОЦ с другими реформами, в том числе с другими механизмами, заложенными в комплексный проект модернизации образования ….

И т.д.

Кстати, то, что сделала родительская общественность третьей школы, Светлана Геннадьевна назвала гражданским подвигом. Участники приветствовали заместителя управляющего совета школы Елену Николаевну Кочеву аплодисментами.

Выступившая следом эксперт – исследователь центра «ГРАНИ» Светлана Алексеевна Минеева озвучила проблемы взаимодействия НОЦа и города.

По её мнению, Чайковский всегда отличался тем, что средний уровень образования в нем был выше, чем в других территориях. То, что создание НОЦ приведёт к повышению качества образования, весьма сомнительно. Кроме того, практика подушевого финансирования образовательных учреждений доведёт некоторые школы практически до банкротства, в результате чего материальная обеспеченность педагогов не повысится, как предполагается, а заметно снизится.

Проблем много. Например, проектная мощность НОЦа – 600 учеников (по 300 в десятых и одиннадцатых классах). Где их взять? В десятых классах сегодня учится 260 человек. Не забывайте, что в городе пять неплохих и очень популярных учебных заведений системы среднего профессионального образования. Часть выпускников девятых классов уйдет туда. С этих позиций ни о какой экономической эффективности нового образовательного центра говорить просто не приходится…

И кто бы из экспертов ни выступал, постоянно слышалось: это не учтено, это не принято во внимание, это ни с кем не обсуждалось. Звучали предупреждения о расслоении как ученического сословия (оно и без того имеет место), так и педагогического (кто окажется в НОЦе, тот встанет на ступеньку выше, чем его коллега, оставшийся в девятилетке). Недопустимость того, что огромный район города останется без обычной школы: это как же первоклашка будет добираться до места учёбы? Возражения типа «ездят же дети с Уральской в десятую (например) школу» просто «не катят», потому что это собственный выбор родителей, а не навязанный им чиновникам из управления образования. Кроме того, шестьсот тинейджеров – это вам не шесть сотен разновозрастных учеников.

Озвучивать все прозвучавшие аргументы – на это не хватит целой газеты. Бросилось в глаза, что несколько раз повторяющимся рефреном со стороны экспертов была фраза: «Поймите, мы не против НОЦа – систему образования надо совершенствовать, но …» Но, но, но … Помилуйте, сколько же можно? Ведь тот же Александр Александрович Зиновьев много раз подчёркивал, что позиция должна быть бескомпромиссной, иначе она перестаёт быть позицией.

В качестве коротенького лирического отступления стоит напомнить позицию президента Республики Беларусь Александра Лукошенко в отношении любителей всего нового, не такого, как раньше. Она в чем – то созвучна обсуждающейся теме. Александр Григорьевич постоянно подчёркивает: «Да, что вы! Разве я против частных заводов, магазинов и школ? Никогда! Хотите их? Покупайте землю и стройте на ней – на свои деньги – что хотите…». Очень разумный подход – особенно при нашем нынешнем катастрофическом недостатке бюджетных средств.

Анализируя ход реализации проекта НОЦ, эксперты заметили, что мало внимания уделялось тому, чтобы донести до общественности, родителей и учащихся плюсы от создания нового образовательного центра. Думаете, было бы лучше, если бы такая работа велась постоянно и целенаправленно? Не уверен, потому что до сих пор перед глазами стоит заседание городского дискуссионного клуба старшеклассников и студентов, состоявшееся в стенах Чайковского профессионально – педагогического колледжа. Мы уже писали об этом (см. статью «Неожиданный результат дискуссии»). Тогда после разъяснения со стороны руководства управления образования всех «плюсов» от проявления в городе НОЦа, количество желающих (из числа участников дискуссии) учиться в нём почему – то резко сократилось.

Уполномоченная по правам человека в Пермском крае Татьяна Ивановна Марголина неоднократно брала слово в ходе обсуждения. Среди прочего она подчеркнула, что наибольшее внимание в рамках совершенствования системы образования будет уделяться всемерному усилению воспитательного процесса. И рассказала о возрождении института кураторства в вузах, причём на протяжении всего периода обучения – с первого до последнего курса. С этой точки зрения НОЦ плохо вписывается в такую концепцию, ведь суть обучения в нём строится именно на индивидуализации этого процесса. Тьютор (человек, который должен вести своего подопечного ученика по извилистой индивидуальной образовательной траектории) – по определению отвечает не за воспитание, а за промежуточные и конечный итоги обучения. Вряд ли на выходе мы получим альтруистов и коллективистов. Ну, это кому что нравится.

Последний вопрос задал молодой человек, которому, видимо, «светит» учиться в НОЦе, если он всё таки будет создан: «Повысилось ли качество образования после создания в Нытве нового образовательного центра?». Ответ гостей прозвучал очень символически: «Судить об этом рано, должно пройти ещё лет пять, чтобы можно было аргументированно ответить на этот вопрос. Нужно дать НОЦу шанс проявить себя, потому что в мире функционируют автономные школы для старшеклассников, которые доказали свою эффективность… Сейчас в Нытве на выходе имеют место судебные процессы, в которых в роли ответчика выступает городская администрация. Несколько судов она выиграла, но моральные и материальные издержки огромные. Впереди – новые процессы…».

Тему ответственности за чужие грехи и до этого момента поднимали в ходе встречи. Пермские гости прямо говорили: «Вас подставили! Отвечать за всё придётся не министерству образования края, не районному управлению образования, а муниципальным властям. Именно с вами будут судиться – как с людьми, принявшими такое решение!» В нашем случае ситуация неприятна ещё и тем, что из пут решения прежней администрации выбираться придется новой.

Первый заместитель главы муниципального района Валентина Шитова в своём выступлении заметила, что плюсы от создания НОЦа она хорошо представляет, начала разбираться и с негативной стороной этого процесса, а на этой встрече все минусы были изложены подробнейшим образом. Хотя, по мнению Валентина Леонидовны, опасность некоторых рисков была преувеличена. Она подчеркнула, что НОЦу в городе быть, назад пути уже нет. Задача – свести возможные осложнения от создания нового образовательного центра к минимуму…

Представители же управления образования за всё время обсуждения не проронили ни слова: то ли посчитали, что ко всему происходящему и к тому, что послужило поводом для обсуждения, они никакого отношения не имеют, то ли восприняли обсуждение как заказное шоу заезжих гастролеров, своего рода имитацию кипучей деятельности – мол, пошумят и уедут, а всё покатится дальше по накатанной ранее колее. Тем более, дело доведено до такой стадии, что откат назад практически невозможен – слишком много денег потрачено. Может, они в чём – то правы, только не стоит забывать, что индивидуальная служебная траектория может выписывать такие вензиля… Кроме того, после завершения дебатов представители родительской общественной третьей школы отметили огромную пользу от встречи - им стало понятно, как юридически грамотно им в дальнейшем надлежит бороться с попыткой создания НОЦа на базе их школы.

Тема «НОЦ в городе Чайковском» не закрыта. Продолжение следует – на внеочередном заседании Земского собрания Чайковского муниципального района, назначенном на 6 мая.

 Николай Голанов.

 

P. S. Буквально на днях по телеканалу «Viasat History» демонстрировался британский художественный фильм, посвященный принцессе Диане. Неплохая картина, жаль только не знаю её названия – не захватил начало киноленты. Поразила финальная сцена фильма, когда королева Елизавета II и глава кабинета министров Тони Блэр беседуют, спускаясь в сад по ступенькам Букингемского дворца. Знаете, о чём говорил тогдашней британский премьер? Да о том, что главная задача, стоящая перед ними, - это реформирование системы образования. Несмотря ни на что, подчеркнул он, я добьюсь сокращения расходов на эту сферу, уменьшения количества классов в школах… Камера постепенно «отпустила» говорящих на большое расстояние голоса перестали быть слышны. Но я уверен, что остальные его мысли рано или поздно будут озвучены его российскими глашатаями – как «требования сегодняшнего дня»…