09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
НОЦ как повод для гражданского подвига
Тема организации на базе средней школы № 3 Нового образовательного центра, в котором будут обучаться исключительно старшеклассники, давно является болезненной не только для детей, родителей и педагогов СОШ № 3, но и для многих других жителей Чайковского муниципального района.
Чтобы уменьшить нежелательный шум вокруг этого «каверзного» вопроса, местные власти использовали политику замалчивания, принимали «непрозрачные» решения, игнорировали мнение общественности и полностью лишали ее права на гражданский контроль за ходом реконструкции здания школы № 3. Но, несмотря на столь циничное и хладнокровное противостояние со стороны «слуг народа», Общешкольный родительский комитет СОШ № 3 и педагогический коллектив не уставали бороться за сохранение родного учебного заведения. Специалисты Центра гражданского анализа и независимых исследований «Грани» (г. Пермь), проводившие 28 апреля 2009 г. во Дворце молодежи проблемное обсуждение создания НОЦ в Чайковском, назвали действия родителей и педагогов гражданским подвигом. Результаты экспертизы проекта внедрения Нового образовательного центра, представленные в этот день Центром «Грани», заставили еще раз задуматься о том, что же такое НОЦ и как его создание повлияет на образовательную систему нашего города
«Дьявол прячется в деталях»
Напомним, что главные цели внедрения этого пилотного проекта — повышение качества образования и оптимизация расходов. Предполагается, что в НОЦе будут работать только самые лучшие педагоги нашего города (подобранные на конкурсной основе, а не назначенные отдельно взятым чиновником), обучение ребят будет профильным.
Начнем с того, что средний уровень образования в Чайковском по всеобщему признанию выше, чем в других территориях Пермского края. «У вас одна из самых эффективных муниципальных систем образования. Зачем ее ломать?!» — недоумевает директор Центра «Грани» Светлана Маковецкая.
Действительно, проект создания НОЦ затрагивает интересы разных социальных групп. Практически для всех участников образовательного процесса поменяется привычный, устоявшийся порядок вещей. Как было заявлено, с появлением НОЦа все средние школы (за исключением гимназии и лицея «Синтон») будут переведены в статус основных, то есть смогут обучать детей только до девятого класса. Переход из СОШ в ООШ сопровождается изменением баланса издержек и выгод для педагогов: уменьшаются материальное и моральное удовлетворение, появляются дополнительные потери, — ситуация явно ухудшается. Кроме того, закладываются предпосылки для расслоения учительской среды, что делает эту социальную группу еще более уязвимой с точки зрения соблюдения интересов.
Реформирование сети образовательных учреждений имеет серьезные последствия, прежде всего для экономики тех школ, которые станут основными: уменьшится их финансирование, фонд оплаты труда сократится не только из-за ухода части детей, но и за счет понижения статуса учебного заведения.
«Получается, что мы рискуем одним из наиболее стабильных институтов — преподавательским сообществом, — говорят специалисты Центра «Грани» и Пермской гражданской палаты, также присутствовавшие на обсуждении проблемы во Дворце молодежи. — Масштабы плановых и внеплановых изменений в этом почти «золотом фонде» просто недооценены. Поэтому нужно срочно начать считать издержки и пытаться их компенсировать».
«Беспокоит нас и такая проблема, как возникновение нового типа конкуренции среди учебных заведений: техникумов, училищ, гимназии, лицея, а также школ, которые (по крайней мере, одна точно) будут стоять насмерть, но ни единого старшеклассника в НОЦ не отдадут, — говорит Светлана Маковецкая. — Так же, как не отдадут и лучших учителей. Мы не понимаем, как это будет выглядеть в системе, при которой каждое учебное заведение должно показывать высокую результативность…»
Здесь возникает проблема наполняемости НОЦа, а следовательно, и достаточности его дальнейшего финансирования, ведь при нормативно-подушевом подходе и новой системе оплаты труда решающее значение имеет количество учащихся. Еще более проблему обостряет демографическая ситуация — уменьшение числа старшеклассников по причине снижения рождаемости в девяностых годах. До сих пор непонятен механизм обучения в НОЦе ребят и из сельских школ — тут возникают вопросы создания интерната, внедрение программы «Школьный автобус» и т. д.
В пилотном проекте не учтены проблемы «городской топографии»: новые маршруты для шестисот старшеклассников, собираемых со всего города в одно место, маршруты для учащихся СОШ № 3 и других младших школьников, живущих около НОЦ и вынужденных посещать отдаленные учебные заведения. А поинтересовался ли кто-либо мнением жителей микрорайона, в котором будет расположен НОЦ? Как они относятся к тому, что теперь около их дома появится «гнездо тинейджеров»?
Вообще, выбор третьей школы в качестве площадки для Нового образовательного центра вызывает у пермских правозащитников много вопросов. Главный из них: допустимо ли закрывать так называемую «дворовую» школу, расположенную в районе «дешевого жилья», которая принимает всех учеников и ориентирована на их положительную социализацию?
«Новый образовательный центр полностью повторяет ситуацию первого курса в вузах, — считают специалисты Пермской гражданской палаты. — Здесь собираются дети из разных мест, они не знают друг друга, они не организованы, так как в НОЦе нет системы классного руководства, нет традиций. В случае чего родители их защитить не могут, так как они тоже не сплочены… Но на первом курсе студентам по 17‑18 лет — это другой контингент, у ребят более высокий уровень социальной зрелости. А в НОЦе мы имеем все то же самое, что и на первом курсе, но только детям здесь едва исполнилось 15 лет. Отсюда все и проистекает. Более комфортной площадки для произвола, наверное, не найти. В этой ситуации возможно всё».
Возможно, это риски лишь начального периода, но механизм управления этими рисками в программе управления отсутствует.
В экспертном заключении сказано, что цель проекта оказывается недостижимой, так как образовательные программы и технологии еще не апробированы и не доказали свою эффективность. Возможно ли укомплектовать данные школы высококвалифицированными педагогами, остается на сегодняшний день под вопросом. Поэтому качество образования в данных центрах на первоначальном этапе оказывается ниже, чем в обычных или «элитных» школах.
Правительство Пермского края стремится завершить пилотный проект в кратчайшие сроки — не позднее декабря 2009 г. Далее вся ответственность за его реализацию ляжет на муниципалитет. В этом случае проблемой Управления образования становится не только создание НОЦа, но и дальнейшее его существование. Если муниципалитеты окажутся не способными поддержать работу центров, то мы можем получить еще больший негативный результат.
«А вас не спрашивают!»
6 мая 2009 г. в администрации Чайковского муниципального района состоялось внеочередное заседание Земского собрания, первым вопросом на повестке дня которого стояла организация на базе средней школы № 3 Нового образовательного центра.
Более года назад Земское собрание уже приняло Решение № 382 от 30.01.2008 г. «О создании муниципального образовательного учреждения СОШ № 3 (НОЦ)». Однако Чайковская городская прокуратура вынесла протест, так как оно было принято вразрез с существующим законодательством. Депутаты протест прокурора преодолели, но почему-то экс-глава района Николай Заикин так документ и не подписал.
6 мая, принимая в первом чтении поправки к Решению № 382 (которое, по идее, уже утратило свою силу, так как не было завизировано главой района в течение года), Земское собрание наступило на те же самые грабли. Как в первый, так и во второй раз «народные радетели» и не подумали учесть мнение этого самого народа. А ведь в экспертном заключении Центра «Грани» черным по белому сказано: «Из письма Управления лицензирования и надзора в образовании (Министерства образования РФ) от 18.08.2008 мы видим, что по вопросу создания НОЦ в Чайковском муниципальном районе должно быть проведено социологическое исследование. Если большинство респондентов выскажется против создания НОЦ, то Чайковский муниципальный район будет исключен из состава территорий, реализующих данный проект».
Кроме того, в специальном докладе «О соблюдении прав детей при проведении реорганизации, реструктуризации и ликвидации образовательных центров» от 24 июля 2007 г. Уполномоченный по правам человека в Пермском крае указал на недопустимость принятия подобного решения без учета мнения несовершеннолетних и их родителей. Пермские эксперты пришли к заключению, что участие местного населения в вопросах управления районом отсутствует. Органы местного самоуправления создают искусственные препятствия для родителей СОШ № 3 в участии при обсуждении проекта НОЦ. «Информация по запросам, которые неоднократно направляло родительское сообщество школы № 3, содержит противоречивые сведения. Ее сравнение за полтора года дает понять, что гражданам предоставлялись заведомо неполные сведения при фактически принятых управленческих решениях», — отмечает директор Центра «Грани» Светлана Маковецкая.
По неизвестным причинам представители Общешкольного родительского комитета, а также Управляющего совета не были допущены к участию в обсуждении содержательных вопросов реконструкции здания, не имеют возможности контролировать процесс реконструкции и участвовать в решении вопросов о дальнейшей судьбе школы. Это является нарушением статьи 35 ФЗ № 3266 от 10.07.91 «Об образовании». Также представляется недопустимым исключение из процесса принятия решений и других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, детей), на права которых может повлиять принятое решение.
Власть — народу!
Сегодня власти настойчиво пытаются убедить нас в том, что Новый образовательный центр обязательно появится на территории Чайковского муниципального района. Дескать, механизм уже запущен, «назад пути нет, позади Москва». Но весь «механизм», похоже, заключается только в том, что краевое правительство успело выделить более тридцати миллионов рублей на организацию Нового образовательного центра в Чайковском в то время, как муниципальной нормативно-правовой базы о создании НОЦ еще не было (и до сих пор нет). В этих условиях администрация муниципального района кровь из носу обязана подготовить все необходимые документы в срок до 31 июля 2009 года. В противном случае, если верить результатам прокурорской проверки (об этом «ЧИ» писал в № 18 от 30 апреля 2009 г.), направление денежных средств из краевого бюджета на реконструкцию третьей школы может быть расценено как нецелевое использование бюджетных средств. За что в России предусмотрена, какая-никакая, административная ответственность. Хотя, может быть, совсем не этого боятся местные, да и региональные чиновники…
Теоретически, любой пилотный проект не должен иметь «точек невозврата», всегда должна оставаться возможность для «отката назад». И потому, пожалуй, есть смысл настаивать на том, что благополучие отдельно взятых управленцев — ничто по сравнению с благополучием жителей целого района. Муниципальные органы — это институты, учреждаемые местным населением для решения своих вопросов. И местные жители имеют полное право участвовать в работе этих органов и воздействовать на принятие ими решений.
«На сегодняшний день существует инициативная группа в лице родителей и педагогов СОШ № 3, которая принуждает органы местного самоуправления работать в интересах общества, — говорят специалисты Пермской гражданской палаты. — Но и эта группа, и население в целом не используют тех инструментов, которые есть у людей для того, чтобы не просто давить, а реально заставлять власть решать вопросы местного значения. Эти инструменты существуют, вплоть до весьма жестких. Например, как крайний шаг законного политического воздействия, противники создания НОЦ могли инициировать процесс отзыва депутатов Земского собрания и главы района».
«Мы говорим о том, что процесс нововведения, пусть даже несущий определенные положительные изменения, не должен вредить другим важным для общества процессам, — подытоживает Светлана Маковецкая. — Да, он решает одну проблему, но тем самым порождает великое множество новых. Это означает, что как минимум необходима внятная деятельность по компенсации рисков и решению конфликтных ситуаций».
Мнение
Елена Кочева, представитель Общешкольного родительского комитета СОШ № 3:
— То, что действия Управления общего и профессионального образования, а также муниципалитета неправомерны — это факт, который просто нечем опровергать. На сегодняшний день никто из представителей общественности не знает, что находится в реконструируемом здании. За все время строительных работ представителей Общешкольного родительского комитета ни разу не пустили внутрь, несмотря на все наши попытки вести общественное наблюдение, общественный контроль. Здание должно было быть сдано еще 28 февраля 2009 г. В прошлом году власти обещали, что наши дети вернутся в родную школу в четвертой четверти 2008‑2009 учебного года, но сроки сдачи объекта затягиваются. Теперь мы не уверены даже в том, что реконструкцию закончат к 1 сентября.
У нас есть информация, что сейчас старшеклассников в обязательном порядке заставляют писать заявления с просьбой зачислить их в НОЦ. Хотя по закону набор в Новый образовательный центр должен осуществляться исключительно по желанию. Но если здание школы будет полностью отдано под НОЦ, то, по крайней мере, в ближайшие шесть лет оно не сможет достигнуть своей проектной мощности. И будет, как минимум, наполовину пустовать, — в городе просто нет такого количества старшеклассников.
Единственный вариант, который мог бы устроить всех, — это размещение и учащихся третьей школы, и учащихся НОЦ в одном здании. Но требования к инфраструктуре, оборудованию этих учебных заведений совершенно разные. С точки зрения специалистов Пермской гражданской палаты это практически невозможно. Хотя многие родители согласны и на такой вариант.
Вообще, выводы экспертной оценки говорят о том, что НОЦ городу не нужен: у нас прекрасная система школьного и среднего специального образования, наши техникумы и колледжи известны, у них есть определенный авторитет, их выпускников зачисляют в вузы… И все это разрушить посредством создания НОЦа очень легко. А что будет потом, как эта система будет работать — непонятно никому. На проблемном обсуждении создания НОЦ в Чайковском мы надеялись услышать хоть какие-то ответы от местных чиновников, но ни начальник Управления ОиПО Чайковского муниципального района Наталья Сафонова, ни заведующая ДИМЦ Марина Тюмина не пожелали дать какой-либо комментарий…
В связи с последними реформами в сфере образования к НОЦу уже относишься настороженно. Взять хотя бы такую ситуацию. Выбрал ребенок в девятом классе одну профессию, а в одиннадцатом поменял свое решение: захотел стать, допустим, не медиком, а экономистом. И что тогда? Ему придется за полгода штудировать двухлетний курс экономики? Кроме того, в 2009 году впервые не вузы решают, какие экзамены сдавать абитуриентам, а Министерство образования РФ. В этой ситуации выбирать какую-то специализацию просто страшно. Лучше получить базовое фундаментальное образование, на фоне которого можно было бы быстро, мобильно подготовиться к сдаче того или иного экзамена.
Хотелось бы еще сказать об опыте Нытвы, где уже создан Новый образовательный центр. Создать-то его создали, только из-за этого органы местного самоуправления до сих пор судятся с краевым Министерством образования.
Материал основан на Экспертном заключении по результатам независимой экспертизы внедрения проекта «Новые образовательные центры» (НОЦ) в систему образования г. Чайковский, проведенной Центром гражданского анализа и независимых исследований «Грани» (г. Пермь)
Диана Байдина