Пермская гражданская палата - Новости

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Новости



КАК В РОССИИ БОРЮТСЯ С РОСТОМ ЦЕН

Краткий обзор государственных и общественных практик контроля за повышением розничных цен на товары первой необходимости (по материалам СМИ за январь 2015 года).

 

В Пермскую гражданскую палату всё чаще стали обращаться граждане и общественные организации с просьбой помочь в организации общественного контроля за ростом цен на товары первой необходимости. Сам по себе такой контроль довольно прост и, по сути, является обычным мониторингом роста цен, с той лишь разницей, что осуществляют его граждане, а не органы власти. Проблемы возникают тогда, когда общественные контролёры пытаются выработать критерии «ненормального роста цен», впрочем, несколько помочь в этом могут кое-какие федеральные нормы (о них ниже). Ну и основная проблема – куда и как обращаться за принятием мер и насколько эффективными могут быть такие меры. На практике получается, что вариантов и шансов воздействовать на рост цен сегодня немного, но они есть. Принять правильное решение поможет приводимый ниже актуальный опыт государственного и общественного контроля за ростом цен в 6 регионах России.

 

Общая ситуация

 

У нас в стране свободное ценообразование. В настоящее время в российском законодательстве отсутствуют какие-либо правовые механизмы ограничения торговых розничных наценок на потребительские товары. При этом розничные наценки в России могут составлять до 100% на отдельные группы товаров, а в среднем до 2014 года держались на уровне 40-50% (многие эксперты связывают столь высокие для экономическиразвитой страны торговые наценки в том числе с большой коррупционной составляющей в российском ценообразовании).

 

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусматривает лишь экстренные меры в виде «замораживания цен» на социально значимые товары в случае резкого их роста (часть 5 статьи 8). То есть государство может регулировать цену только в том случае, если любой из социально значимых товаров в любом из регионов за месяц подорожает больше чем на 30%.

 

За ростом цен следит Росстат, который еженедельно направляет в Министерство экономического развития РФ информацию о средних розничных ценах на социально значимые продукты в каждом из субъектов федерации.

 

В перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости входят:

  • Говядина (кроме бескостного мяса)
  • Свинина (кроме бескостного мяса)
  • Баранина (кроме бескостного мяса)
  • Куры (кроме куриных окорочков)
  • Рыба мороженая неразделанная
  • Масло сливочное
  • Масло подсолнечное
  • Молоко питьевое цельное пастеризованное 2.5-3.2% жирности
  • Яйца куриные
  • Сахар-песок
  • Соль поваренная пищевая
  • Чай черный байховый
  • Мука пшеничная
  • Хлеб ржаной, ржано-пшеничный
  • Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 -го и 2-го сортов
  • Рис шлифованный
  • Пшено
  • Крупа гречневая-ядрица
  • Вермишель
  • Картофель
  • Капуста белокочанная свежая
  • Лук репчатый
  • Морковь
  • Яблоки

 

В настоящий момент федеральные власти обсуждают возможность ввести ограничение торговой наценки на эти социально значимые товары. Поправки в законопроект предполагают устанавливать наценку на продукты питания из указанного перечня в размере не более 15% от отпускной цены производителя. Рассмотрение этих поправок запланировано на февраль-март 2015 года. Подобные предложения, кстати, выносятся на рассмотрение в ГосДуму с 2010 года, но все проекты депутаты регулярно отклоняли. В этот раз вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович заявил, что правительство готово обсудить возможность введения ограничения торговых наценок на ряд продуктов первой необходимости.

 

Кто может остановить рост цен на продовольственные товары?

 

Депутаты и чиновники. Единственным инструментом регулирования цены в рамках закона о торговле является ограничение максимальной торговой надбавки. Ограничение может быть введено, если цена на товар за месяц повысились на 30%. Выявляется такое повышение на основе мониторинга, который проводит Минэкономразвития с помощью Росстата. На основании мониторинга Минэкономразвития обращается в правительство, которое, в свою очередь, принимает решение о введении ограничения по максимальной надбавке в определённых регионах, где такое повышение выявлено. Причём только на 90 дней.

 

Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Насколько же цена должна вырасти, чтобы ФАС обратила на это внимание? По официальным заявлениям сотрудников службы, достаточно и единовременного повышения цен на определённый продукт на 5% за отчётный период. Однако само повышение не является основанием для применения мер антимонопольного реагирования. Сначала надо доказать, что рост цен стал следствием злоупотребления доминирующим положением либо сговора, а не объективных причин (таких, как рост стоимости сырья и пр.). Если указанные факты будут доказаны, нарушителей ждут большие штрафы.

 

Кстати, с августа в ФАС работает «горячая линия». Любой россиянин, который хочет пожаловаться на рост цен, может оставить своё сообщение на официальном сайте Службы: fas.gov.ru, или на сайтах её территориальных органов. Там размещён специальный баннер «Обнаружили повышение цен на продовольствие? Сообщите!», при нажатии на который появляется форма обращения. В обращении потребуется заполнить свои данные, указать название торговой точки или поставщика, у которого наблюдается рост цен, с указанием адреса. Заявить о повышении цен может как физическое лицо, так и юридическое. Именно электронное сообщение, а не телефонный звонок поможет справиться работникам службы с огромным потоком обращений и не упустить детали.

 

Прокуратура. Поводом для прокурорской проверки могут стать сообщения в СМИ о резком росте цен на продукты в регионах и коллективные жалобы от населения. Прокуратура может истребовать документы, обосновывающие повышение цен на те или иные продовольственные продукты у представителя розничной торговли. И если цены окажутся неоправданно завышенными – вынести предписания и штрафы.

 

Имея очень узкий спектр правовых возможностей регулировать рост цен, власти некоторых регионов, по всей видимости, прибегают к неформальному давлению на производителей и продавцов, используя административный ресурс (проверки, штрафы, иные санкции по нарушениям, не связанным с ростом цен).

 

Общественный контроль роста цен на продовольственные товары в регионах

 

Под технологией общественного контроля роста цен практически во всех регионах понимается исключительно мониторинг роста цен на товары. Этот мониторинг, как правило, ведут надзорные органы или близкие властям общественные организации (например, проект «Народный контроль» от Единой России, действующий с 2010 года в разных регионах страны). В качестве гражданского контроля роста цен на продукты можно назвать только публикации в СМИ и инициативы журналистов, которые регулярно фиксируют стоимость товаров первой необходимости и отдельные независимые практики на местном уровне.

 

Челябинская область

Еженедельный мониторинг цен на продукты питания организован по поручению губернатора челябинской области Бориса Дубровского. Все участники мониторинга – органы власти, надзорные структуры и общественные организации – ведут мониторинг цен на продукты питания в рамках действующего губернаторского проекта «Народный контроль» и каждую неделю докладывают Борису Дубровскому о ситуации. В целом в работе задействовано порядка трёх тысяч человек, которые еженедельно исследуют около тысячи магазинов. Мониторинг показал, что цены повысились практически по всем категориям товаров. В среднем рост по всем видам продуктов в области за последние месяцы составил около 30% - в полтора раза больше размера зафиксированной инфляции.

 

В настоящий момент готовится проект регионального закона, предусматривающий совместные меры заксобрания и правительства области по мониторингу цен и поддержке местных производителей продуктов питания. Все профильные комитеты получили поручение просмотреть работу федеральных служб, которые должны контролировать этот процесс: ФАС и Роспотребнадзор.

 

Комплекс мер, принимаемых правительством региона, позволил установить стоимость ключевых продовольственных товаров ниже среднероссийских показателей. По данным федерального Минсельхоза от 16 января 2015 года:

  • Цена на говядину в Челябинской области не изменилась, тогда как в целом по России стоимость выросла на 8%. В Курганской области рост составил 3%, в Свердловской – 15%, в ХМАО – 10%.
  • Цена на свинину на Южном Урале понизилась на 11%. Тем временем в России цена в среднем выросла на 4%. В Курганской области стоимость увеличилась на 9%, В Тюменской области – на 8%, а в ХМАО – на 9,5%.
  • Цена на молоко в Челябинской области снизилась на 1% . По России же рост составил 5%, в Курганской области – 12%, Свердловской – 7%, ЯНАО – 5,5%.
  • Цена на масло сливочное в Челябинской области не изменилась. В среднем по России цена выросла на 5%, в Курганской области – на 1,5%, в Тюменской области – на 5%.
  • Цена на рыбу в Челябинской области (в любом виде) не изменилась.
  • Цена на пшеницу третьего класса на Южном Урале не изменилась, тогда как в целом по России цена выросла на 15%. То же касается фуражной пшеницы, пшеничной муки и ячменя.

 

Информация подготовлена по данным официального сайта Правительства Челябинской области и публичным заявлениям губернатора Челябинской области Бориса Дубровского. К сожалению, по этим официальным данным непонятно за какой период приводится статистика по росту цен.

 

Оренбургская область

Для сдерживания роста цен на продукты питания жители Оренбургской области выбрали политические методы. В октябре 2014 года местные жители провели митинг против роста цен на продукты питания. Около полутора тысяч оренбуржцев выступили с лозунгами «Стоп росту цен!», «За достойный труд без войны и санкций», «Достойный труд – достойная зарплата!». Участниками митинга стали члены профсоюзов, студенты, пенсионеры  и работники бюджетной сферы. Часть из них приехали из районов области. На востоке области прошла похожая акция. В Орске на подобный митинг собрались горожане и жители восточного Оренбуржья, которые требовали возродить промышленность в Орске и Новотроицке и создать новые рабочие места.

 

Итогом митингов стала резолюция, принятая профсоюзами. Они обратились к местным производителям сельхозтоваров с просьбой не допустить резкого роста цен. Кроме того, они призвали всех оренбуржцев сообщать о скачках цен на те или иные продукты по телефону горячей линии (3532) 77-22-39 или на электронную почту cena56@bk.ru.

 

В результате в Оренбурге были открыты «горячие линии» по вопросам роста цен на продукты питания при администрации города и при прокуратуре. Также в Оренбурге создан оперативный штаб по мониторингу цен, на котором предпринимателей просят обосновать рост стоимости товаров. Если с приведёнными аргументами члены штаба не согласны, все материалы передаются в областной штаб или в Управление Федеральной антимонопольной службы.

 

Свердловская область

Основным инструментом сдерживания роста цен на продукты жителей Свердловской области стали жалобы в местное управление ФАС. Еженедельно в УФАС приходит порядка ста обращений граждан. По этим обращениям управление организуют проверки. Все проверки согласуются с прокуратурой, затем оформляется приказ, задание, направляются документы в торговые сети. По результатам проверок были выявлены факты, когда надбавки в сетях на отдельные виды товаров составляли от 90 до 120%. Но антимонопольщики ничего не могли с этим поделать – нарушения именно антимонопольного законодательства, как правило, нет. Как выясняли местные СМИ, за полгода активных проверок ведомство не наказало ни одного ритейлера. С августа, когда ведомство стало регулярно мониторить цены, нарушений в работе ритейлеров обнаружено не было.

 

Екатеринбургские юристы честно заявляют, что возможности антимонопольного органа по контролю за ценами минимальны, а проверки носят формальный характер и проводятся исключительно в целях продемонстрировать вышестоящим органам бурную деятельность по защите населения. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» запрещает включение в цену товара определённых платежей (компенсацию некоторых услуг ритейлера), но напрямую ни цену поставщика, ни розничную цену при реализации товара конечному потребителю не регулирует.

 

Нижний Новгород

В этом регионе власти пытаются пресечь все факты необоснованного роста цен на продукты. Нижегородское УФАС уже возбудило несколько уголовных дел. В ходе последних проверок, в шести из семи проверенных торговых объектов Нижнего Новгорода было установлено необоснованное завышение цен на отдельные продукты питания.

 

Попутно в каждом торговом объекте были обнаружены многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о ветеринарии, защите прав потребителей, технического регламента Таможенного союза (это один из типичных вариантов косвенного административного давления на торговые предприятия в связи с ростом цен). По всем торговым объектам, допустившим факты роста цен, возбуждены административные производства. Руководители представительств торговых сетей, допустивших необоснованный рост цен, будут заслушаны на заседании межведомственной рабочей группы прокуратуры области.

 

Кстати, это в Нижнем Новгороде жительница, испугавшись растущих цен, с ноября 2014 года закупила 320 килограммов гречневой крупы стоимостью в четыре своих пенсии. Когда ажиотаж стих, пенсионерка потребовала местные власти выкупить у неё гречку или предоставить помещение для её хранения.

 

Пермский край

В Пермском крае ситуацию с ростом цен контролируют и надзорные органы, и гражданские активисты. В результате проверок, которые прошли по всей стране, в регионе был зафиксирован рост цен на некоторые социально значимые товары более чем на 150%. В связи с этим прокуратура Пермского края инициировала доследственную проверку сразу по четырём статьям УК РФ в отношении крупнейших торговых сетей «Магнит» и «X5 Retail Group».

 

Пока прокуратура проводит официальные проверки, жители Перми ведут альтернативный мониторинг цен. Активисты движения «СтопЦена. Пермский край» открыли Вконтакте группу, в которой размещают информацию о том, где дешевле можно купить товары первой необходимости. По итогам мониторинга магазины с самыми низкими ценами активисты отмечают фирменными наклейками своего движения. После первой проверки в том или ином магазине участники движения через какое-то время возвращаются туда, чтобы проверить, как изменились цены. По информации организатора движения Ивана Пасынкова, после их первого похода в один из магазинов крупной торговой сети и публичной огласке стоимости товаров – ценники стали меняться, розничные сети опустили цены на крупы, овощи и сахар.

 

Москва

Для мониторинга потребительской корзины и динамики цен на продукты создан сайт «Ценомер – цены в России». Здесь не сравнивают цены в магазинах, не ищут в каком магазине дешевле или дороже. Основная цель проекта – отследить динамику стоимости продуктов. На сайте можно сравнить стоимость одного и того же товара в разных городах страны.

 

В рамках антикризисных мер в столице в настоящее время готовятся создать городскую комиссию по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, которая займётся поддержкой импортозамещения и предотвращением необоснованного роста цен в продуктовых сетях.

 

Пресс-служба и экспертная группа

Пермской гражданской палаты