09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Игорь Аверкиев
Не хочешь раствориться в политике, социальной защите, юриспруденции - оставайся самим собой, будь правозащитником - ВСПОМНИ О МИССИИ.
Фундаментализм - это радикальное, бескомпромиссное возвращение к истокам, к основам, к изначальному смыслу.
Фундаментализм - это реакция на кризис.
Фундаментализм - это способ преодолеть собственную слабость.
Фундаментализм - это радикализм.
Фундаментализм - это личное служение.
Фундаментализм - это миссия.
Фундаментализм - это очищение, катарсис.
Фундаментализм в правозащите - это возвращение к ЛИЧНОСТИ - к личной свободе, к человеческому достоинству личности.
Фундаментализм в российской правозащите - это возвращение или переход:
***
Фундаментализм - это АБСОЛЮТИЗАЦИЯ МИССИИ.
Фундаментализм в правозащите - это жесткая правозащитная специализация, это только права человека и ничего, кроме прав человека.
Правозащитный фундаментализм - это правозащитная селекция жизни, жесткий правозащитный отбор фактов, событий, проблем, обращений. Работа только с тем, что имеет отношение к продвижению или защите прав человека.
Права человека - это моральные нормы, призванные защищать человеческое достоинство и свободу личности во взаимоотношениях человека с представителями и институтами власти. В демократических обществах эти моральные нормы приобретают форму норм позитивного права. Кратко: права человека - это моральные и правовые нормы, защищающие человека от произвола и безразличия власти. Права человека это ценность и конкретные нормы. Права человека индивидуальны - они защищают конкретного человека от конкретного произвола конкретной власти.
Правозащитная миссия - продвижение в обществе прав человека и как ценности, и как конкретных моральных и правовых норм; содействие соблюдению, защите и восстановлению прав человека. Кратко: правозащитная миссия - это продвижение и защита прав человека.
Правозащитник не запутается в правах человека, не позволит увести себя в сторону, он сверхчувствителен к чужому унижению и властному произволу.
Правозащитник - это тот, кто кожей чувствует унижение и унизительность во взаимоотношениях человека и власти.
***
Фундаментализм в правозащите - это не защита прав, а ВОЗМЕЗДИЕ за их нарушение. Возмездие - это морально обусловленное наказание, наказание как ценность. Возмездие - это наказание как общественное благо.
Возмездие всегда конкретно. Человеческое достоинство унижается не жизнью, не режимом, не органом власти, а всегда конкретным человеком. Искупить грех унижения может только лично тот, кто посягнул на человеческое достоинство.
Правозащитный фундаментализм конкретен: индивидуализация, персонификация врага прав человека, адресность возмездия. Для униженного человеческого достоинства не в режиме дело, а в людях. Смиреют произвольщики - подтягивается и режим.
***
Фундаментализм АПОЛИТИЧЕН.
Борьба за власть - это суета и гордыня. Бесконечная череда компромиссов, убивающих миссию. Для прав человека борьба за власть имеет смысл лишь тогда, когда власть деспотична.
При всем уважении к силе характера нашего президента, Путин - не деспот, не тиран. Российские люди лишаются своей свободы ровно в той степени, на какую они согласны. Никто уже не смеет с этим перебарщивать. Проблема путинской России не в ограничении свободы, а в ограниченном спросе на нее. Но спрос этот растет.
Борьба с недеспотической властью - недальновидная трата сил. Пусть этим занимаются те, для кого политика - профессия, а власть - мечта. Без них тоже нельзя, кто-то ведь должен администрировать страну, обновлять управленческие кадры, повышать их эффективность в погоне за голосами избирателей.
Для правозащитного фундаментализма неважно, кто у власти, но важно собственное влияние на власть, гражданское влияние: публичное, неподковерное влияние в общественных интересах. Влияние, основанное на доверии и моральной поддержке многих.
***
Фундаментализм - это не только позиция, это стиль.
Фундаментализм - это актуальный дизайн российской правозащиты.
Фундаментализм - это большой стиль.
Фундаментализм и суета, фундаментализм и фарс, фундаментализм и убогость - несовместимы.
Говоря о высоком, нельзя выглядеть низко, жалко, глупо.
Фундаментализм - это никакой суеты по поводу собственных проблем, стойкое перенесение тягот и невзгод.
Правозащитный фундаментализм - это базовый стиль для тех правозащитников, которым надоели отчеты, мониторинги, заявления.
Правозащитный фундаментализм - это забота о чести и достоинстве правозащитного сообщества: не скулить, не жаловаться, не просить.
Правозащитный фундаментализм в правозащитной организации это:
***
Правозащитный фундаментализм - это радикализм.
Правозащитный фундаментализм - это гуманитарный фундаментализм, это фундаментальное ненасилие.
Правозащитный радикализм, правозащитная жесткость - это упорство в возмездии, стойкость в сопротивлении, бескомпромиссность в заступничестве.
Правозащитный радикализм - это непримиримость к нарушениям и нарушителям прав человека. Только искреннее раскаяние нарушителя прав человека может остановить правозащитного радикала.
Правозащитный фундаментализм несет в себе неизбежность и персональность наказания за нарушение прав человека.
Наказание не только и не столько как судебное возмездие, но и как моральное обличение. Вцепиться в репутацию и не отпускать до тех пор, пока все не поймут, как низок и бесчеловечен тот, кто посягнул на человеческое достоинство. Как труслив и жалок тот, кто покусился на свободу личности. Как жаден, эгоистичен и некомпетентен тот, кто злоупотребил властью.
***
Правозащитник, принявший правозащитный фундаментализм, прощается в себе с юристом, экспертом, общественником и становится МИССИОНЕРОМ, ПОДВИЖНИКОМ прав человека.
Для сильных миссионер - советчик, вдохновитель и пример, для слабых - заступник.
Правозащитник, принявший правозащитный фундаментализм, прощается в себе с "борцом за демократию" (кто-нибудь знает, что такое демократия в ХХI веке?) и становится бойцом правозащитного сопротивления.
***
Правозащитный фундаментализм не всем правозащитникам по силам, не каждому близок, и это правильно - на то он и фундаментализм. Но без отряда приверженцев правозащитного фундаментализма современное российское правозащитное сообщество просто заблудится в дебрях своих и чужих двойных стандартов.
С другими разработками проекта "Будущее прав человека в России" вы можете ознакомиться на сайте проекта
Размещено 14.01.2007