Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


Игорь Аверкиев

Версия для печати

О Духонине, Шулькине и взятках

Летом и осенью прошлого года, выступая в эфире радио "Эхо Москвы в Перми", пермский журналист Константин Духонин обвинил в коррупции сразу двух заместителей пермского мэра: Илью Шулькина и Александра Бесфамильного, те, в свою очередь, обвинили журналиста в уголовном преступлении - клевете. Было следствие, состоялся суд. На суде Константин Духонин не смог представить доказательств получения заместителями мэра взяток и "откатов". Мировой судья Пучнина Е.А. признала журналиста виновным в клевете. Приговор Константину Духонину: 2 года лишения свободы условно и взыскание 20 тысяч рублей в счет компенсации морального вреда, понесенного Ильей Шулькиным и Александром Бесфамильным.

В соответствии с текстом судебного приговора, Константину Духонину принадлежат следующие эфирные фразы: "Не секрет, что взяточничество на всех уровнях существует. Просто Илья Шулькин благодаря своим личным качествам... У него все, что попадает в руки, все такое гипертрофированное, карикатурное, в увеличенном виде. Вот он, наиболее яркий пример того, как действует эта вся коррупционная чиновничья система. Просто на нем это наиболее наглядно выражается".

"На вопрос радиослушателя - "... если есть сведения о воровстве некоторых деятелей..." - Духонин К.В. ответил: "Шулькин, например".

"Последняя инициатива г-на Шулькина и Бесфамильного, напомню, что это два вице-мэра, - касается муниципального займа. 200 млн. рублей, которые они хотят взять в кредит, по сути, у горожан... наверное, эти деньги городу нужны. Но как они будут распределяться, как они будут тратиться - пока вот этой прозрачности нет, у меня возникает большое сомнение: стоит ли эти 200 млн. рублей отдавать в руки господам Шулькину и Бесфамильному. Кстати, давно говорят, что это нормальная хорошая связка. Александр Бесфамильный разрабатывает финансовые схемы, а Шулькин, благодаря своей энергичности, в жизнь их воплощает".

"На вопрос Шулькина И.Г., принимавшего участие в передаче: "То есть вы подтверждаете свое полное обвинение, что непосредственно Александр Яковлевич Бесфамильный и Илья Григорьевич Шулькин занимаются в администрации города коррупционной деятельностью, получают взятки и откаты?". Духонин К.В. ответил: "Естественно"…"

Если верить тексту приговора, то, конечно, Константин Духонин подставился, если не под уголовную статью о клевете (у обвинения явно была проблема с системой доказательств, и Духонин имеет основания для обжалования), то под причинение чиновникам морального вреда - это уж точно. В части гражданского иска об унижении чести и достоинства решение мирового судьи не вызывает особых сомнений и юридически более или менее точно отражает формальную сторону дела. Однако сам по себе этот приговор не означает, что с пермской городской властью у нас все замечательно. Этот приговор лишь означает, что в следующий раз, выдвигая прямые коррупционные обвинения высшим городским чиновникам, журналист должен лучше готовиться и предъявлять доказательства более серьезные, чем прокурорские справки о прокурорских проверках.

Но, с другой стороны, что должен был Константин Духонин предъявить суду, чтобы доказать свои обвинения? Фотографии, на которых Александр Яковлевич Бесфамильный и Илья Григорьевич Шулькин берут взятки? Свидетелей, которые лично видели, как они это делают? Мы знаем, что таких доказательств у журналистов никогда не будет, даже на самого махрового взяточника. Но как же тогда быть, когда есть уверенность, но нет формальных, юридически значимых доказательств?

Это как с пытками в милиции. Пытают жертву, как правило, один на один или в кругу своих, повязанных круговой порукой, сослуживцев. Именно поэтому привлечь сотрудника правоохранительных органов к ответственности за пытки очень трудно - нет доказательной базы, свидетелей, отпечатков пальцев и тому подобного - процесс преступления под полным контролем "органов". Зато много косвенных доказательств, очевидных для любого нормального человека, но бессмысленных для суда: чего это вдруг подследственный ни с того ни с сего признался в совершении преступления, хотя еще вчера яростно это отрицал; откуда на нем появились синяки, почему он вдруг стал постоянно "спотыкаться", "падать" и ломать ребра и т.п.

Процесс получения взятки также осуществляется под полным контролем берущего чиновника. Подловить его на взятке по силам лишь правоохранительным органам, но они это делают почти исключительно по политическому заказу, по крайней мере, в отношении высокопоставленных должностных лиц. Но при этом есть просто бросающиеся, лезущие в глаза косвенные доказательства. Если по всему городу натыканы автостоянки, бензозаправки, киоски, павильоны, целые новые дома сплошь и рядом с нарушениями российского законодательства - значит, это кому-то нужно. Значит, конкретный застройщик конкретно заинтересовал конкретное должностное лицо в том, чтобы это лицо закрыло глаза на конкретное нарушение конкретного закона.

Когда думаешь о том, как работает наша городская власть, мысль о взятках приходит сама собой, с естественностью вдоха. Точнее, сами собой приходят три мысли, из которых каждый пермяк выбирает по вкусу и в соответствии с собственными убеждениями. Стоит только чуть внимательнее присмотреться к тому, как у нас ремонтируют дороги и муниципальные здания, выделяют земли, сдают в аренду муниципальную собственность, выдают разрешения на строительство, проводят тендеры (конкурсы на муниципальные заказы), осуществляют некоторые социальные реформы, как тут же в голове формулируется простая и очевидная формула: "те, кто все это делают, либо абсолютно некомпетентны в деле, за которое взялись, либо люто ненавидят население, заботиться о котором поставлены, либо просто корыстны и зарабатывают на своем праве управлять городом". В разных случаях склоняешься к разному, но везде, где речь заходит о впустую потраченных или нецелево использованных больших деньгах все объяснить могут только взятки и "откаты". Ведь трудно заподозрить в финансовой некомпетентности бухгалтеров, начальников отделов и управлений, первых лиц города - людей с многолетним управленческим опытом с экономическим, юридическим и менеджерским образованием. Но как формально-юридически доказать их корыстную заинтересованность в плохой работе - вот в чем вопрос. Надо думать.

Может быть, вспомнить о недавно принятом российском Законе о защите свидетелей, или плюнуть на государство и подумать о своей, народной системе защиты свидетелей. Или вообще не надо искать никаких доказательств коррупции конкретного руководителя - если в его ведомстве известны случаи нецелевого использования средств, другие финансовые нарушения, если объем затраченных ресурсов явно не соответствует результатам деятельности, нужно жестко требовать его отстранения от должности, нужно разрушать его репутацию, выдвигая четкие, доказуемые обвинения в некомпетентности. Здесь, правда, не обойтись без хорошо поставленного гражданского контроля (что, например, мешает какой-нибудь общественной организации замерить толщину асфальтового покрытия и щебеночного полотна на отремонтированных пермских улицах и сравнить полученные данные со СНИПами, технически это возможно; а если сброситься деньгами и пригласить сертифицированного независимого непермского эксперта - сколько всего может открыться). В любом случае, коррупция нашей власти - это вопрос не политический, это вопрос народного выживания. Для будущего России повальная коррупция российских чиновников опаснее преступности, терроризма и алкоголизма, вместе взятых. Против коррупции и ее жрецов надо как-то объединяться.

***

Итак, поднимая тему коррупции пермских властей, Константин Духонин стал жертвой собственных неосторожных высказываний. Это и урок, и повод для поддержки. Поэтому предлагаю поддержать журналиста и собрать 20 тысяч рублей, которые требуют от него чиновники. Пусть Илья Шулькин и Александр Бесфамильный получат и наши деньги за понесенный ущерб. Свой вклад в любом размере вы можете приносить в Пермскую гражданскую палату (ул. Большевистская, 120а, офис 308, тел.: 233-40-63, 233-40-80). Мы оформим ваш вклад самым прозрачным, некоррупционным образом и отчитаемся о результатах акции и передаче собранных средств по назначению. Ваша помощь будет не только поддержкой Константину Духонину, она будет знаком солидарности и сплоченности тех, кто терпеть не может коррупцию и ее служителей.

Игорь Аверкиев, председатель
Пермской гражданской палаты
Размещено 19.09.2005