09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Пермская общегородская повестка
(Проект Гражданской коалиции «За прямые пермские выборы»)
Бюллетень № 1
Краткое изложение результатов мозгового штурма «В чём нуждаются пермяки, и что для их нужд могут сделать будущие городские депутаты»
Мозговой штурм проводила Пермская гражданская палата 4 февраля 2011 года, в нём приняли участие 18 экспертов: политологи, социологи, журналисты, гражданские активисты и общественные деятели. Это был именно мозговой штурм: предложения в общегородскую повестку подробно не обосновывались, не критиковались и не обсуждались участниками, а лишь уточнялись. Выдвинутые таким образом суждения и предложения не представляют собой цельной концепции, очень разнообразны по уровню изложения, а, зачастую, и противоречивы и, естественно, могут не совпадать с позицией Пермской гражданской палаты и других членов Гражданской коалиции «За прямые пермские выборы». Но именно этим, как нам кажется, они и могут быть интересны широкому кругу избирателей и кандидатов в депутаты.
Самые общие пермские проблемы
1.
Глубокая запущенность Перми в сфере градостроительства, благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства в сравнении с другими городами-миллионниками.
Нужен конкретный план преодоления этой запущенности с четкими погодовыми качественными и количественными показателями.
2.
Безответственность пермских властей перед пермяками. Нужно, чтобы ведущие чиновники городской администрации ежегодно и публично отчитывались перед жителями города о результатах своей работы по конкретным измеримым показателям. Депутаты должны разработать эти показатели и форму отчёта.
3.
Усилиями краевых властей в Перми фактически ликвидировано местное самоуправление. Пермская Администрация и пермская Дума как органы местного самоуправления несамостоятельны и находятся в полной зависимости от Администрации губернатора и краевого Правительства. Город разлагается без собственной власти.
Нужно, чтобы новые депутаты нашли в себе силы вернуть самостоятельность пермской городской политике и создали систему гарантий независимости решений городской власти от решений региональной. «Встаньте хотя бы на колени», как сказал один из участников обсуждения. Нужно, чтобы новые депутаты превратили муниципальные референдумы в обычную и регулярную практику местного самоуправления в Перми.
4.
Отмена всеобщих, равных и прямых выборов мэра многое изменила в Перми. В городе была единственная общегородская политическая фигура – мэр, публично отвечающий за город и перед горожанами и перед властями, теперь такой фигуры нет, городская политика окончательно ушла в подполье, под ковёр. Пермяки могли непосредственно влиять на общегородскую политику через выборы мэра – теперь не могут.
Нужно возвратить прямые выборы мэра. Само по себе возвращение выборов не улучшит жизнь пермяков, но выборы мэра - важный инструмент влияния для тех, кто захочет заняться этим улучшением. Кроме того, возвращение выборов сегодня есть шаг к возрождению пермского местного самоуправления. Возвращение выборов мэра есть вопрос пермской городской независимости.
5.
Многие пермяки живут с самоощущением жителей второсортного города. Политика региональных властей в отношении Перми выглядит как передача города вместе с его «ни на что не способным населением» на перевоспитание приглашённым наёмникам-воспитателям. «Культурная революция» и «культурная столица» нанесли серьёзный ущерб репутации Перми, превратив его в глазах страны в колонию для горстки политических авантюристов, в полигон для любых экспериментов над «непонимающими своего счастья аборигенами».
Нужно, чтобы новые депутаты всячески содействовали восстановлению репутации Перми как самостоятельного города, устремлённого в собственное большее будущее, и всячески поддерживали стремительно нарождающиеся в последнее время городские патриотические настроения и инициативы.
6.
Пермь стала полигоном для бесчисленных, не всегда продуманных, часто небрежных и безответственных экспериментов над её жителями.
Нужно все наиболее важные эксперименты и реформы, затрагивающие основополагающие права и интересы большинства пермяков, выносить на общегородские референдумы.
Общегородские проблемы и возможные способы их решения
7.
Келейное, авторитарное реформирование пермского образования, без какого-либо обсуждения и согласования интересов.
Нужно назначать начальника городского департамента образования по согласованию с родительской общественностью (управляющими советами школ и т.п.).Нужно ввести систему реального общественно-муниципального соуправления образованием.
8.
Бесконечная реформа пермского общественного транспорта не привела ни к каким серьёзным позитивным изменениям для пассажиров.
Нужно чётко привязать задачи реформирования общественного транспорта к интересам пассажиров, а не к интересам чиновников и перевозчиков: общественный транспорт в Перми должен ходить чаще, быстрее, дольше (вечером) и регулярнее (без сбоев). Муниципалитет должен ежегодно отчитываться перед горожанами, как улучшилась работа транспорта по этим показателям.
9.
Врачи и учителя отчитываются и отвечают за свою деятельность не перед родителями и пациентами, а перед бюджетом. Нужно, чтобы врачи и учителя, прежде всего, отчитывались перед потребителями их услуг: родителями и пациентами, и зависели от того, как потребители оценивают их деятельность.
10.
Пермяки страдают от неинформированности в сфере ЖКХ. Муниципалитет и управляющие компании скрывают важную информацию или несвоевременно о ней сообщают, всячески манипулируют жильцами, чтобы взымать с них необоснованные платежи.
Нужно разработать общегородскую систему информирования жильцов в сфере ЖКХ и их информационной защиты от злоупотреблений со стороны управляющих и сетевых компаний.
11.
Муниципалитет не в состоянии оперативно очищать город от снега, быстро восстанавливать полноценное передвижение по нему пешеходов и транспорта.
В связи со стремительными изменениями климата нужно не просто создать новую эффективную систему уборки снега зимой и мусора и воды летом, заменить подрядчиков и т.п., нужно приспособить и переоборудовать весь город, всю его инфраструктуру под задачу своевременной и качественной ликвидации последствий любых климатических и производных от них техногенных аномалий.
12.
Автомобильные пробки - настолько серьёзная проблема, что требует специальной долговременной городской политики и программы, которой должны быть подчинены важнейшие градостроительные и благоустроительные решения в городе, чего сейчас нет и в помине.
13.
Непонятно, по каким критериям, в рамках какой концепции происходит переименование пермских улиц. Должна быть разработана и вынесена на обсуждение общественности соответствующая концепция. Не огульная и автоматическая замена всех советских названий на дореволюционные, а замена выборочная, в соответствии с понятными, социально и исторически обусловленными принципами. Например, вполне может быть уместной десталинизация пермской топонимики, но, наверное, не десоветизация. Возможно, из названий пермских улиц нужно убрать имена террористов, но не революционеров и государственных деятелей, не запятнавших себя террором и имеющих очевидные заслуги перед страной или городом.
14.
Проблема сохранности уникального городского облика (ландшафта и архитектуры).
Нужно создать механизм большего влияния общественности на решения о застройке, запретить снос зданий в историческом центре без согласования с широкой общественностью.
15.
Проблема культурной политики города. Проблема культурной жизни между фестивалями. Отсутствие культурной политики в отношении микрорайонов и т.п.
Нужно обязать Пермский центр развития дизайна не менять что-либо в городском культурном ландшафте без согласования с широкой общественностью; создание культурно-досуговых центров в шаговой доступности; культурные программы для районов и микрорайонов; социальная доступность театров и музеев для широкой публики (ввести один бесплатный день) и серьёзные льготы для молодёжи; обеспечить культурную автономию от региональных властей.
16.
Проблема городских кладбищ: содержание, доступность, открытие крематория, проблема коррупции на кладбищах.
Нужно повысить качество контроля за похоронным бизнесом, разорвать его коррупционную связь с медиками и милицией, стимулировать общественный контроль и создание саморегулируемых организаций в похоронном бизнесе, начать строительство крематория.
17.
В Перми отсутствуют публичные места для полноценной общественной жизни. Сегодня уже очевидно, что «общественные центры» не справились с этой задачей. Тысячи общественных групп и группок, всевозможных меньшинств не имеют в Перми никакой возможности для собраний и коллективной деятельности. В Перми отсутствуют публичные общественные пространства, предназначенные для проведения общественными организациями и группами массовых культурных, просветительских, гражданских мероприятий на некоммерческой основе.
Нужно реформировать «общественные центры», сделать их реально доступными для максимально широкого числа общественных групп и организаций. Пришло время создания в центре города «народного дома» для реализации, координации и технической поддержки самого широкого спектра общественных инициатив.
18.
Проблема гласности расходов городского бюджета. Непрозрачность бюджетных расходов, идущих на нужды депутатов и городских чиновников. Публикуемый бюджет не удобен для широкого гражданского контроля.
Нужно, чтобы будущие депутаты приняли программу мер по обеспечению большей прозрачности и доступности для горожан информации о бюджете, о его формировании и исполнении.
19.
Решить, наконец, проблему парковок и незаконных платных стоянок.
Наряду с долговременной программой строительства современных стоянок и парковок нужно создать возможности для полноценного гражданского контроля в сфере земельных отношений, учёта и передачи земельных участков.
20.
Привести малые городские реки в порядок.
Не очистить их в очередной раз от мусора руками школьников, а создать вокруг них нормальные рекреационные зоны, обустроить берега, избавить от загрязняющих стоков и т.д. Приречные зоны могут стать микрорайонными центрами отдыха, культурных и общественных мероприятий.
Отдельные предложения
21.
Убрать машины с тротуаров, а сами тротуары оставить в покое, прекратить их повсеместную ликвидацию.
22.
Но ликвидировать, наконец, стихийные свалки и не допускать их возникновения в дальнейшем.
23.
Обеспечить жителям чистую питьевую воду из-под крана.
24.
Повсеместно установить разделительные мусоросборники, а не только на центральных улицах и на деле обеспечить раздельную утилизацию мусора.
25.
Установить нормальные стационарные общественные туалеты на центральных улицах, в местах наибольшего скопления людей.
26.
Решить, наконец, проблему ливневой канализации. Во всём мире города затапливают реки, вышедшие из берегов после дождей, а Пермь затапливают просто дожди.
27.
Вернуть поезд «КАМА».
28.
В преддверии дальнейшего потепления климата по-настоящему благоустроить городские пляжи, создать новые.
29.
Развернуть программу строительства социального жилья.
30.
Убрать тюрьму (СИЗО) из города.
31.
Создать условия для полноценного гражданского контроля за формированием государственного и муниципального заказа социальной направленности, создать реестр услуг социальной направленности.
Идеи
32.
Проблема города как работодателя. Муниципалитет неэффективно, несовременно, а иногда и варварски использует свою рабочую силу – бюджетников: пренебрегает их трудовыми правами; эксплуатирует политически во время выборов; проводя реформы бюджетных учреждений, преследует инакомыслящих работников и запугивает несогласных. В итоге пермские бюджетники: учителя, врачи, социальные работники всё хуже работают, всё хуже обслуживают горожан.
Будущие депутаты должны встать на защиту прав и интересов городских бюджетников и потребителей их услуг.
33.
Университеты как культурные и интеллектуальные центры частично отстранены, а частично отстранились сами от городской жизни, их вклад в «территорию пребывания» минимален.
Нужно вернуть университеты городу - они должны стать по-настоящему открытыми для пермяков общегородскими интеллектуальными, культурными и социально-инновационными центрами, эпицентрами новых прогрессивных практик в науке, творчестве, общественной жизни.
34.
Проблема деиндустриализации заводских микрорайонов. Необходимо создание специальной программы конверсии и социально-культурного возрождения заводских микрорайонов.
35.
Вернуть реку Каму пермякам. Это не только проблема набережной, но и заново освоение Камы как транспортной и туристической магистрали: паром, речные такси, речной вокзал, туристические программы и инфраструктура, не ограниченные «пьяными трамвайчиками» и летними путешествиями на трёхпалубных теплоходах.
36.
Пересмотр пермской градостроительной политики с точки зрения создания «комфортной среды на уровне глаз».
37.
Задача возрождения городского краеведения на современной основе.
38.
Решить проблему оторванности судей от народа: «социализация судей», привлечение их к чтению лекций для населения и особенно молодёжи, включать их во всевозможные общественные советы, экспертные группы, жюри всевозможных муниципальных общественных конкурсов и т.д.
Дилеммы (прозвучали противоположные предложения)
40.
Решение проблем в сфере ЖКХ.
Что делать: всячески развивать рынок управляющих компаний, предоставлять им максимальную свободу в расчёте на оздоравливающее воздействие конкуренции или, наоборот, подчинить их жёсткому контролю со стороны глав районов, городской Думы и т.п.? Делать ставку на ТСЖ (добиваться, чтобы ТСЖ создавались в каждом доме) или на управляющие компании?
41.
Город быстро делится на территории с разным уровнем и стилем жизни: бедные и богатые районы, центральные и окраинные, деловые и спальные, город и промзоны, микрорайоны с преимущественно местным населением и микрорайоны с компактным проживанием мигрантов.
Что делать: признать это как данность - люди с разными доходами, стилем жизни, разным уровнем культуры и образования, разных национальностей и вероисповеданий должны и жить раздельно, чтобы не раздражать друг друга и не конфликтовать на бытовой почве, или, наоборот, нужна муниципальная политика «депровинциализации» районов и микрорайонов, программа социального выравнивания городских территорий, недопущения компактного проживания по национальному признаку, в Перми не должно быть «чайна-таунов» и «бедных гетто» и т.д.
42.
Отказ от многоуровнего строительства («Город без ступенек») – это мешает инвалидам-колясочникам и людям с маленькими детьми или, наоборот, многоуровневость делает город более разнообразным и интересным и нужно лишь обеспечить передвижение по многоуровнему городу маломобильных групп.