Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Заметки Аверкиева



30 декабря 2013 года

 

Игорь Аверкиев

 

Версия для печати

 

Где она, великая русская православная реформация?

 

 

Я – неверующий человек и, наверное, именно поэтому мне так удивительно, что в нашей стране до сих пор не возникло никакого по-настоящему мощного народного движения православных за очищение и очеловечивание существующей Церкви. Почему до сих пор никто из новых больших и добродетельных людей – а они есть – не позвал православных создавать новую, чистую, добрую, светлую, свободную, бескорыстную, искренне сочувствующую человеку Церковь? Почему российские православные, по крайней мере, образованная, интеллигентная их часть, до сих пор не отвернулись от сегодняшней Церкви – хмурой, тёмной, чиновной, стяжательской, высокомерной, двуличной, менторской, всё чаще злобной, всё более мракобесной.

 

Иисус, как я его вижу – герой Добра, Любви и Свободы. Но при чём здесь эта странная чиновная контора под названием РПЦ. Неужели никому из наших православных не хочется отделить свою веру, храмы, Христа, его истинных светлых служителей от этих переполненных гордыней, спесью и стяжательством святош в рясах и с ключами от блатных чёрных джипов?

 

Или, несмотря на искреннюю веру, религия так мало места занимает в жизни современных верующих людей, что неадекватную церковь можно и потерпеть, ради её всё ещё светлых праздников и милых сердцу ритуалов?

 

Или вера в Бога ещё есть, а веры в Человека уже нет, и кто бы ни позвал – не сможет собрать нужного людского доверия, и всякий понимает это?

 

Или немного по-другому: никто не верит в Бога, а, следовательно, и в себя, настолько, чтобы решиться, как Мартин Лютер, позвать людей на очищение и обновление Церкви?

 

Или действительно мне, как глубоко неверующему человеку, в принципе не суждено понять, что происходит в делах веры и что нужно людям веры?

 

 

 

 

 

Комментарии

Павел Селуков 17.01.14 в 13:36:04 пишет:

Серьезная тема, серьезный вопрос, в чем-то даже проклятый. Действительно, почему? Изложу свое мнение, вдруг кому-то оно покажется интересным? Однажды я был в баптистской церкви, сразу оговорюсь, если меня и можно назвать верующим, то с очень большой натяжкой, ее посещал мой приятель. И как-то так случилось - зашел разговор о библии. И я спросил, мол, вот вы читали библию, уже имея умственную установку, что это книга божественная, там содержится истина и сомневаться в том грех и неверие, а потому, пропуская текст через эту установку, просто принимали его, но если бы вы, ничего о библии и ее божественности не зная, случайно натолкнулись где-нибудь на пять листков нагорной проповеди, узрели бы вы в них истину? Иными словами, истина от авторитета или авторитет от истины? В православии я наблюдаю истину от авторитета. Далее, что касается крайнего традиционализма РПЦ. На самом деле, литургия, каждение, свечи, иконы, евхаристия, крещение имеют глубокое сакральное значение, но большинство членов РПЦ этим пониманием не владеют, оно утрачено, если вообще когда-то было. (На эту тему хорошо пишет Рене Генон в своей "Традиции и метафизике"). В основе всякой веры должно лежать свободное исследование, только тогда вера осмысленна. В РПЦ вера механическая, априорная, неосмысленная.А значит, темная.Далее - соборность. В моем понимании, это согласие личных свобод, в РПЦ соборность, как правило, подменена коллективизмом. Отличия первого от второго тонки и имеют нюансы. В первом случае свобода не только не подавляется, но и является необходимым условием Церкви, во втором создается эфемерная коллективная реальность, которая не только доминирует над вполне конкретной, живой личностью, но и подавляет ее. Она даже приобретает человечно-бесчеловечные черты посредством гипостазирования.Получается, что-то вроде девиза Грин-де-Вальда "ради общего блага" в Гарри Поттере.Механизмы такого подавления разнообразны, от дресс-кода на посещение храма, до искусственно навязанного смирения. Попадая в эту среду, атмосферу, сложно не поддаться энтропии, ведь православие, как и античные философские системы, выглядит законченным, последовательным и безупречным, если глядеть на него как бы "изнутри". Теперь немного о богословии, хотя, конечно, не уполномочен. Православие, если пристально в него вглядеться, очень любит грех. Как понять, что любит человек? Послушайте его, о чем он говорит больше, то он и любит, даже если ненавидит, это как с коммунистами и антикоммунистами. Православие обожает говорить о грехе, обожает каяться и рвать рубаху на груди, посыпая волосы пеплом, и здесь я имею ввиду не клир, но мир. Попахивает мазохизмом, к тому же, эта тактика, как показывает время, плодов не приносит. Обратимся к словам апостола Павла: Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? 3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? 4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. 5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, 6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; 7 ибо умерший освободился от греха. 8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, 9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. 10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. 11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. 12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; 13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. 14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. Вся проблема в том, что православные предпочитают копаться в себе, оглядываться назад, вместо того, чтобы предоставить суд Богу, делать добрые дела, жить, развиваться, стремиться к истине и свободе. Они предпочитают смотреть под ноги, а не в небо. В православии человек унижен, они прекрасно помнят о том, что они греховные и падшие существа, но совсем не помнят о том, что они созданы по образу и подобию Божьему. Христос для них прежде всего судья, Бог, его Богочеловечество забыто. Таким образом, мы приходим к тому, что православие прежде всего христианство судебное и страх перед божьей карой существенно сильнее жажды истины. А раз христианство судебное, то правит закон. Если бы сейчас, вдруг, отменили статью за убийство и можно было убивать, не страшась суда, я бы, вы не поверите, убивать не стал. Вовсе не закон удерживает меня от этого, скорее это можно назвать старомодным словом "нравственность". Внутренний мир православного человека будто вынесен в коллективную реальность, он детерминирован извне, обезличен. Им сказали, что они крайне греховны и они полагают себя таковыми, их запугали страшным судом и они трепещут, им сказали, что они под законом (который, кстати, нужен только потенциальным преступникам)и не осталось места благодати, свободе, личному решению и личной ответственности. Сказано, закон - детоводитель ко Христу, в этом случае православные вечные дети, вот уже тысячу лет. Судебное христианство исключает всякий мистический аспект, исключает сам дух христианства, который принимается только добровольно, свободно. [Гал.5:13] К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу. [Гал.5:14] Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. К тому же, не стоит забывать, РПЦ так давно и гармонично спелась с властью, то бишь царством кесаря, что для ее верхушки библия вряд ли священна, им ближе скорее Великий Инквизитор, чем Христос. Когда церковь перестает быть не от мира сего, она перестает быть церковью. Другое дело, что низы не могут, а верхам сложившаяся ситуация очень нравится. И на самом деле есть два православия: корпорация, которая пользуясь светлыми, трогательными чувствами людей, делает свой бизнес и обычные люди, делающие этот бизнес прибыльным. далее, православие еще раз делится на два - элитарное и эгалитарное. Представители и того и другого встречаются как в клире, так и в мире. К первому, для примера, я бы отнес Александра Меня и Антония Сурожского, ко второму - Осипова и Чаплина. И я уверен, что первое никогда не поведет за собой второе. И последнее, в православии слишком много идет извне и слишком мало изнутри человека, его внутреннего мира. Вот и выходит, что подавленный коллективной реальностью, табуированной системой, навязанным смирением, собственной падшестью, грядущим судом, человек не только не в силах сказать слово о реформации, но и даже помыслить об этом. И светлые умы, интеллигенция, всегда будут в меньшинстве, что в мире, что в церкви.

Георгий Вертипрахов 30.01.14 в 18:09:36 пишет:

Здравствуйте, Игорь. Любопытно, конечно, что неверующий человек проявляет интерес к церкви. Кстати, я и сам такой. Хотя, если прислушаться к словам блаженного Августина, жившего 1600 лет назад: "То, что теперь называется христианской религией, существовало у древних, и было присуще человеческому роду от самого начала веков до пришествия Христа, с которого времени истинная вера, уже существовавшая, стала называться христианство", можно предположить, что каждый из нас в разной степени христианин. Выделим из религии ее составляющие: - вера (она досталась нам из детства - вера в добрые сказки с хорошим концом и т.п.) -христианские (общечеловеческие) ценности и мораль -церковь – как организация. Получается, что некая бюрократическая структура нещадно эксплуатирует нашу веру в добро и людей, не давая ничего взамен кроме обещания воображаемой загробной жизни. Непонятно позиционирование православной церкви в современном мире. Весь 20 век и сейчас ее последователей дезориентируют, насаждают чуждую православным мораль индивидуализма, разврата какого то, а в первой половине 20 века просто физически уничтожали различными способами (Холокост нервно курит в сторонке). Церковь почему то не может сказать кто виноват, что до 100 000 000 православных или физически перестали существовать, или покинули родную землю (а сколько не родилось) и что делать, что бы православные не исчезли совсем. А ведь это ее дети, дети доброго бога. Что же за мать и отец такие? Суровый же иудейский бог заботится о каждом своем ребенке. Может в иудаизм податься там теплее и сытнее. Пока церковь не даст внятную оценку такому геноциду и растлению православных вряд ли ее можно считать опорой в жизни. Возможно с этого должны начинаться какие либо изменения. Понятно поэтому недоумение неравнодушного, хоть и неверующего, человека происходящим в православной церкви. Согласен с Вами, нужно создавать «новую, чистую, добрую, светлую, свободную, бескорыстную, искренне сочувствующую человеку Церковь» или другую подобную форму взаимодействия людей нона основе христианского принципа «Возлюби ближнего своего…». Концептуально занимаюсь сейчас этим вопросом, буду рад узнать мнение всех неравнодушных возможны ли изменения в Церкви, нужно ли создавать новую Церковь, о взаимодействии Церкви и людей, людей между собой. Мое мнение: спасти православных может только единение. Вот еще одно мнение неглупого человека: «Если два племени первобытных людей, живших на одной и той же земле, вступали между собою в состязание, то (при прочих равных условиях) одолевало и брало верх то племя, в котором было больше мужественных, воодушевленных любовью к ближним, верных друг другу членов, всегда готовых предупреждать друг друга об опасности, оказывать помощь и защищать друг друга… Себялюбивые и недружелюбные люди не могут сплотиться, а без сплочения мало чего можно достичь. Племя, одаренное указанными выгодными качествами, распространится и одолеет другие племена; но с течением времени, судя по всей истории прошлого, оно будет в свою очередь побеждено каким-либо другим, еще выше одаренным племенем» Чарльз Дарвин. Интересно, что это за «выше одаренное племя» такое и как они умудрились победить таких прекрасных людей?