09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
28 мая 2013 года
Игорь Аверкиев
Основным
получателем в России иностранной финансовой помощи является российское
правительство. Причём значительная часть этих средств идёт на разработку
российской государственной политики.
Самый
известный в этой сфере факт: разработка «путинских реформ» в 1999–начале 2000-х
годов в значительной степени финансировалась международными организациями и
сопровождалась участием многочисленных иностранных экспертов (занимался всем
этим Центр стратегических разработок Германа Грефа).
Дальше
– больше.
По
данным официального сайта Всемирного банка, Россия получила от Международного
банка реконструкции и развития средства на осуществление мероприятий в рамках
реформы образования - 50 миллионов долларов, реформы судебной системы - 172
миллиона долларов, реформы ЖКХ - 206 миллионов долларов, модернизации
Росгидромета - 133 миллиона долларов.
Всемирный
банк представляет собой группу международных банков. Основные средства
Всемирного банка составляют взносы США, Японии и Германии.
Ещё
один крупный донор российского правительства – DFID (The Department For International Development - Департамент по
международному развитию Великобритании). В сотрудничестве с российским Министерством
финансов DFID финансировал проект «Техническое содействие реформе региональных
финансов в России». В рамках российской административной реформы DFID финансировал
так же проекты региональных правительств: Нижегородская область - проект «Экономическое
оздоровление и создание рабочих мест»; республика Чувашия, Астраханская
область, Калужская область, Тверская область - проекты по поддержке
административной реформы.
Программа TACIS (Technical Assistance for the
Commonwealth of Independent States - Техническая помощь Содружеству Независимых
Государств) создана и финансируется Европейским Союзом. В рамках Программы TACIS России предоставлялись субсидии
(безвозмездная передача средств) на развитие образования, здравоохранения,
реструктуризацию предприятий и т.п. Например, ТАСИС профинансировала проекты
российского Министерства образования: «Содействие установлению партнерских
связей в области образования, медицинского и социального обеспечения в Российской
Федерации» (проект направлен на развитие детей со специальными потребностями) и
«Преподавание экономических и бизнес-дисциплин в средних школах, технических и
классических университетах: применимость в регионах и жизнеспособность». В
сотрудничестве с российским Министерством финансов TACIS профинансировала проект «Осуществление
реформы бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации».
Охотно ТАСIS финансировала и проекты региональных органов исполнительной власти. Например, в
Карелии ею был поддержан проект реформы здравоохранения и социальной защиты, в Свердловской
области – проект по усовершенствованию дорожно-транспортных потоков.
Правительство Пермского
края неоднократно получало различные зарубежные гранты и субсидии на
осуществление реформ. В 2008 году вместе с несколькими другими регионами
Пермский край принял участие в большом проекте Всемирного банка по содействию
судебной реформе (общая сумма проекта на все регионы - 50 миллионов долларов). В
2004 году Пермский край был экспериментальной площадкой проекта ТАСIS «Налоговая
реформа II» по реформированию системы экологических платежей для бизнеса. В
2011 году на средства Европейского банка реконструкции и развития в Пермском
крае был реализован проект по развитию государственно-частных партнёрств - 170
тысяч евро.
***
Следуя логике авторов Закона
об «иностранных агентах» - Россией уже давно и вовсю руководят эти самые
«иностранные агенты».
Но я всё-таки думаю, что
это не так. Наши власти могут быть недальновидными, эгоистичными и
коррумпированными, их реформы могут быть дурными и непоследовательными, но не
потому, что разработку этих реформ финансировали иностранные организации. Более
того, многое из того, что финансировали западные доноры в российской
государственной политике, благодаря усилиям отдельных министерств и ведомств и
даже отдельных чиновников, оказалось полезным для страны и принесло свои
положительные результаты.
Западные доноры тоже не
святые: наряду с очень важными и полезными вещами, они могут с энтузиазмом
финансировать всякую чушь, абсолютно бесполезные или даже вредные для России
дела и проекты (на мой вкус), но не потому, что они «враги», а потому, что у
них такие мозги, не очень подходящие для России. А нашим чиновникам либо ума не
хватает это понять, либо спорить с «благодетелями» неудобно, либо лень
адаптировать их технологии к нашим реалиям, либо просто «по барабану».
Так же примерно обстоят
дела и с иностранным финансированием российских общественных организаций. С той
лишь разницей, что среди гражданских активистов людей, работающих «за идею»,
гораздо больше, чем среди чиновников, соответственно, и среднее качество и
полезность реализуемых за иностранные деньги проектов в негосударственном
секторе по определению выше, чем в государственном. Хотя и в общественном
секторе, конечно, бывает всякое: и «грантоеды», и халявщики, и любители
подстраиваться под западную «гражданскую моду», не всегда совпадающую с
российскими условиями, встречаются и деятели, не способные отделить гражданскую
активность от политической.
Но при этом нужно
понимать, что без западных благотворительных организаций в 1990-х и 2000-х
годах сотни тысяч малообеспеченных граждан России остались бы без
квалифицированной бесплатной юридической помощи, которую им оказывали в сотнях
правозащитных приёмных по всей стране; без гуманитарной и правовой поддержки
остались бы десятки тысяч сирот, бездомных, одиноких стариков и инвалидов,
заключённых, военнослужащих, страдавших от дедовщины; в стране не поднялись бы
общества защиты прав потребителей, «солдатские матери» и правозащитные
организации. Без поддержки западных фондов в 90-х развалились бы многие музеи и
библиотеки, прекратилась бы защита редких диких животных. Серьёзен вклад
западных благотворительных фондов и в российскую борьбу со СПИДом и
наркоманией. И многое, многое другое. Всё это делали российские активисты и
общественные организации, но материально обеспечивали их деятельность в
основном западные благотворительные организации. Нельзя не замечать этого. Надо
уметь быть признательными. Хотя, конечно, с точки зрения национальной гордости
и патриотизма, не очень приятно быть объектом благотворительной помощи из-за
рубежа. Но всё в наших руках и ни в чьих других.
В любом случае Закон об «иностранных
агентах», фактически приравнявший получение иностранных благотворительных
средств к антигосударственной деятельности - это глупость и натуральное
вредительство, ибо сеет в России гражданскую рознь и политическую ксенофобию на
абсолютно ровном месте.
Если
кто-то считает, что какая-то общественная организация, получающая иностранные
пожертвования или связанный с нею гражданский активист наносит ущерб нашему
государству – этот ущерб нужно просто доказать. Для этого существуют
правоохранительные органы и Уголовный кодекс. В случае обнаружения фактов «враждебной деятельности» все виновные в ней
должны быть привлечены к ответственности… И вот тут мы попадаем в тупик. Кто-нибудь
верит в честность российского следствия и в справедливость российского суда в
делах, где замешан политический интерес правящего режима? Всё, дальше пути нет.
Так жить нельзя.
Цветков Ю.В. 01.06.13 в 23:00:06 пишет:
Прочитал. Есть над чем подумать. Подумать - в дополнение к тому, что я уже решил ещё раньше, в частности, по отношению к Пермской гражданской палате (ПГП), а именно, сделать первое перечисление в сумме от 500 до 1000 рублей (конкретно - 750 рублей) в ПГП в качестве регистрационного (или иного) взноса за своё участие в очередном семинаре, организуемом ПГП и Центром ГРАНИ, который, я надеюсь, всё равно состоится как и в прежние, "беззаконные", времена. Каждый, наверное понимает, что такие мероприятия требуют затарт( аренда. техническое обеспечение, зарплата и т.п.). Наверное, смогу и далее делать аналогичные целевые взносы за своё участие в этих встречах-беседах. Они полезны, интересны, побудительны. Прошу в контактную страницу сайта включить банковские реквизиты ПГП. Конечно, я понимаю, что мой единичный взнос ничего не решает. Но может быть, и другие участники этих встреч предпримут что-то подобное? Ю.В. Цветков, житель г. Перми, избиратель. 01.06.2013. cuv-vt@perm.ru ; 89028357594.