Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Заметки Аверкиева



14 октября 2011 года

Версия для печати

Реплика на пермскую культурную ситуацию № 8

 

В чём всё-таки виноваты губернатор и галерист

Меня всё ещё спрашивают, чего я никак от «культурной революции» отстать не могу, история эта вроде бы себя исчерпала, проект свёртывается? Я отвечаю всякий раз одно и то же, но у меня снова спрашивают: то ли не верят, то ли недоумевают, то ли сами отстать не могут. Поэтому ещё раз:

 

Во-первых. «Карфаген должен быть разрушен» - Гельман должен быть изгнан. Так надо. И по справедливости, и по делу.

 

Да, они сами уйдут. Но они пытаются уйти, максимально «сохранив лицо». Это неправильно. Нечестно. Они должны уйти публично опозоренными. Эти мои писания и есть мой вклад в их позор. Ведь нет ничего хуже в делах развития, чем «ложный вызов» и «ложный выход». «Культурный проект» Гельмана-Чиркунова - это не революция и не модернизация – это бутафория, но очень качественная и эффектная, классический симулякр – масса броских, демонстративных форм, призванных заменить отсутствующее содержание. Модернизация, которая ничего не модернизирует. Культурный передел вместо «культурной революции».

 

Два самых простых примера чиркуновских модернизационных симулякров:
- новые красивые остановки и вай-фай в трамвае при полной неспособности режима модернизировать городской общественный транспорт (скорость, интервалы движения, культура обслуживания, безопасность);
- принятие супермодернизационного генплана Перми при полной неспособности режима остановить мафиозную застройку города, привлечь инвестиции и сдвинуть с мёртвой точки базовые городские проекты (новый аэропорт, набережная, новая художественная галерея, перенос зоопарка и проч.), даже любимый Музей современного искусства отремонтировать не могут.

 

Это такие «потёмкинские деревни» эпохи постмодерна.

 

Олег Чиркунов и Марат Гельман «вызвали» город и край на пустые свершения и предъявили иллюзию вместо перспективы. Не имея возможности быть властью с большой буквы, чиркуновский режим решил перед пермяками «сыграть во власть», сделав вид, что знает, куда вести людей и что делать региону, чтобы процветать в недалёком будущем - отвлёк целый край на несколько лет пустых мечтаний. Причём, делалось всё это не по неведенью, а по умыслу. За подобное, как я уже не раз говорил, надо наказывать, по крайней мере, морально, репутационно и т.п.

 

Сейчас их «отмаз» в том, чтобы убедить всех, что никакой «культурной революции» и «модернизации через культуру» они и не хотели, а хотели лишь повысить качество досуга для пермяков. Тут им, безусловно, есть чем отчитываться, правда, встаёт вопрос: насколько нормально тратить значительные бюджетные средства на всего лишь досуговые увеселительные мероприятия. Тем более, в ситуации, когда, к примеру, закрывается краевая школа для детей-инвалидов по причине неспособности краевого Правительства профинансировать приведение её помещения в нормативное состояние.

 

Очень характерны в этом смысле последние рассуждения Олега Чиркунова о культуре в его блоге на Wordpress, «Моя мечта» называется (http://chirkunov.wordpress.com). В «мечте» ни разу не упоминается ни «культурная столица», ни «пермский культурный проект», ни тезис о великой модернизационной миссии культуры. Будто бы и не было в жизни губернатора двух помпезных пермских экономических форумов, посвящённых «пермской культурной революции», не было под фанфары принятой «Концепции культурной политики Пермского края», по которой краю предстояло развиваться «на основе актуализации и воспроизводства культурных ресурсов». Напротив, в своей «мечте» Олег Чиркунов настаивает на случайном характере культурных проектов. Ничего судьбоносного, просто хотели «оживить», сделать жизнь пермяков «комфортнее» и т.п. Культура в «мечте» не более чем культура – сфера досуга и хорошего настроения. Замечательно, кто же против.

 

Во-вторых. Для меня различные обстоятельства культуртрегерской оккупации - это превосходный эвристический повод, которым грех не воспользоваться. Их искромётный авантюризм и небанальность порождаемого ими зла просто взывают к анализу. Любая агрессия, в данном случае культуртрегерская, вскрывает структуру общественных интересов и ролей – не ленись, изучай, пока опять политический камуфляж не накинули. Плюс основные участники этой истории – люди незаурядные, игры, в которые они играют с пермяками, интересны сами по себе, как интересен любой хороший спектакль. Понять приёмы их игры – задача самоценная и увлекательная.

 

***

 

Основная ментальная проблема «пермской культурной революции» - это «проблема небанального зла».

 

Запах зла чувствуют многие, но этот запах исходит от «культуры», от вполне себе добропорядочных, местами симпатичных и даже милых фестивалей, спектаклей, выставок. Эта небанальность гельмановско-чиркуновского зла и вводит многих в ступор.

 

«Красные человечки», сами по себе, всего лишь заурядная «актуальная» штамповка, но они презентованы и размещены в городе таким образом, чтобы мало-мальски образованная местная публика чувствовала унизительность и враждебность этой инсталляции и собственное бессилие перед ней. Дело не в художественных вкусах. Все ведь понимают, что «красные человечки» - это официальное надругательство культуртрегеров над Пермью, не принявшей культуртрегеров. Это их кукиш. Но, с другой стороны: «Да, над городом установили красных безголовых «смотрящих», но они ведь забавные и, как говорят сведущие люди, какое-никакое «искусство», опять же есть что приезжим показывать».

 

Туристический автобус с детьми из Березников подъехал сначала к «Хромой лошади», потом - «красных человечков посмотреть», потом - в зоопарк, потом - в цирк.

 

В спектакле женщину натуралистично сажают на кол, роль кола играет винная бутылка, а затем с демонстративным актёрским мастерством вытирают «кровь» с рук палача и ног жертвы. С одной стороны - чудовищное в своей публичности и игривости зло. Зло сладострастное, рафинированное, смакуемое инфантильными, но талантливыми актёрами-недоумками. Воплощённое сценическое зло, не имеющее никакого сюжетного оправдания. Но, с другой стороны, ведь это действительно всего лишь спектакль, с действительно очень качественной постановкой и мастерской игрой актёров (я - о «Льде» на прошлой «Текстуре»).

 

В лозунге «Пермь - культурная столица» политический обман, то есть политическое зло, не просто чувствуется – вопиет. Но, с другой стороны, речь ведь всего лишь о «культуре» – какое от неё зло. Ну не добежим, так хоть согреемся.

 

Проблема не в репертуаре фестивалей и облике уличных арт-объектов – это всего лишь проблема вкуса, и кое-что лично мне вполне по душе (хотя в «массовом актуальном искусстве» и есть своя особая ущербность и бесчеловечность). Проблема в том, что под видом «культурной революции» и «современного искусства» в Пермь пришли хамство, ложь, чванство, монополизм и прочее. Будто нам своих не хватало и губернатор решил покрыть дефицит импортом. А «культурная политика» при этом из «внутренней» превратилась в «оккупационную». Но и это не главное зло от «пермской культурной революции».

 

Главное зло - в другом. Наш край действительно не жилец в геополитическом смысле слова, его людей и ресурсы стремительно поглощают разнообразные внешние силы: столица, геополитически более сильные регионы-соседи, диаспоры-колонисты, сырьевые корпорации и так далее. Если всё так будет продолжаться, то с каждым годом всё большее число пермяков будут вставать перед простым, но тяжёлым выбором: либо продолжать беднеть на пермской родине, либо уезжать, либо присоединяться к одной из «колонистских диаспор» (как сегодня происходит, например, в Карагайском районе), либо отдаваться в услужение госбюрократии или «корпоративным людоедам», но там, как известно, количество мест невелико и строго лимитировано.

 

Если мы хотим процветать в Пермском крае, пермские власти должны были ещё лет пять назад разработать «программу краевого обновления» (или как там её назвать), нащупать реальные «точки роста» и «инвестиционные магниты», понять, как вовлечь население в модернизацию и как нейтрализовать мародёрские элиты. И они разработали, нащупали, поняли… полную хрень под названием «Пермь - культурная столица всего чего не попадя»

 

Вместо того, чтобы заниматься поиском недетских инвестиций, неистовым пилением федерального бюджета в свою пользу (хоть бы Екатеринбург и Челябинск в этом деле обогнали), созданием новых современных рабочих мест в значимых для региона объёмах, наши вожди и их наёмники забавлялись музеями и фестивалями, бесконечным оптимизационным тусованием нищих социальных учреждений, да дороги с ленцой постраивали (70 километров в год – у них еще хватало наглости этим хвастаться).

 

«Культурная революция» не принесла в Пермь ни серьёзных инвестиций, ни значимых бюджетных вливаний, ни новых современных рабочих мест – ничего в смысле перспектив и кое-что в смысле досуга. Но не досуга ждут от краевых властей люди, хотя за досуг спасибо.

 

Главное, «культурная революция» и не могла ничего принести социально и экономически значимого, и ждать нам нечего, как бы они ни просили подождать (о причинах революционной бесперспективности «культурной революции» писалось множество раз и не только мной, подведение итога моим аргументам на эту тему смотрите в ноябрьском «Компаньон-magazinе», в статье о Бильбао). Олег Чиркунов, Марат Гельман и другие не могли не знать, что надувают самый большой в истории постсоветской Перми политический пузырь - в чём – в чём, а в тупости их подозревать не приходится – за это и должны быть наказаны.

 

Нам ведь в Перми действительно непонятно, за что зацепиться, чтобы через 15-20 лет не оказаться высосанным депрессивным регионом. А тут три года псу под хвост. Культурреволюционный проект в силу своей столичной манкости, попсовой простоты и благодаря властному ажиотажу подчинил себе пермский публичный дискурс, закупорил пустыми надеждами каналы пермской общественной и политической предприимчивости, подморозил, подсушил поиски выхода в иных направлениях.

 

Впереди, возможно, ещё сотни личных трагедий сегодняшних тинейджеров, вымучивающих из себя хипстеров, купившихся на «актуальный гламур» Марата Гельмана и решивших, что самореализация в этой тусовке и есть для них пропуск в продвинутое и обеспеченное будущее. Сколько их сегодня блуждает по Перми в мечтах сочинить своих собственных «красных человечков» и красиво ездить с ними по всему миру с перформансами и инсталляциями, от презентаций к номинациям.

 

Потому и не могу я отстать от наших «культурных революционеров»: во-первых, любое зло должно быть наказано, даже такое небанальное, во-вторых, нужно как можно скорее освобождать пермское пространство общественной и политической предприимчивости от культуртрегерского наваждения и, в-третьих, наша общая рефлексия по поводу их авантюры может помочь нам понять, «за что всё-таки зацепиться».

 

Игорь Аверкиев

 

 

Комментарии

Валерий Мазанов 20.10.11 в 17:50:24 пишет:

Игорь, вы похожи на голливудского режиссёра, который финалом фильма всегда оставляет "лазейку" для 2-3-4 и так далее части, если успех у первой части будет. Вот как раз "за что всё-таки зацепиться" - вопрос, который мучает многих, и мы пытались хоть немного начать приближаться к ответам на него на "пресс-клубе" - ну, вы помните это сумбурное, хотя лично для меня и небесполезное мероприятие. Кто будет формировать эти "зацепки"? Они будут появляться на базе личных инициатив самостоятельных и независимых "творцов"? Или есть какая-то платформа для объединения и создания более мощной "зацепки"? Нужно ли такое объединение? Есть ощущение, что нужно, потому что власть уже много раз доказала не просто свою бесполезность, но - вредность. Нет желания поговорить (или написать - да вот хоть сюда же, на ваш сайт) на эту тему? Сериал под названием "культурная революция - пузырь из дерьма" и впрямь пора сворачивать, и начинать другой - более конструктивный.

Игорь Аверкиев 20.10.11 в 21:11:47 пишет:

Уважаемый Валерий, Вы абсолютно правильно всё написали. Если упростить и отбросить условности, то все мы чувствуем одно и то же – пришло время собираться в новый политический поход, цель которого очевидна: опрокинуть путинско-медведевский застой и постараться всё-таки спасти страну от грядущего распада и придать ей энергии, достаточной не только для выживания, но и для развития. На этом определённость, правда, заканчивается. Понятно лишь, что существующий «политический официоз»: от «Единой России» до «Яблока» и дремучих фашистов с этой задачей справиться не может по куче веских причин, включая зацикленность одних на личном обогащении и зацикленность других на мёртвых идеологиях - и то, и другое в большой политике вторично, а для них первично. При этом вопрос «За что зацепиться?» для меня всё-таки второй. Главное неизвестное - «Кто». На какой человеческой платформе искать эти «зацепки». Кто в Перми (именно в Перми, а не где-то там в Москве) встанет и скажет: «Идите к нам, шутки кончились, надо всё менять»? (новая политическая воля, новые политические люди, новые политические организации – это ведь всё очень конкретно). Я ведь понимаю, что вокруг меня создалась странная ситуация. После всего того, что я понаписал, наговорил и наделал в Перми за последние 5-10 лет я просто «обязан, как честный человек, жениться», то есть выступить, наконец, с какими-то такими инициативами. Но здесь есть одна большая личная проблема: ни власть, ни слава мне неинтересны, по крайней мере, в значимых для политики объёмах. А без страсти к власти в такие дела лучше не соваться - мотивации не хватит идти до конца и через всё. Вот я и играю, как Вы пишете, в «голливудского режиссёра», пытаюсь теребить за нервные окончания всех кого не попадя в надежде набрести на тех, кто жаждет власти и славы, но, в отличие от сегодняшних суетных властителей, готов жертвовать всем, что у них есть, ради этого удовольствия. А как всё это обсуждать, думаю, договоримся, по крайней мере, как в старые добрые времена, «кружки» уже есть.