09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Разработано на экспертной встрече с участием представителей РОО «Человек и закон» (Йошкар-Ола», Фонда «Общественный вердикт» (Москва), Международной амнистии (Москва), Красноярского комитета по защите прав человека, Пермского центра гражданского образования, Пермского центра против насилия, Коми правозащитной комиссии «Мемориал» (Сыктывкар)
С начала девяностых годов в России происходила масштабная реформа системы государственного управления. Этот процесс затронул и правоохранительные органы, в особенности пенитенциарную систему. Однако последовательной системной реформы правоохранительной сферы так и не произошло.
Многие принципы организации и функционирования правоохранительной системы сохранились с советских времен, несмотря на то, что они перестали соответствовать изменившейся социальной действительности. Кроме того, отсутствие надлежащего финансирования правоохранительной сферы в девяностых годах привело к существенному падению профессионализма правоохранительных органов и к росту коррупции.
В настоящее время правоохранительная система часто оказывается не в состоянии обеспечить надлежащий уровень защиты населения от преступных посягательств. Одновременно правоохранительные органы сами становятся источником опасности для граждан и источником многих нарушений прав человека, включая и такие грубые нарушения как пытки и жестокое обращение. Правозащитные организации регулярно получают обращения граждан, ставших жертвами должностных преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов. Социологические опросы продолжают фиксировать высокий уровень недоверия и недовольства милицией...
Общественный запрос на реформу правоохранительных органов существует и осознается властями. Так, проведенный Фондом «Общественный вердикт» и Левада-центром в декабре 2007 года социологический опрос населения говорит, что три четверти опрошенных считают, что современная российская милиция нуждается в реформировании. Более того, на реформах в большей степени настаивает именно активная, квалифицированная, сравнительно обеспеченная часть российского населения. Большинство россиян сходятся в понимании целей реформирования. По их мнению, необходимо, прежде всего, повысить качество и эффективность нормальной, повседневной работы милиционеров. Почти три четверти участвовавших в опросе (74%) считают, что реформированная милиция должна ориентироваться на интересы граждан, обеспечивать их права и безопасность, поддерживать порядок в обществе, - как можно понять, на достижение такого результата и должен быть направлен, по их мнению, процесс реформирования. Основные направления, которым следует уделить преимущественное внимание в ходе усовершенствования милиции, это, по мнению опрошенных, кадровый вопрос (40%), материально-техническое обеспечение (33%), соблюдение законности милиционерами, уважение их к правам граждан (32%), борьба с коррупцией в рядах милиции (31%)...
В течение последнего периода произошли некоторые изменения, которые можно считать отдельными шагами, направленными на изменение положения в системе правоохранительных органов. В частности, в марте 2009 года был принят Кодекс профессиональной этики российского милиционера, в конце апреля 2009 года Министр МВД подписал указ о создании отделов по социально-психологической работе в милицейских коллективах, а также направил в органы внутренних дел субъектов РФ указание – повысить качество отбора кандидатов на службу в милицию и для назначения на руководящие должности, а также провести в среде столичных милиционеров проверки на профессиональную пригодность. Толчком для последних действий послужила страшная трагедия, произошедшая на юге Москвы 27 апреля 2009 года, когда начальник ОВД «Царицыно» расстрелял ни в чем не повинных людей, в результате 3 человека погибли, шесть получили ранения. Все предпринимаемые действия пока скорее являются реакцией на происходящие события и вопиющие нарушения со стороны сотрудников правоохранительных органов и направлены на точечные изменения.
Однако, трагедия на юге Москвы 27 апреля 2009 года, а также сообщения о других преступных действиях сотрудников правоохранительных органов, о которых регулярно сообщают средства массовой информации, говорят о глубоком кризисе системы МВД, об отсутствии контроля за деятельностью должностных лиц системы, об отсутствии условий, позволяющих пресекать совершение преступлений должностными лицами. Все это говорит об острой необходимости немедленного комплексного реформирования системы МВД.
Реформирование системы МВД должно носить комплексный характер, с четко описанной стратегией и поэтапным логически выстроенным планом внедрения предлагаемых изменений.
Реформирование должно в первую очередь коснуться следующих аспектов:
1.Модернизация системы образования и переподготовки сотрудников милиции.
2.Изменение системы оценки деятельности сотрудников и подразделений милиции.
3.Оптимизация финансовой политики в деятельности органов МВД, которая бы дала больше свободы для распоряжения средствами на местах местными милицейскими начальниками.
4.Оптимизация кадровой политики в системе МВД, которая бы привела к сокращению милиции и увеличению денежного довольствия на одного работника милиции.
5.Развитие прозрачности в деятельности милиции и именно через это повышение доверия к милиции со стороны населения. Прежде всего изменения должны произойти в области повышения прозрачности в отношении зарплат милиционеров и прозрачности милицейских процедур, через массовую организацию видео наблюдения за общением милиции и населения.
6.Разработка и создание регламентов с участием общественности для регулирования отношения милиции и населения и для повышения доверия населения к милиции.
Представляется, что по вопросу реформирования органов внутренних дел необходимо создать межведомственную с участием представителей гражданского общества рабочую группу.
Конкретизация предложений по описанному выше кругу вопросов
1. Модернизация системы образования и переподготовки сотрудников милиции
Важнейшим из преобразований должна стать модернизация системы обучения и переподготовки сотрудников милиции, что позволит достичь положительного эффекта и по другим направлениям реформирования.
Какие преобразования в этой сфере необходимы:
Кроме того, следует задуматься о том, чтобы сроки подготовки рядовых сотрудников милиции позволяли сформировать необходимые навыки и установки. Существующие сейчас сроки значительно меньше, чем в большинстве европейских стран.
Все предлагаемые меры будут вести к тому, что в рамках профессиональной подготовки сотрудники милиции получат установки и навыки, позволяющие выполнять служебные обязанности не нарушая права человека.
Предлагаемые преобразования вполне реальны. Полиция ряда зарубежных стран готовит своих сотрудников именно по такой модели. При этом положительные результаты достигаются в исторически обозримый срок. Например, польская полиция по прошествии всего десятилетия после модернизации, стала одним из наиболее авторитетных общественных институтов. Сейчас она занимает третье место по уровню доверия населения после церкви и армии.
2. Изменение системы оценки деятельности сотрудников и подразделений милиции
Изменение системы оценки деятельности сотрудников и подразделений милиции – наиважнейшее системное преобразование, без которого никакие реформы не дадут своих плодов.
Порочность ряда имеющихся подходов к оцениванию давно признается как общественностью, так и самими сотрудниками милиции, вынужденными действовать в заданных рамках. Например, поощрения за раскрытые преступления подталкивают сотрудников к получению необходимых признаний с использованием насилия и других незаконных методов. Конечно, количественная система с определенными изменениями должна сохраниться, но она не должна быть основанием для непосредственного поощрения сотрудников и она не должна быть основным показателем.
Если говорить о количественных показателях, то количество учитываемых для оценки показателей должно быть расширено, например, в их числе должны учитываться жалобы и предложения граждан, статистика реагирования на поступившие обращения, и т.д. При этом должна возрасти роль тех количественных показателей, которые ориентируют сотрудников и подразделения милиции на службу обществу.
Основным показателем оценки должен стать уровень доверия населения к милиции, который подсчитывается с помощью социологических методов. Подобные подходы к оценке с успехом используются в деятельности полиции ряда зарубежных стран. Заметим, что разработка подходов к созданию социологических инструментов оценки доверия общества к милиции желательна с участием специалистов МВД, академических и социологических институтов и экспертов неправительственных организаций.
В любом случае, оценка милиции должна проводиться с учетом общественного мнения. Естественно, для оценки деятельности разных подразделений милиции должны использоваться разные аспекты общественного мнения (для оценки участковых – одно, для оценки ППС – другое и т.п.). Учитывать мнение общества о деятельности милиции необходимо прежде всего потому, что главная задача деятельности милиции – защита человека, его прав и свобод, как это записано в законе «О милиции». Поэтому оценка милиции без учета общественного запроса на «услуги» милиции пойдет вразрез с этим принципом. Конечно, формулироваться общественный запрос должен с учетом мнения населения экспертным сообществом, включающим, в частности, ученых и представителей правозащитных организаций.
Одним из важных направлений участия общественности в оценке деятельности милиции могут рассматриваться мероприятия общественного контроля, организованные инициативными группами граждан и гражданскими организациями. Результаты акций общественного контроля должны учитываться при ведомственной оценке и, возможно, станут частью этой оценки.
Кроме того, важно чтобы новая система оценки активно использовалась при решении вопроса о ведомственном финансировании тех или иных подразделений милиции.
3. оптимизация финансовой политики в деятельности органов МВД.
Должны быть проведены мероприятия, направленные на эффективное использование бюджетных средств на всех уровнях системы МВД и особенно на уровне районов. Основной упор должен быть сделан на:
4. Оптимизация кадровой политики в системе МВД.
При разработке мероприятий, направленных на оптимизацию кадровой политики в системе МВД необходимо уделить особое внимание выработке принципов и подходов, позволяющих обеспечить привлечение к службе в милиции профессионально подготовленных людей, соответствующих научно – разработанным психолого–профессиональным характеристикам, с безупречной репутацией и имеющих рекомендации для службы в органах милиции от заслуживающих доверия авторитетных физических и юридических лиц.
Необходимо разработать такие процедуры приема на службу в структуры МВД, которые бы обеспечивали набор на службу, независимо от уровня должностей, исключительно на основе компетентности и опыта, соответствующих задачам милицейской работы.
Процедуры приема на службу должны быть основаны на объективных и не дискриминационных критериях (после проведения необходимой проверки кандидатур).
Помимо необходимой компетентности и опыта при найме на службу должно учитываться и наличие следующих качеств: рассудительность, открытость, зрелость, чувство справедливости, коммуникативные способности, а при необходимости – руководящие и организационные качества. Кроме того, нанимаемые на службу сотрудники должны хорошо разбираться в социальных и культурных проблемах соответствующих регионов, а также во взаимоотношениях между людьми.
Кроме того, следует применять политику набора мужчин и женщин из различных слоев общества, в том числе из представителей этнических меньшинств, чтобы милиция являлась отражением того общества, которому она служит.
5. Развитие прозрачности в деятельности милиции и именно через это повышение доверия к милиции со стороны населения
Отсутствие прозрачности в деятельности милиции во многом привело к созданию внутри милиции очень опасных и бесчеловечных практик. В связи с этим представляется крайне важным при выработке стратегии реформирования уделить особое внимание разработке механизмов формирования прозрачности процедур и информации, значимой для населения. В частности,
6. Разработка и создание административных регламентов МВД России для регулирования отношения милиции и населения.
В соответствии с административной реформой, активно идущей в России, все государственные органы должны принять административные регламенты, регулирующие их отношения с населением и определяющие процедуру тех услуг, которые государственное ведомство оказывает жителям. К сожалению можно констатировать факт, что в МВД не разработаны многие из требуемых в их деятельности регламенты. В частности требуется разработка административных регламентов, определяющих:
Источник: http://www.mvdremont.ru