Пермская гражданская палата - Виды деятельности

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


Консультирование

В Пермской гражданской палате продолжает работу

Консультационная служба по защите групповых и общественных интересов

Консультанты Гражданской палаты предоставят безвозмездную юридическую, информационную и методическую помощь по защите групповых и общественных интересов в сферах:

  • использования городских земель,
  • жилищно-коммунального хозяйства,
  • городского благоустройства,
  • труда и занятости,
  • и по многим другим интересующим население вопросам.

Адрес: г. Пермь, ул. Екатерининская (Большевистская), 120 А (за «Экопромбанком», «Столовой»), офис 102.

Время работы Службы: понедельник, среда - с 10.00 до 15.00, вторник, четверг - с 15.00 до 19.00.

Необходима предварительная запись по телефону: 8(342) 233 40 63.

Работает виртуальная консультационная служба e-mail: palata@pgpalata.org

 

 

 

Версия для печати

 

Что нужно знать и как себя вести
при проведении проверок контролирующими органами

Рекомендации Пермской гражданской палаты для сотрудников НКО
 

Общие условия проведения проверок контролирующими органами власти

 

•  Проверки бывают плановыми и внеплановыми .

•  Любой контролирующий орган имеет право проводить плановые проверки не чаще чем 1 раз в 3 года . Планы проведения проверок заранее размещаются для ознакомления на сайтах контролирующих органов. Возьмите за правило и просматривайте в начале каждого года раздел «Сводный план проверок субъектов предпринимательства» (НКО входят сюда же) на сайте Генеральной прокуратуры http://plan.genproc.gov.ru/plan2015/ , введите в соответствующее окно идентифицирующие данные вашей НКО и получите информацию обо всех проверках, планируемых в отношении вашей организации в текущем году любыми контролирующими органами .

•  Юридическое лицо уведомляется органом контроля о проведении плановой проверки не позднее, чем за 3 рабочих дня до ее начала. Если к вам пришли с проверкой, не предупредив за три дня, вы имеете право отказать контролирующему органу в проведении проверки в этот день.

•  О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Но есть исключения: органы прокуратуры и Рострудинспекция вправе приступить к проведению внеплановой проверки незамедлительно, то есть без предварительного уведомления. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.

•  Формы проверок: документарные и (или) выездные . Документарная проверка проводится по месту нахождения контролирующего органа, а выездная — по месту нахождения организации и месту осуществления её деятельности.

•  Проведение выездных проверок должно проводиться в присутствии руководителя организации или иного должностного лица организации, имеющего право действовать от имени организации без доверенности, если иное не установлено уставом организации. В случае невозможности обеспечить присутствие руководителя на момент проведения проверки организации следует попросить (лучше в письменной форме) проверяющий орган перенести день начала проведения проверки, обосновав невозможность присутствия руководителя или специалиста, который может обеспечить квалифицированный доступ к интересующим проверяющий орган документам или иным материалам (например, направлением соответствующего лица в командировку). При этом следует избегать излишней конфликтности с проверяющими.

 

 

Рекомендации при проведении выездных проверок

 

Проверьте полномочия проверяющих

 

Проверьте служебное удостоверение проверяющих лиц. В случае отсутствия служебных удостоверений работники организация вправе отказать проверяющим лицам в проведении проверки. Участие в проведении проверки сотрудников из других органов и организаций допускается в случае специального указания на таких лиц в распоряжении о проведении проверки. В противном случае организация вправе отказать лицам из иных органов и организаций принимать участие в проведении проверки.

 

Помимо служебного удостоверения, проверяющие должны предъявить распоряжение о проведении проверки , без которого любые действия на территории или в помещении проверяемой организации являются незаконными. При отсутствии распоряжения о проведении проверки, подписанного руководителем проверяющего органа, сотрудники организации вправе отказать в проведении проверки до предъявления такого распоряжения.

 

В распоряжении должны быть указаны:

•  номер и дата распоряжения (приказа) о проведении проверки;

•  наименование органа государственного контроля (надзора);

•  фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;

•  наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка;

•  цели, задачи и предмет проводимой проверки;

•  правовые основания проведения проверки, в т.ч. нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

•  дата начала и окончания проверки.

 

Обязанности проверяемой организации

 

Законодательство обязывает организацию, в отношении которой проводится проверка:

•  обеспечить присутствие руководителя , иных должностных лиц или уполномоченных представителей организации;

•  предоставить проверяющим возможность ознакомиться с документами , связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;

•  обеспечить доступ в организацию проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций;

•  вести журнал учета проверок по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 24.05.2010 № 199. Отсутствие данного журнала может стать основанием для замечаний к организации в акте проведения проверки, но привлечение к ответственности за отсутствие журнала законодательством не предусмотрена.

 

В ходе проверки контролируйте проверяющих, следите за соблюдением ваших прав

 

•  Фиксируйте нарушения, допущенные в ходе проведения проверки. Практика показывает, что некорректное поведение чиновников нередко становится достаточным основанием для аннулирования контрольных результатов в судебном порядке.

•  При проведении проверки должностные лица контролирующих органов не вправе:

•  проводить проверку в тех сферах деятельности организации, которые не относятся к полномочиям проверяющих;

•  требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования различный объектов, если они не являются объектами (предметом) проверки, а также изымать оригиналы таких документов.

•  В случае проведения документарной проверки не отдавайте оригиналы документов во избежание их утраты. Представляйте запрашиваемые документы в копиях, заверенных руководителем организации. Законодательство не наделяет контролирующие органы при проведении проверки правом принудительного изъятия оригиналов документов.

•  Организация вправе предоставлять только те документы, которые указаны в уведомлении о проведении проверки. В случае отсутствия указанных документов в уведомлении вы можете отказаться их предоставлять или сослаться на то, что в организации такие документы не сохраняются. Законодательство ограничивает возможности контролирующих органы при проведении проверки правом требовать предоставления только тех документов и материалов, которые относятся к предмету проверки и указаны в уведомлении о проведении проверки. При этом организация вправе отказывать в требованиях контролирующих органов такого рода: «что у Вас находится здесь, покажите», указывая, что данный объект (папка, шкаф, компьютер) не относится к материалам проверки. Истребование контролирующим органом документов, не относящихся к предмету проверки, является грубым нарушением порядка проведения проверки, которые влекут за собой признание результатов проверки незаконными.

•  При отсутствии руководителя организации (лица, имеющего право действовать без доверенности) или уполномоченного им лица (приказом по организации или на основании доверенности) контролирующий орган не вправе запрашивать документы у проверяемой организации. Отказ в отсутствие руководителя организации предоставить затребованные документы не может оцениваться контролирующим органом как нарушение законодательства путем уклонения от предоставления информации.

•  Контролирующие органы при проведении проверки вправе истребовать любые документы, которые относятся к предмету проверки. Однако, в свою очередь, проверяемая организация вправе самостоятельно определять относимость к предмету проверки тех или иных документов , если в распоряжении о проведении проверки отсутствует конкретное указание на такие документы.

•  Контролирующий орган при проведении проверки не вправе препятствовать руководителю или уполномоченному им лицу присутствовать при совершении любых действий со стороны контролирующего органа в ходе проведении проверки, в том числе присутствовать при беседах с работниками организации, ознакомлении с документами или процессами в организации, которые требуют пояснения специалиста.

•  По окончании проверочных мероприятий Вы вправе ознакомиться с документами , отобранными проверяющим органом при проведении проверки, и указать в акте проверки о своём согласии или несогласии с таким подбором отобранных документов.

•  Контролирующий орган обязан знакомить с результатами проверки руководителя организации или уполномоченное им лицо. Предоставление для ознакомления и подписания акта проведения проверки иному лицу будет являться нарушением со стороны контролирующего органа и влечет за собой недействительность акта проверки.

 

 

Особенности проведения проверок отдельными контролирующими органами

 

Рострудинспекция

•  Нормативно-правовая база: Трудовой кодекс РФ.

•  Имеет право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать организации в целях проведения проверки. Инспекции труда предоставлено право на проведение внеплановой проверки по информации о нарушении работодателем трудового законодательства немедленно без уведомления организации и без предварительного согласования с прокуратурой.

 

Прокуратура

•  Нормативно-правовая база: Федеральный закон «О прокуратуре в РФ».

•  Сущность документарной проверки состоит в том, что работник прокуратуры вызывает для дачи объяснений нужных ему лиц и истребует необходимую документацию, находясь в своем рабочем кабинете. Проверка организации надзорным ведомством начинается с поступления запроса о необходимости предоставления определенной документации. Порядок уведомления законодательством не регламентирован, но о начале проверки, как правило, работники прокуратуры уведомляют руководство организации по телефону заранее, но не обязаны этого делать.

•  Согласование начала выездной проверки в  законодательстве не регламентировано, однако просьба руководителя отсрочить приезд прокуратуры на определенное время (скажем, на день или два) в целях исполнения всех требований надзорного органа не будет считаться нарушением и не может рассматриваться как воспрепятствование проведению проверки.

•  Прокурорский работник вправе при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения организации, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

•  Органы прокуратуры не вправе вмешиваться в текущую деятельность организации. Подобное означает: прокуратура не может давать советы и указания по подбору и расстановке кадров, назначению ответственных лиц, оценке квалификации работников, улучшению производственного процесса или иной внутрихозяйственной и внутриорганизационной деятельности.

•  Объем проверочных мероприятий может определяться не только плановыми заданиями и перечнем вопросов, подлежащих проверке, но и инициативой надзирающего прокурора, от которого зависит включение тех или иных сфер деятельности организации в проверочные мероприятия.

 

Министерство юстиции РФ

•  Нормативно-правовая база: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 90 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации».

•  Предмет контроля:

•  соответствие деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям;

•  соответствие деятельности иных некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

 

Пермь, январь 2015 года

Пермская гражданская палата
тел. (342) 233-40-63
e-mail:
palata@pgpalata.org
сайт
: http://www.pgpalata.ru/