Тема: Cудьба общественных правозащитных приемных

Тема: Судьба общественных правозащитных приемных

Пакет разработок по теме

 

И.В. Аверкиев

Технология апробирована

ТЕХНОЛОГИЯ
«ПОСЕТИТЕЛЬ-РЕСПОНДЕНТ»

 

СОДЕРЖАНИЕ

Цель и смысл технологии
Возможные темы для опроса посетителей приемной
Краткое описание технологии
Продукты
Эффекты
Примерный алгоритм
Особенности
Организационные условия
Ограничения


 

Цель и смысл технологии

Посетители общественной приемной – это, помимо прочего, готовые респонденты, регулярно собираемые обстоятельствами в определенное время в определенном месте. Придя в общественную приемную, посетители действительно готовы, а в какой-то степени и вынуждены заинтересованно отвечать на любые вопросы. Ситуация – мечта для любого социолога. Глупо ею не воспользоваться в целях повышения эффективности общественной правозащитной приемной.

Технология «Посетитель-респондент» реализуется на базе общественной приемной. «Посетитель-респондент» - социологическая технология (опрос), осуществляемая в специфической ситуации приема посетителей. Эта технология позволяет выявить мнение посетителей («жителей города», при репрезентативной выборке) по любому, значимому для правозащитной организации, вопросу. Эта технология может стать составной частью мониторинга нарушений прав человека.

Технология «Посетитель-респондент» является составной частью технологии «Общественная правозащитная приемная как просветительская площадка».

 

Возможные темы для опроса посетителей приемной

  • Востребованность посетителями того или иного вида правозащиты, услуг, форм гражданской деятельности.

  • Наиболее актуальные для посетителей формы самозащиты, наиболее популярные государственные и гражданские институты защиты прав и интересов.

  • Осведомленность посетителей о правах человека, о способах и институтах их защиты. Наиболее актуальные, значимые для посетителей, права человека.

  • Возможные для посетителей формы поддержки правозащитных организаций, вашей, в частности.

  • Удовлетворенность работой вашей общественной приемной (мини-анкета из 2-3-х вопросов; анкета вручается посетителю при регистрации, заполняется посетителем и возвращается сотруднику приемной сразу после консультации).

  • И т.д.

 

Краткое описание

Подготовка опроса: разработка концепции, инструментария; тиражирование опросных листов; подготовка исполнителей; создание посетителям условий для заполнения анкет. Опрос: во время регистрации каждому (или по выборке) посетителю предлагают заполнить анкету; анкеты заполняются здесь же, в общественной приемной, во время ожидания приема («посетительский» вариант: «взять анкету с собой, заполнить дома и вернуть» - неприемлем); заполненные анкеты собираются, обрабатываются, анализируются.

Опрос готовится и проводится по обычным социологическим правилам, поэтому здесь в подробном описании не нуждается.

 

Продукты

Аналитические отчеты по результатам опросов, собственные интерпретации сотрудниками этих результатов.

 

Эффекты

Рефлексивный эффект. Опросы посетителей создают уникальную ситуацию в общественной приемной: сотрудники приемной впервые сталкиваются с обобщенной оценкой своей деятельности со стороны потребителей, с их мировоззрением, ожиданиями, потребностями. Результаты опросов посетителей стимулируют в сотрудниках приемной профессиональную рефлексию, столь дефицитную сегодня. Результаты таких опросов обостряют самооценку сотрудников, побуждают к анализу и стратегированию своей деятельности, возбуждают любопытство к внешним факторам, заставляют сотрудников вспомнить о миссии, стимулируют изменения, нововведения. Результаты собственных опросов по поводу собственных интересов очень трудно игнорировать.

Развивающий эффект - осмысление результатов собственных социологических исследований стимулирует изменения, желание что-то исправить, что-то улучшить. В современной российской ситуации почти любые осознанно запущенные изменения в деятельности правозащитных организаций важны как таковые.

Просветительский эффект. Заполняя анкету о правах человека, посетитель задумывается о правах человека. Отвечая на правозащитные вопросы и пользуясь закрытыми вариантами ответов, посетитель упорядочивает и уточняет свои представления о правах человека. По опыту Пермской гражданской палаты, ответы респондентов на последние вопросы анкеты, как правило, «правозащитно» более квалифицированны, чем ответы на первые вопросы.

 

Особенности

  • Так получается, что, попадая в общественную приемную, посетитель склонен выполнять все, что от него требуют (из благодарности за ожидаемую помощь, из-за ощущения зависимости, из-за доверия к профессионалам и т.д.). Это нужно использовать, но этим нельзя злоупотреблять. Предложение заполнить анкету должно быть максимально вежливым, с указанием на добровольность участия в опросе, с кратким объяснением смысла и последствий опроса (подробнее - в преамбуле анкеты). Тема опроса не должна быть уж совсем далекой от интересов посетителей. Нельзя настаивать, если посетитель ясно заявил о нежелании заполнять анкету.

  • Посетитель может не успеть заполнить анкету к тому моменту, когда подойдет его очередь к специалисту. В этой ситуации вполне уместно попросить его дозаполнить анкету после консультации. По опыту подобных опросов выяснилось, что подавляющее большинство посетителей (даже те, кому не удалось помочь) обычно без особых проблем соглашались на подобное предложение или даже сами его формулировали. Очевидно, что это происходило не только из-за упомянутой потребности на всякий случай обозначить лояльность к правозащитной организации или из-за чувства благодарности, но и потому, что для большинства людей участие в опросах - не такое уж частое дело, тем более, на такие странные темы как права человека. Для многих посетителей заполнение такой анкеты оказывается интересным само по себе.

  • В условиях ожидания приема, получения помощи многие посетители, заполняя анкету, сознательно или бессознательно стремятся угодить организаторам опроса. Отвечая на вопросы анкеты, они могут исходить не из своего мнения по данному вопросу, а из своего представления о том, какие ответы подойдут, «понравятся» правозащитной организации. Есть, конечно, профессиональные социологические приемы, позволяющие при составлении опросника подстраховаться от таких эффектов, однако, по всей видимости, не каждая правозащитная организация сможет обеспечить разработку инструментария на таком уровне. Поэтому организаторы опроса должны учитывать эту особенность поведения посетителей, как минимум, при интерпретации результатов опроса. Желательно включать соответствующие фразы и в преамбулу анкеты.

  • Посетители-респонденты должны иметь возможность ознакомиться с результатами анкетирования в общественной правозащитной приемной.

 

Организационные условия

  • Для полноценного воспроизведения технологии организация должна иметь регулярно работающую общественную приемную с посещаемостью не менее 30 человек в месяц.

  • В организации должны быть люди, имеющие опыт разработки инструментария и проведения социологических опросов, или должна быть возможность привлечения профессиональных социологов, или, в крайнем случае, соответствующие знания и навыки может получить один из сотрудников организации посредством самообразования и социологической практики на базе общественной приемной. Благо, что соответствующая литература достаточно высокого качества сегодня в избытке, а многие сотрудники приемных получили первичные социологические знания, еще учась в ВУЗах.

  • У организации должны быть возможности для тиражирования материалов опроса и сотрудники, готовые потратить рабочее время на обработку анкет и анализ результатов (плюс всякие мелочи: например, у многих посетителей не бывает с собой авторучек – нужны запасы).

  • В организации должен быть сотрудник, отвечающий за проведение опросов.

 

Ограничения

  • Главный ограничитель - время. Время заполнения анкеты ограничено средней продолжительностью ожидания в вашей приемной. По опыту, если время ожидания около получаса - анкета не должна содержать более 10-15 закрытых вопросов. Если среди вопросов есть открытые (что, как правило, нежелательно, а в условиях приемной особенно) – это означает, что на каждый из них нужно зарезервировать, как минимум, по 5 минут (у некоторых респондентов ответы на некоторые открытые вопросы могут отнять и 10, и 20 минут).

  • Важный ограничитель – специфический социально-демографический состав посетителей общественной приемной (в основном - пожилые люди, в основном - женщины, в основном - малообеспеченные и т.д.). Репрезентативная выборка на базе посетителей общественной приемной легко формируется лишь в том случае, если в целях опроса генеральной совокупностью являются именно посетители приемной. Если же вы через посетителей хотите узнать, например, мнение горожан, мужчин, молодежи, работников бюджетных предприятий, жертв жестокого и унижающего обращения со стороны правоохранительных органов, получателей льгот, бывших заключенных и др., то составление репрезентативной выборки может обернуться большими трудностями по причине именно специфического состава посетителей приемной. Однако, в принципе, при желании и упорстве сотрудников и большой посещаемости приемной, возможно и это. Кроме того, зондажные, пилотные экспресс-опросы «для себя», без выноса результатов во вне, возможны и без особого внимания к составлению выборки.


Пермская гражданская палата, 2006 год
Проект «Будущее прав человека в России»
При финансовой поддержке Фонда Форда и Фонда МакАртуров
Тема «Судьба общественных правозащитных приемных»
Материал ОПП/СИП № 004/3
Технология «Посетитель-респондент»
Автор - И.В. Аверкиев

© Пермская региональная общественная организация
«Пермская гражданская палата»

  • Прочитать аннотацию
  • Скачать в zip-архиве (9,93 kb.)
  •