Тема: Cудьба общественных правозащитных приемных

Тема: Судьба общественных правозащитных приемных

Пакет разработок по теме

 

И.В. Аверкиев

МОДЕЛИ
ПРАВОЗАЩИТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ С
ОБЩЕСТВЕННЫМИ
ПРИЕМНЫМИ

 

Цель моделирования - деятельность в рамках общественной приемной при правозащитной организации должна соответствовать правозащитной миссии.

Ограничения моделирования:

  1. Трудозатраты на непрофильных посетителей должны быть минимизированы.

  2. Жесткая правозащитная специализация приемной не может приводить к отрицательным социальным эффектам и имиджевым потерям для организации.

Модели правозащитных организаций с общественными приемными:

  • Консультационно-диспетчерская модель.

  • Клиническая модель.

  • Переходная модель.

  • Идеальная модель.

Данные модели основываются на реальных прототипах и лишь обобщают существующую практику.

Мы считаем эти модели лучшими с точки зрения соответствия правозащитной миссии и обеспечения высокой эффективности правозащитного консультирования

***

«КОНСУЛЬТАЦИОННО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ МОДЕЛЬ»
Общественная приемная = правозащитное консультирование + социальное диспетчирование

Принцип деятельности:

При правозащитной организации существует общественная приемная, в которой оказываются два вида услуг: социально-правовое консультирование граждан, пострадавших от нарушений прав человека + широкое социальное диспетчирование непрофильных посетителей.

Особенности:

  • Жесткая селекция обращений на предмет нарушений прав человека (посетителю на этапе регистрации задаются вопросы о предмете его обращения, на основании ответов делается вывод о наличии/неналичии в обращении правозащитного содержания; см. технологию «Правозащитная селекция обращений»).

  • Консультационные услуги оказываются только гражданам, пострадавшим от нарушений прав человека.

  • Непрофильным посетителям оказываются диспетчерские услуги (предлагается контактная информация об организациях, услугах, соответствующих предмету обращения, по возможности посетителю передаются информационные и методические материалы по предмету обращения; см. технологию «Диспетчирование непрофильных посетителей»).

  • В целях информационного обеспечения диспетчирования ведется мониторинг социальных и правовых сервисов и соответствующая база данных (собирается информация об организациях и специалистах на территории ответственности правозащитной организации, оказывающих социальные и правовые услуги самого широкого спектра; в соответствующей базе данных аккумулируется информация о названии организации/сервиса, ее специализации, режиме работы, адрес, телефон, ФИО руководителя и специалистов, условия оказания услуг (платно-бесплатно и др.) и т.п.; по возможности аккумулируются и тиражируются методические материалы, предназначенные для непрофильных посетителей; см. технологию «Диспетчирование непрофильных посетителей»).

Ограничения:

Эта модель применима для городов с относительно развитой системой государственных и негосударственных социальных и правовых сервисов (Пермь, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Новосибирск и другие миллионники и региональные центры): отказывая непрофильному посетителю в консультации, правозащитная организация должна иметь возможность направить посетителя в организацию, реально оказывающую услуги, соответствующие предмету обращения.

 

КЛИНИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Консультационно-диспетчерская модель + юридическая клиника

Принцип деятельности:

Двухуровневая модель. На «1-м уровне», в юридической клинике, в процессе массового правового консультирования происходит выявление «правозащитных посетителей», которые направляются в общественную правозащитную приемную («на 2 уровень»). Непосредственно защита прав человека происходит на «2-м уровне», в общественной приемной правозащитной организации.

Особенности:

  • Юридическая клиника существует при правозащитной организации (как структурное подразделение) или как самостоятельная организация, но под патронажем правозащитной организации или в рамках партнерского соглашения с правозащитной организацией, но обязательно в территориально отделенном от нее помещении (во избежание имиджевых проблем).

  • В общественной приемной правозащитной организации осуществляется жесткая селекция обращений (см. технологию «Правозащитная селекция обращений») на предмет нарушений прав человека, непрофильные посетители направляются в юридическую клинику.

  • Юридическая клиника оказывает консультационные услуги по максимально широкому спектру правовых вопросов. Селекция по мягким критериям («правовой – неправовой» и т.п.). В юридической клинике желательно оказание и диспетчерских услуг, прежде всего, по неправовым вопросам (см. технологию «Диспетчирование непрофильных посетителей»).

  • Граждане, пострадавшие от нарушений прав человека, направляются из юридической клиники в правозащитную организацию, где им и оказывается непосредственная помощь в защите прав человека.

Ограничения:

Модель может быть реализована только в городах, имеющих юридические отделения и факультеты, которые являются традиционной кадровой базой для юридических клиник. При сегодняшнем развитии негосударственных ВУЗов это практически любой город с численностью более 50 000 человек.

 

ПЕРЕХОДНАЯ МОДЕЛЬ
Традиционная общественная приемная используется как площадка и инструмент продвижения прав человека

Принцип деятельности:

В общественной приемной консультационная помощь оказывается каждому, кто считает, что его права нарушены (без особой правозащитной специализации и селекции), но при этом, находясь в приемной, посетитель попадает в сеть процедур, событий, образов, которые актуализируют его отношение к правам человека.

Особенности:

  • Селекция обращений традиционно самая мягкая: правовой – неправовой вопрос, отсутствие - наличие коммерческого интереса, произвол – непроизвол и т.д.

  • Делопроизводство, оформление приемной, консалтинговые процедуры подчиняются задаче актуализации прав человека (правозащитное оформление приемной, фиксация внимания посетителя на правозащитных аспектах в его обращении и т.д.; см. методический пакет «Общественная приемная как правозащитная просветительская площадка»).

  • В приемной вводятся специальные просветительские процедуры по правам человека (буклеты, анкетирование, видео; см. методический пакет «Общественная приемная как правозащитная просветительская площадка»).

  • Посетителям в приемной предлагаются различные варианты необременительного сотрудничества (прежде всего, информационного) с организацией в деле защиты прав человека (см. технологии «Добровольный почтальон», «Посетитель-корреспондент», «Добровольный диспетчер (посредник)»).

Зачем бы человек ни пришел в общественную приемную, выходит он с правами человека в голове и в руках.

Ограничения:

Модель актуальна для малых городов с неразвитой гражданской инфраструктурой.

 

ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Консультационно-диспетчерская модель + юридическая клиника + адвокатская контора

Принцип деятельности:

К клинической модели с хорошо поставленным диспетчированием добавляются партнерские отношения с адвокатской конторой, предполагающие «обмен» непрофильными посетителями на взаимовыгодных условиях.

Особенности:

  • При правозащитной организации существует общественная приемная с жесткой правозащитной специализацией.

  • При или под патронажем правозащитной организации существует юридическая клиника. Клиника оказывает консультационные услуги по широкому спектру правовых вопросов и оказывает диспетчерские услуги посетителям с неправовыми (неюридическими) вопросами.

  • Правозащитная организация заключила соглашение о сотрудничестве с адвокатской конторой.

  • Общественная правозащитная приемная направляет непрофильных посетителей в юридическую клинику. Юридическая клиника направляет в общественную приемную правозащитной организации граждан, пострадавших от нарушений прав человека.

  • Общественная правозащитная приемная и юридическая клиника направляют в адвокатскую контору «неправозащитных посетителей» со сложными вопросами, нуждающихся в судебной защите по уголовным и гражданским делам, если они готовы оплачивать юридические услуги адвокатов.

  • Адвокатская контора направляет в юридическую клинику посетителей, нуждающихся в социальном диспетчировании, а в общественную правозащитную приемную направляет тех посетителей, чьи проблемы, связанные с защитой прав человека, не могут быть решены в судебном порядке. Кроме того, по просьбе правозащитной организации адвокатская контора выделяет адвокатов для участия в правозащитных уголовных делах.

  • Правозащитная организация может оказывать адвокатской конторе информационную и PR-поддержку по правозащитно- и социально-значимым делам.

Ограничения:

Ограничений много, поскольку модель идеальная.

***

Возможны различные сочетания представленных моделей

ВНИМАНИЕ!

Во все указанные модели, в том или ином виде, должны быть включены технологии:
«ПРАВОЗАЩИТНАЯ СЕЛЕКЦИЯ ОБРАЩЕНИЙ»,
«ДИСПЕТЧИРОВАНИЕ НЕПРОФИЛЬНЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ»

Во все указанные модели желательно встраивать технологии:
«ПРАВОЗАЩИТНАЯ ПРИЕМНАЯ КАК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ПЛОЩАДКА»,
«ПРАВОЗАЩИТНАЯ ПРИЕМНАЯ КАК ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО»,
«ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПОЧТАЛЬОНЫ»,
«ПОСЕТИТЕЛЬ-КОРРЕСПОНДЕНТ»,
«ПОСЕТИТЕЛЬ-РЕСПОНДЕНТ»,
«ДОБРОВОЛЬНЫЕ ДИСПЕТЧЕРЫ (ПОСРЕДНИКИ)»

При организации или реформировании общественной приемной используйте:
методический пакет
«ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ПРИЕМНЫХ»,
технологию
«ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ПРИЕМНОЙ»

УСПЕХОВ ВАМ!


Пермская гражданская палата, 2006 год
Проект «Будущее прав человека в России»
При финансовой поддержке Фонда Форда и Фонда МакАртуров
Тема «Судьба общественных правозащитных приемных»
Материал ОПП/СИП № 001/5
«Модели правозащитных организаций с общественными приемными»
Автор - И.В. Аверкиев

© Пермская региональная общественная организация
«Пермская гражданская палата»

  • Прочитать аннотацию
  • Скачать в zip-архиве (12,4 kb.)
  •