|
Есть множество общих проблем, касающихся "специфики" финансирования некоммерческой (и в частности правозащитной) деятельности в российских условиях. Однако одной из самых актуальных была и остаётся проблема источников финансовой поддержки.
Как показывают исследования, на сегодняшний день доноры правозащитной деятельности в большинстве своём представлены иностранными фондами. С одной стороны - это хорошо. Экономическая независимость от внутренних доноров позволяет быть принципиальными в тех вопросах, где необходима прямая конфронтация с российской властью или корпоративным бизнесом. С другой стороны, прямая зависимость от текущей политики западных благотворительных фондов, делает правозащитные организации уязвимыми. Нередко правозащитники не могут получить финансирование на реальную деятельность, которая стоит на "российской повестке", они живут в постоянном страхе, что "фонды уйдут из страны", "фонды перестанут интересовать проблемы защиты прав человека". Кроме того, из-за источников финансирования они систематически подвергаются нелепым обвинениям в "ангажированности Западом" со стороны власти и населения, что уменьшает возможность продвижения идеи прав человека в российском государстве и обществе.
Вместе с тем мы имеем немало примеров того, как небольшие правозащитные организации и инициативные группы успешно аккумулируют частные средства населения (зачастую, в "натуральной" форме товаров и услуг) для осуществления своей деятельности. Безусловно, размеры этих пожертвований не столь велики. Однако исследование тактики подобных фандрайзинговых практик полезно как с точки зрения уникальности этого опыта, так и с точки зрения возможности разработать на основе данного материала стратегии привлечения "средств населения" в правозащитную деятельность.
Задачи проекта в отношении данной темы: разработка гражданских стратегий и технологий, содействующих привлечению средств населения к финансированию защиты прав человека в России - как необходимого условия устойчивости правозащитной деятельности и как эквивалента доверия населения к правозащитной работе.
|
|