Проект "Будущее прав человека в России"

Альманах
"Будущее прав человека
в России"

Выпуск №1

на главную страницу проекта общая информация о проекте последние новости об исследованиях и разработках перечень тем и основных разработок организации, апробирующие наши разработки статьи экспертов проекта в отдельном издании

Авторы альманаха
Отзывы

Альманах "Будущее прав человека в России" №1
Заявка на получение

Из статьи "Да здравствует правозащитный фундаментализм"
И.В. Аверкиева

"…Фундаментализм - это не только позиция, это стиль.
Фундаментализм - это актуальный дизайн российской правозащиты.
Фундаментализм - это большой стиль.

Фундаментализм и суета, фундаментализм и фарс, фундаментализм и убогость - несовместимы.

Говоря о высоком, нельзя выглядеть низко, жалко, глупо.

Фундаментализм - это никакой суеты по поводу собственных проблем, стойкое перенесение тягот и невзгод.

Правозащитный фундаментализм - это базовый стиль для тех правозащитников, которым надоели отчеты, мониторинги, заявления.

Правозащитный фундаментализм - это забота о чести и достоинстве правозащитного сообщества: не скулить, не жаловаться, не просить.

Правозащитный фундаментализм в правозащитной организации - это:

  • Вспомнить, что правозащитник - это человек, защищающий человеческое достоинство и свободу личности от произвола власти и унижений общества.

  • Принять, что сотрудник организации не только защитник, но и миссионер прав человека.

  • Понять, что правозащитник не юрист, не эксперт, не политик, а правозащитник.

  • Ежесекундное уважение человеческого достоинства всех, с кем имеет дело правозащитная организация: от посетителей до наблюдателей, от жертв произвола до произвольщиков (уважение к врагу - демонстрация собственной силы).

  • Не только защита, но и продвижение прав человека - все в организации направлено на увеличение числа активных сторонников прав человека.

  • Введение правозащитной селекции обращений граждан в организацию.

  • Ответственный отказ от социально-защитной деятельности.

  • Аполитичность правозащитной организации - она не имеет никакого отношения к борьбе за власть.

  • Неангажированность властью - общественная организация ничем не обязана власти.

  • Последовательность и стойкость в преследовании "врагов человеческого в человеке".

  • Личное служение правам человека - каждый сотрудник организации это личный пример соблюдения прав человека…".

 

"ОТКРЫТЬ ГЛАЗА НА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Осознание миссии как стратегия выживания

Это главное, без чего бессмысленно все остальное.

Кризис профессионального правозащитного сообщества в России - это, прежде всего, кризис идентичности, кризис в понимании места, социальной ниши "правозащитности" в новороссийском обществе. Кризис как утрата миссии. К сожалению, просто "ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА" в современной России почти ничего уже не значит. Слишком многое и разное называется в России "защитой прав человека" - любая деятельность по восстановлению любой справедливости.

"Правозащитная деятельность" многих правозащитников осуществляется по наитию, как правило, просто копирует спрос: кто пришел, тем и занимаемся; о каких правах заявил, те права и защищаем. Конечно, какой-то отбор обращений ведется, иногда более или менее четко определяется отраслевая или "клиентская" специализация (пытки, свобода слова, мигранты, заключенные, дети и т.д.). Но на главные вопросы: какие, например, проблемы средств массовой информации имеют отношение именно к свободе слова или какие жалобы заключенных свидетельствуют о нарушении именно прав человека - мы получим от разных правозащитников самые разнообразные ответы, вплоть до противоположных.

Растворяясь в спросе и бесконечно соблазняясь политикой, российская правозащита утрачивает качественную определенность, теряет смысл как самостоятельный вид деятельности, отличный от политической, юридической, благотворительной деятельности.

Российское правозащитное сообщество предстает фантомом. Трудно найти его следы в обществе, его собственные следы. Что делают все эти организации для продвижения конкретных прав человека в России, что изменяют они в жизни общества, как влияет их деятельность на соблюдение прав человека?

Поэтому личный и корпоративный ответ на наивный вопрос "ЧТО ТАКОЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА?" предстает сегодня как важнейшая реанимационная процедура для сообщества в целом и для каждого его члена. Каждому, в ком еще жив интерес, предстоит заново открыть в себе права человека, задуматься всерьез, что это такое, зачем человеку права человека, почему они - благо, как практически реализуется это благо в обществе? Предстоит неприятная процедура сверки своей деятельности со своими представлениями о правах человека (продвигает ли ваша деятельность "ваши права человека"[1] в России, увеличивает ли ваша деятельность число людей, озабоченных соблюдением "ваших прав человека"?). Предстоит выявить и понять несоответствия. И уж самое неприятное - предстоит окончательно разделиться. Уже давно очевиден раскол правозащитного сообщества на 2-3 основных "фракции", которым не хватает решимости по-человечески разойтись, чтобы не путать страну и не мешать правам человека в России.

Начать можно с простого: взять и выбрать, в строгом соответствии с собственными вкусами, одно из определений прав человека или сочинить собственное."

 

"МАЛО ЗАЩИЩАТЬ - НАДО ПРОДВИГАТЬ!
Продвижение прав человека как базовое направление деятельности любой правозащитной организации

…Бесконечные провалы попыток профессиональных правозащитников провести реально массовые, народные акции в защиту прав человека говорят лишь о неправильном, не важном для публики выборе повода и предмета акции или о неумении актуально предъявить его публике. Слишком велика тяга профессиональных правозащитников к душевному комфорту: протестовать только против того, что интересно и привычно самим и только так, как удобно самим.

Регулярные карликовые пикеты против войны в Чечне - самый удачный способ презентовать москвичам пустяковость этой проблемы и бесконечную гражданскую незначительность тех, кто ее поднимает. Сплошная контрпропаганда, гол за голом в свои ворота. Это в СССР выход на площадь семерых протестующих человек был гражданским подвигом. Сегодня - это жалкое зрелище. Лучше этого вообще не делать, чем делать так. Для поддержания российской власти в тонусе по проблеме Чечни вполне бы хватило регулярных публичных заявлений и жалоб в международные и европейские структуры.

Какой правозащитный сигнал доминирует в российском публичном пространстве? Бесконечная череда случаев нарушения прав человека! Эта бесконечная, со специфическим правозащитным смакованием, презентация российскому обществу поражений прав человека лишь убеждает российского обывателя в том, что права человека нарушались, нарушаются и будут нарушаться. Люди убеждаются в естественности такого порядка вещей.

Польза от ужасов скоротечна - только в самом начале негатив может привлечь внимание, а потом - нужны только успехи, успехи и успехи, даже самые крохотные. Если нет успехов, а только новые поражения - лучше молчать.

Если, защищая права человека, правозащитная организация увеличивает число противников прав человека (противников правозащитников, правозащитных организаций), значит, она неправильно защищает права человека. Значит, ей нужно как минимум пересмотреть методы правозащиты.

Стиль и методы поведения правозащитников в Чечне, на "шпионских процессах", в "деле Ходорковского" дискредитировали в глазах значительной части российского населения и права человека, и правозащитников. Это не означает, что ситуация в Чечне, обвиняемые в шпионаже ученые и Ходорковский не нуждались во вмешательстве правозащитников. Это означает, что вмешательство должно было быть другим, с четким отделением прав человека от политики, корпоративной солидарности, финансовых зависимостей…".

 

"ПРАВОЗАЩИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ -
ЛИЦО ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ
Стратегия "оправочеловечивания" правозащитной организации

Правозащитная организация - лицо прав человека на территории своей ответственности. Это лицо должно быть приятным и "правочеловечным".

Облик и атмосфера правозащитной организации могут привлекать или отталкивать, возбуждать уважение или презрение, вызывать солидарность к деятельности организации или подталкивать к ее отрицанию.

Все в правозащитной организации должно быть посвящено правам человека, ничто не должно отвлекать от прав человека.

Если человек пришел в правозащитную организацию, он должен получить максимум просветительской, ценностной информации о правах человека, но в максимально адекватной, ненавязчивой, удобной для восприятия форме. Придя в правозащитную организацию, посетитель должен получать четкие и ясные сигналы о том, что такое права человека, чем занимаются правозащитные организации, чем отличается их деятельность от правоохранительной деятельности государственных органов и адвокатских контор.

Четкое и ясное просветительское воздействие на посетителя, по крайней мере, на своей территории - долг правозащитной организации. Долг потому, что правозащитная организация - единственное место в городе, где человек может и готов получить такую информацию. Выходя из правозащитной организации, человек должен знать, зачем человеку права человека.

Человек, попадая в правозащитную организацию, открывается для прав человека. Чем правозащитнее организация - тем шире открывается. Правозащитник должен успеть и уметь войти в эту дверь.

Сама правозащитная организация в своем отношении к любому посетителю должна стать идеалом и реализованной средой в деле соблюдения прав человека.

Правозащитная организация - заповедник соблюдения прав человека. Проверьте, как соблюдается в вашей организации право сотрудников и клиентов на частную жизнь, свобода слова, право на получение информации, насколько неунизительны и комфортны процедуры приема посетителей, соблюдаются ли в организации трудовые права и т.д. и т.п.".

Чем больше людей верят в права человека, тем больше людей вынуждены считаться с этой верой, тем чаще права человека соблюдаются….".

Полный вариант статьи "Да здравствует правозащитный фундаментализм!" будет размещен на сайте 1 марта.

 

Игорь Валерьевич Аверкиев
- эксперт исследовательского проекта
"Будущее прав человека в России",
председатель
Пермской гражданской палаты

Игорь Валерьевич Аверкиев


[1] "Ваши права человека" - в данном случае это ТО, что конкретный правозащитник считает правами человека (представления правозащитников о правах человека могут очень отличаться друг от друга), а также это те права человека, защиту которых правозащитник считает своей миссией, это конкретные права человека, в продвижении которых правозащитник заинтересован. (вернуться)
 
Главная О проекте Новости проекта Разработки по темам Пилотные площадки Альманах Ваше участие в проекте