Проект "Будущее прав человека в России"

Альманах
"Будущее прав человека
в России"

Выпуск №1

на главную страницу проекта общая информация о проекте последние новости об исследованиях и разработках перечень тем и основных разработок организации, апробирующие наши разработки статьи экспертов проекта в отдельном издании

Авторы альманаха
Отзывы

Альманах "Будущее прав человека в России" №1
Заявка на получение

А.А. Марченков

Правозащитный карасс в ювенильном море

(эссе о молодежных практиках, близких идеологии прав и достоинства человека)

 

V. ПРИЗЫВНИКИ И ПРИЗЫВНЫЕ ПУНКТЫ

Самый очевидный, напрашивающийся ответ на серию предыдущих вопросов: "космонавты", "растиньяки", "бумеры", "ушельцы" - это те, кто не прошел "воспитательный карантин", кто был отбракован конвейером, бесперебойно производящем "нормальную", успешно социализованную молодежь. Последняя же, несмотря на количественное большинство и привилегию носить титул "цветов жизни", лишена стимулов к кооперированию по возрастной горизонтали. Она равномерно и бесконфликтно рассасывается по имеющимся ячейкам социального пространства и посему не заметна как слой с какими-то специфическими интересами, проблемами, отношениями.[22] Хлесткая кличка-диагноз, данная Гертрудой Стайн современникам, взрослевшим в период между двумя мировыми войнами - generation perdue, "потерянное поколение" - это что-то вроде "масла масляного". Коль уж зашла речь о поколении, то всякий раз это - "лишние молодые люди", их "общественные течения", то, как они справляются со своей заброшенностью и ментальными вывихами. "Отбракованность", "отчуждение" - не их вина и не только их "головная боль", "поскольку общество "закрыто", недифференцировано, продвижение в нем контролируется с предельной жестокостью, невзирая на объем "социального брака", то зачатки, стимулы движения в обществе принимают вид разрыва, раскола либо осознаются таким образом, что и фиксируется в виде "проблемы поколения".[23]

Подобное видение хорошо тем, что оно "пеленгует" и описывает массу молодежных состояний, самочувствий, практик в максимально широком контексте - социальном, экономическом, политическом, историческом, но при этом избегает гипостазирования образа поколения, то есть приписывания ему каких-либо врожденных, субстанциональных качеств. Оно подчеркивает ситуативность "поколенческого спазма" и не позволяет заочно, гуртом, записывать "биологическую молодежь" на роль "пролетария современности" и "нового революционного класса", как это делали некоторые из идеологов 1968 года (Маркузе, Сартр, Ги Дебор, Ванегейм) и их наследники, как это делает сейчас Эдуард Лимонов[24] и прочие "ловцы пассионарных человеков". Нет таких исторических ситуаций, из которых автоматически, как вода из крана, вытекает какой-либо тип поведения. И "особая онтология" нынешних 17-30-летних, обусловленная распространением Интернет, мобильников, SMS, блогосферы, iPod, Skipe и прочих технологических новшеств - еще не гарантия того, что ее "форма (тип) социальной связи и фокус символической солидарности"[25] будут чем-то радикально отличаться от опыта предшественников. Поколение - это общность проблем, а не реакций или способов их разрешения.

Все, вроде, стройно в этой трактовке. Все на месте. "Напряжения в системах мобильности и признания, указывающие на институциональные и гратификационные дефициты общества".[26] Высокий уровень внутренней конфликтности, беспокойства, внушаемости, страха. "Поломанные лифты". Сожженные кнопки верхних этажей. Проблемы лидерства, признания, преемственности. Недостаток опыта позитивной социальности. Ржа тотального недоверия и девальвация смысла каких-либо усилий.

Чтобы картина была законченной, не хватает одного-единственного, завершающего паззл, элемента. Ведь логично предположить, что фрустрированное, неудовлетворенное, погоняемое как пегий мул поколение рано или поздно примется решать свои проблемы или, на худой конец, захочет дать сдачи, выплеснуть эмоции и т.п.? Не все ж ему утираться, изловчаться в прогибах позвоночника, заниматься слаломом, огибая тысячи красных флажков на трассах своих биографий. Должны же быть хоть какие-то порывы собраться, поговорить, попытаться изменить свое положение? То есть - исходя из чисто теоретических раскладок, мы были бы вправе ожидать перехода наиболее задетой, "униженной и оскорбленной", думающей части молодежи из "объектного" в "субъектное" (активное, волевое, вербализованное) и "коллективно-субъектное" (организованное, кооперированное) состояние.

Однако с гражданской активностью молодых происходят странные вещи: либо серьезность поколенческих проблем сильно преувеличена, либо "системы общественного дозора" (СМИ, социологические службы и др.) слишком несовершенны, чтобы зафиксировать "формы" и "точки", в которых "набухает молодежный протест", либо недовольство еще не нашло адекватных способов выражения, либо… Факт остается фактом: протестная (отрицание) и социал-конструкторская (утверждение) энергия молодежи "датчиков" не зашкаливает и послушно течет в русле "рекреационных" (воспроизводящих) социальных практик.

Вдвойне удивительно молодежное молчание и уход в несознанку на фоне стыдливо-сумасшедшего спроса на "поколение". В потоке песен протеста, артистических манифестов, аналитических записок, рекламных роликов, речей политиков и публицистической эссеистики слово "поколение" встречается с симптоматической частотой. Гораздо чаще, чем, к примеру, на молодежных форумах, в чатах, повседневном общении. Такое впечатление, будто в обществе (или - в тех, кто пишет и публично говорит) есть жгучее желание вручить кому-либо аванс на лепку "поколения" и его магическое выкликание из бездны истории. Словно Система задыхается в себе, в своих путаных противоречиях и исподволь заманивает в себя внесистемного игрока, заранее соглашаясь на неизбежные издержки, связанные с его гуннскими повадками и натурой. Это ощущение усиливается от созерцания ожесточенных схваток (как информационных, так и "на кулаках"), вспыхивающих между политическими и субкультурными группировками молодежи.

Зов времени услышан. Начата борьба за символическую апроприацию образа поколения, права говорить от его имени, выражать его скрытые чаяния.[27] Число вовлеченных в эту интригу относительно невелико, но медиатически очень активно. Серии статей, интервью, обзоров, посвященных молодежной политике, волнами накатывают на Интернет и печатные СМИ, не достигая, впрочем, самой влиятельной, конструирующей массовые образы реальности, сцены - ТВ. Политизированная, граждански и социально активная молодежь, как правило, не видна. Ее голоса (поступки, жесты, слова) практически никогда не идут прямой речью и представлены либо в статусе анонимного хора (данные социологических исследований, скандирующая толпа, пассивные слушатели лидерских выступлений), либо в виде реплик лидеров молодежных движений и организаций,[28] либо - что чаще - в форме публицистических или экспертных интерпретаций (которые ни доказать, ни опровергнуть).

Под молодежный протест, буде таковой случится, упредительно выстроена солидная, превышающая размеры разумного, инфраструктура. Учтены пожелания бунтарей разных формаций. Созерцая воздвигнутые бастионы, окопы и "малоземельные" плацдармы нет-нет да приходит на ум, что ранее описанные имиджи и социальные практики - "космонавты", "растиньяки", "бумеры" и ушельцы" - не только и не столько отражение неких бессознательных стилевых ориентаций российской молодежи; они - сложносочиненные продукты медиа-излучения различных "призывных пунктов", построенных конкурирующими между собой элитами или, точнее, различными порождающими средами.[29] В каждом из таких пунктов ведется непрерывный набор новобранцев. Есть площадки для встреч, тренировок, спайки групповой идентичности, целеполагания.

Не стану утомлять досужими рассуждениями о том, кому и зачем это нужно. Тема, спору нет, интригующая, просвеченная вдоль и поперек разнолагерными полит-конспирологами. Только нас она уведет слишком далеко в сторону. В данный момент ограничимся экспресс-обзором тех социальных форм, которые доказали свою эффективность как резервуары для селекции, сбора и мобилизации выделенных мною типажей с повышенным уровнем тестостерона.

Растиньяк-орг

С точки зрения затраченных ресурсов, количества занятых, доли присутствия в медийной и публичной сфере, самыми громкими "призывными пунктами" молодежи последнего времени были мега-проекты "Новая цивилизация" (New Land, Ньюландия) и "Наши". Оба они позиционировались как эдакие "трансформаторные будки" для преобразования витальной энергии поколения в некий осмысленный и синхронизированный порядок действий, жестов, квалификаций, навыков социального поведения. На "выходе" планировалось получить когорту молодых управленцев нового типа, поколение, которому "правильно инсталлированы мозги",[30] которое отличается историческим оптимизмом и вкусом к выполнению команды "равняйсь". Попадание в проект подавалось как большая удача. Оно в одночасье переводило участников в разряд подростковых и молодежных лидеров, людей с обоснованными карьерными амбициями. Тень высокого покровительства и разовые контакты с VIP-ами придавали уверенность в завтрашнем дне, в личной востребованности, адекватности. Потребность в признании удовлетворялась ритуалами сплочения и солидарности, движением по иерархической лестнице организации, получением знаков отличия и материальных поощрений в виде подарков, бесплатных походов в дансинги и кинотеатры, участия в летних лагерях и турпоездках.

Немудрено, что возможность получить халявные инвестиции в личностный рост, развитие лидерских качеств, накопление социального (престижные знакомства, связи в среде сверстников, менеджерские навыки) и символического (известность, дефицитные знания) капитала привлекала (а в случае с "Нашими" влечет по сей день) в первую очередь "растиньяков". Этим объясняется поразительное, даже чисто визуальное сходство ребят, попавших в радиус действия "Новой цивилизации" и "Наших". Не секрет, что скаутские технологии первых (методики вовлечения, тимбилдинга, обучающих политико-экономических игр и др.) были тщательным образом изучены создателями "Наших" и копированы (с поправкой на цели) практически один в один.[31] Из заметных отличий - отношение к конкуренции (соревнованию): "новый растиньяк" не хочет, чтобы над ним или его оппонентом висел "потолок", "наш" - за "картельный сговор". Но это так… Не принципиально. Когда судебное преследование Ходорковского и "распил" "ЮКОСа" вошли в решающую фазу, выяснилось, что прагматизм и "технократство" позволяет "растиньякам" без лишних раздумий менять "суверенов", "корпоративную принадлежность", привыкать к иной "корпоративной культуре".[32] Рыночный и бюрократический карьеризм в постсоветской России, как ни странно, на поверку оказались близки.[33] Странно, потому что бизнес и государственное управление - это принципиально отличные институциональные логики, требующие культивирования несхожих личностных качеств, компетенций, навыков, опыта поведения в коллективе. Но - то ли буржуазия у нас по-прежнему робка и труслива в своих эмансипаторных порывах,[34] то ли чиновники слишком расширительно трактуют метафору уподобления РФ акционерному обществу с ограниченной ответственностью…[35] Во всяком случае, переориентация молодежного карьеризма с успеха в бизнесе на занятие должностей в госаппарате заметна невооруженным глазом.[36]

Глубинные, стратегические целевые установки названных молодежных проектов совпадали по вектору ("корпоративное государство"), но разнились по сценарию, списку лидеров и действующих лиц. В случае "Новой цивилизации" - это путь поколенческого выхода в глобальный мир на шее крупных частных корпораций российского происхождения. Сценарий "Наших" предполагал то же самое, но с другим субъектом - "национально мыслящей" бюрократией, контролирующей крупный бизнес и его финансовые потоки, мобилизующей нацию на "великую историческую миссию" (вначале было слово и слово было Суркова).

Примечательно близки были отправные посылки проектирования: взрослое население России заочно признавалось антропологически не годным для модернизационного рывка. И потому тактике кропотливых реформ и длительного согласования скандально противоречивых общественных интересов предпочли путь создания "параллельных стран": "парниковых" молодежных пространств с другими, лабораторно заданными правилами игры, бонусами, героями. Далее обещалась естественная, пластунски ползучая экспансия "параллельных миров", выдвижение их креатур на позиции лидеров мнений, во властные структуры, масс-медиа… Ленин, чтобы сменить режим, благословлял большевиков на захват банков, телеграфов, мостов. XXI век и революцию, и "охранительство" сделал предприятиями менее затратными, более эргономичными, манипулируемыми.

Зачем что-либо оккупировать, кого-либо убеждать? Достаточно удерживать горизонтальные связи между людьми в зачаточном состоянии и жестко замкнуть ожидания стадно пасущегося населения на инициативу номинальной, мнимо монолитной, правящей элиты. Таким образом, проблема модернизации формулируется как проблема лидерства ("надежа на доброго царя" и "просвещенных вельмож") и сплочения нации вокруг ее "пастухов". Как пишут "Наши" в своем манифесте: "Вопрос лидерства России есть, следовательно, вопрос смены поколений лидеров. Наше поколение должно сменить у руля управления страной поколение пораженцев. Наше поколение должно осуществить революцию в образе мышления и стиле управления страной".[37] Этот многократно растиражированный тезис вызвал не только глухое раздражение "пораженцев", победно восседающих в дорогого стоящих креслах, но и у людей среднего поколения, успевших проделать немалый путь из "грязи в князи" и не согласных пускать кого-либо без очереди. "Вас тут не стояло!" - осаживали одни. "Педократы на марше!" - фыркали другие.[38]

Итожим: под "растиньяка" нужна Организация корпоративного типа (с ранжированной иерархической лестницей, механизмами ходьбы по ее ступеням и правдоподобным посулом, что достигнутые "понарошку" вершины впоследствии можно будет перевести в реальные должности, титулы, зарплату; модель "комсомола" как переходно-подготовительной структуры, аффилированной или кооперированной с институтами власти или бизнеса в этом случае наиболее соответствует ожиданиям).

Бумер-маш

Другим выдающимся "призывным пунктом", который больше десяти лет исправно собирает сотни социально реактивных молодых людей, является НБП. Ни карьеры, ни денег, ни широкого общественного признания членство в этой партии не дает. Наоборот, сулит репутацию пожизненного бунтаря и маргинала, возводящего в культ свое "лименство".[39] Тем не менее, даже недруги готовы признать, что это один из самых массовых и "продуктивных" (регулярно извергающих события и тексты) поколенческих проектов, четко адресованный всем "бумерам" вне зависимости от семейного происхождения, уровня образования, тонкостей мотивации (есть и парни с рабочих окраин, и студенты МГУ, и артистическая богема). Жизнь с нацболами - увлекательный приключенческий квест, полоса испытаний, смысл которых - доказательство и себе, и другим своей исключительности, исторической призванности, героизма. Атмосфера риска, романтизация своего жертвенного существования, форсированное докрасна воображение и предельная, панковская искренность в глазах нацболов искупают многочисленные издержки, связанные с их политикой и образом жизни. У них возникают проблемы с семьей и работой, они выпадают из сетки неформальных связей со сверстниками?[40] "Чушь" - говорит Лимонов. И то, и другое заменит партия, воедино сплавляющая личное и публичное, переводящая стрелки поколенческого невроза на колею направленных вовне психотических реакций.

Какие-либо оценки идеологии, анализ организационной структуры и прочие нюансы я намеренно опускаю. НБП - на 99% эстетический, коммунитарный, милленаристский, "телесный" проект. Мысль в нем присутствует только тогда, когда она не тормозит действия, не мешает току взрывных эмоций. Процесс - важнее целей. Чувство несправедливости - острее любых идеологем. Будущее - актуальнее настоящего; собственно оно задает тонус и ценность жизни "здесь и сейчас". Партия - единственный арбитр и значимый социальный круг. Она "расплачивается" со своими сторонниками признанием, солидарностью, общением, "адреналином", чувством причастности "маленького человека" к "большой миссии". С партией у "бумера" появляется будущее. Не беда, что оно закапсулировано внутри самой партии и не имеет выхода на общество в целом. Это сейчас так, а в случае победы… Сбербанк будет сорван. Победа же - это легитимизация своего положения (как минимум, регистрация партии), "обналичивание" нарами и потом вырванных трофеев.

Как и в случае с "растиньяками", "бумеры" горизонтально подвижны внутри своего имиджевого ряда и совместимы с другими "бумерскими" проектами. Показательно, что СМИ, несмотря на очевидные, кулаками и бейсбольными битами подчеркиваемые различия между нацболами, скинами, фанатами, АКМовцами, евразийцами, православными и исламскими фундаменталистами, "бригадами" и прочими группами "силового прорыва" обычно валят всех в одну кучу. Общественное мнение при идентификации совершает ту же ошибку. К примеру, нацболы ни разу не были уличены в нападениях на иностранцев, иностранных студентов или представителей этнических диаспор, но молва продолжает заносить их в "черный список" патологических ксенофобов и шовинистов.[41] В ЖЖ даже новые дефиниции ввели: есть "фашисты", есть "фашысты" и "фошисты", есть "нашисты"… Поди разберись, кто тут травояден, а кто хищник, когда на клетке медведя фломастером написано "кролик".

Вывод: под "бумеров" нужно контркультурное Движение (с харизматическими лидерами, "исторически гулкими символами", ритуалами коллективных радений, доминантой аффективного поведения, упором на неформальные связи в противоречивой связке с элементами "военной демократии" и т.д.). Я бы добавил, что в отличие от классических социальных движений (рабочее, синдакалистское, антивоенное и др.) и тем более от движений "постматериального типа" (экологических, за права эмансипирующихся меньшинств, в защиту локальных интересов, стигматизированных идентичностей и др.), "бумерская" манера "двигаться" прототипом должна иметь Племя (вождь, волхвы, дружина, "мужики").

Космос-net

Самым массовым серийным производителем молодых "космонавтов" с начала перестройки были постмодернистская литература, музыкальные каналы и "арт-хаусное" (авторское, независимое, малобюджетное в духе "Догмы-95" Т. Винтерберга и Л. фон Триера) кино, программы международных студенческих обменов и стажировок, совместные волонтерские проекты западных и российских НПО, культурно-просветительские инициативы, знакомящие молодых россиян с житьем-бытьем за руинами железного занавеса, депровинциализирующие сознание и сеющие зерна "глобализации".

В 2005-ом и 2006-ом кто только ни брался за то, чтобы собрать урожай со всех этих посевов. Формат молодежных политических и гражданских организаций спешно перекраивался или камуфлировался под "сеть". Сетевые взаимодействия, отсутствие или "спрятанность" иерархии, театральный уклон, внимание к виртуальным и медийным "зеркалам", перенос диалоговых режимов live journal, интернет-форумов и чатов в практику клубных дискуссий, сближение с андеграундной и интернациональной артистической средой - все для того, чтобы чуждый любой догматике и прессующей организационной культуре "космонавт" чувствовал себя в родимой "неопознанной летающей тарелке". Как на дрожжах росли компактные экипажи, соревнующиеся в демистификации социального порядка, принудительной экспроприации символического капитала у бронзовеющей власти и декоративной оппозиции, высмеивании архаических предрассудков общественного мнения. Подавляющее большинство их акций, символических жестов, текстов не ставили целью изменение реальности, а следовали обходной логике гельмановского проекта "Россия-2".[42] Они "разжимали" семиотизированное социальное пространство, реинтерпретировали реальность, моделировали "альтернативные зоны", то есть проводили эксперименты с формами межличностной связи, действовавшими "поверх" реального "расклада сил" (осуществляли своего рода "гоблинский перевод"), "поверх" повседневности с ее "железобетонной" арматурой власти и подчинения, курьезами административного рынка и т.д. Эти связи, пульсируя, образовывались между членами виртуальных community, участниками выплеснутых на площади художественных постановок, уличными акционистами. Их длительность определялась хронотопом какого-либо конкретного события (перфоманса, хэппенинга, акции, флэш-моба) или проекта. Затем - все складывалось на манер парашюта. Фланирование между реальностью и гиперреальностью, запуски симулякров с их последующим разоблачением, ироническое остранение, "метания помидоров" и бесплатная раздача апельсинов - органичны для "космонавта", поскольку имитируют его зыбкое, номадическое, мультимедийное состояние.

Под этот типаж не создавали "глубоко эшелонированных клеток", наподобие "Наших", "Новой цивилизации", НБП. Чем многолюднее тусовка, тем вероятнее, что "космонавт" запустит свой стартовый двигатель, дабы перескочить на следующую орбиту. Мания инноваций, чуткость ко всему "продвинутому", презентация себя "человеком без свойств", открытого всем свойствам одновременно, делают этот тип самым интеллектуальным, креативным, но крайне ненадежным, капризным союзником. Его тошнит от колонн, маршей, дисциплины, принуждения, прописанных обязательств.[43] Это не значит, что у него нет запроса на "чувство локтя", коллективное действие, "мышление вслух", сопереживание. Напротив, оторванный от своих "корневых общин", порастерявший на пути эмансипации эмоциональную связь с "близкими по рождению", "космонавт" крайне нуждается в чуткой и отзывчивой среде. Но… Как "искушенный потребитель", он крайне привередлив в выборе "форм общества и общения" и тщательно следит за тем, чтобы не попасть в "крепостную зависимость" от взятого напрокат "социального тела". Ему по душе открытые, игровые, неформализованные пространства. Его влекут те, кем он не является, на которых он не похож. Ему в кайф необременительные, скользящие контакты с себе подобными.

Оптимальный формат для "космонавта" - открытая Сеть, допускающая "провайдерство" и "модерацию", но наотрез отторгающая цензуру, контроль, жесткие идентификационные рамки. Существенный признак "космических" сетей - их заведомо временный (проектный), подчиненный конкретному поводу (проблеме, цели) характер.

Ушель-цзы

Последняя оставшаяся группа - "ушельцы". Чтобы охарактеризовать и подчеркнуть древность одеваемых ими "социальных хламид", приведу пространную цитату из эссе Игоря Аверкиева: "Российский человек, как и все прочие люди, остро ощущает унижение своего человеческого достоинства, в нем все кипит, когда он сталкивается с произволом власти. В веках он выработал свои моральные нормы, помогающие ему сопротивляться произволу и унижению. Одна из таких норм - "право на побег". "Право на побег" как право уйти, отвернуться от произвола, причем "произвольщик" не может не считаться с этим "правом". Побег как признаваемая всеми форма протеста против произвола и унижения. Отсюда официальный "Юрьев день", официальные "государства беглых" в лице "Запорожской сечи" и прочих казацких вольниц. У российского человека, в отличие от европейца, всегда было куда бежать и в смысле географии, и в смысле просторов "внутреннего мира" /…/ "Побег от плохого начальства с работы ("летуны" в советское время). Побег от несправедливой организации и оплаты труда в лень, в низкую производительность труда ("они делают вид, что платят, мы делаем вид, что работаем"). Современный побег в криминал от несправедливостей жизни. Побег от произвола внутрь себя: в религию, в отрешение от мира, в монашество, в сторожи-дворники, "в народ". Побег советской инакомыслящей творческой элиты в дачные поселки. Наконец, эмиграция диссидентов /…/ Как не странно, многие эти варианты "побегов", хоть и не нравились власти, но, так или иначе, признавались ею, или, как минимум, власть на них закрывала глаза. "Право на побег" у нас реальное моральное право, то есть, почти общепринятое. В советское время бежать от произвола власти особенно было некуда, но для "внутренних беглецов" существовали "специальные профессии" (кочегары, сторожи, дворники, разнорабочие в геологических партиях и т.д.), в которых "беглецам" позволялось работать и где их, в общем-то, не трогали. Элементы подобного "права" существуют и в других обществах, но там это именно элементы, в России же - явление, архетип".[44]

Существует специфика "молодежного побега". Она обусловлена тем, что "убегать", собственно говоря, неоткуда и некуда: неоткуда, поскольку молодежь - это социальный слой, толпящийся у входа в систему разделения труда и взрослой жизни без флаеров и скидок; некуда, поскольку технологии современного контроля, при всем их несовершенстве, позволяют накрывать практически все населенное пространство, включая самые что ни на есть периферийные зоны. "Нас не догонят", - уверяют "Тату". Лукавые девочки. Ваше бегство - часть "Матрицы". Тщательно, любовно, с калькулятором прописанная часть.

Молодежные субкультуры, условно взорвавшие мир в 1968-м, ныне окончательно коммерциализировались, потеряли критический запал и исправно исполняют роль "громоотвода". Вместо языка сознания или переживания кризиса они превратились в ловушки забвения и высокоточные маркетинговые залпы легкой промышленности (мода, развлечения, экстрим с ремнями и подушками безопасности). Ни проколотые в трех местах уши, ни волосы, крашенные в "кислотные цвета", ни радикальный "прикид" уже не являются четкими маркерами нонконформизма и трансгрессивности. Разве что военкомовский психиатр по старинке запишет в учетную карточку что-нибудь про "акцентуацию личности" или ее "перверсии". А так - делай что хочешь: слушай "готику", клубись на Казантипе, пыхай каннабисом на растаманском джеме, маши деревянным мечом с "ролевиками" и "толкиенутыми". У современного общества, даже такого консервативного, архаичного, агрессивного к безобидным формам инаковости, как российское, хватает ума, чтобы не поддаваться очередным "моральным паникам" по поводу таких проявлений молодежного протеста. Они даже косвенно поощряются. Но только в специально отведенных для этого местах - зонах контролируемого безумия, самозабвения, транса (клуб, стадион, концертный и спортивный зал, танцпол, "фестивальная поляна" и др.).

Как оказалось, неформальные лидеры отдельных контр- и субкультурных практик, взрослея, не прочь капитализировать свой авторитет, обменяв шаткую независимость на реальные бонусы, которые приносит интеграция в какой-либо крупный полит-педагогический (растиньяковский) или радикально-политический (бумерский) проект: скины и панки могут симпатизировать НБП, национал-патриотическим группировкам, радикально-экологическим, анархистским и антиглобалистским движениям; на "Наше" дело готовы сдать свои мускулистые тела часть легионеров из фанатских фаланг; отдельные "группы исторической реконструкции" рукоплещут политикам, обещающим реконструировать интересующий их период в полном объеме. Правда, чаще всего подобная сдача авторитета внаем - журналистская "липа": коллаборационизм в "ушельской" среде карается по всей строгости субкультурного канона. Шпагу над головой не сломают, но и руки не подадут, отзывая подаренные "феньки", "обнуляя" репутацию и распространяя слух о "грехопадении".

По понятным причинам эти ограничения не распространяются на практику участия в разного рода внесистемных политических и квазиполитических движениях. И "новые левые", и "ультра-патриоты" сумели "внедриться" в существующие и создать собственные неформальные пространства, куда по закону больших чисел постепенно засасывается значительный сегмент субкультурных кочевников. К примеру, с "новыми левыми" осознанно ассоциируют себя лидеры рок-групп, играющих "альтернативу",[45] ряд издательств, книжных магазинов и клубов, выпускающих или распространяющих модную литературу, видео, DVD, проводящих субполитические дискуссии и "сейшены" (Гилея, Фаланстер, Час Ч, Ультра.Культура, Ad marginem, клуб Джерри Рубина и др.), творческие группы, производящее экспериментальное и радикальное кино (фестиваль сверхлюбительского, радикального и экспериментального кино "Stык",[46] "Свои 2000", замершее движение "ЗАиБИ - За Анонимное и Бесплатное Искусство"), художники, занимающиеся нефигуративным искусством, арт- и медиа-критикой (http://www.mediaartlab.ru, www.getto.ru, http://dxlab.org/ru), лаборатории тактических медиа (проект видеодокументации социальных акций http://www.indyvideo.by.ru Дмитрия Моделя сотоварищи; русскоязычная версия международного проекта IndyMedia http://www.russia.indymedia.org Влада Тупикина и Утэ Вайнманн).[47]

Тем не менее, большинство "ушельцев" не так-то просто "развернуть" на активное участие в жизни того самого общества, из которого им хочется "слинять" на время или навсегда. Из всех социальных форм, они, как правило, избирают "модель герметичной тусовки", в которой "практика стилизации потребления" (музыки, кино, одежды и др.), ритуализации общения, символического обмена и т.п. превалирует над жаждой социального самоутверждения. Вместо обмена апперкотами с Системой и ревниво опекающих ее репрессивных органов, "ушельцы" погружены в себя и ту констелляцию межличностных отношений, которая кропотливо творится, придумывается ими "из ничего".

Резюме: "ушельцам" - субкультурные заповедники, чья основная функция - производство альтернативной идентичности (неструктурированные отношения по типу контактных и дружеских кругов с внутренней мифологией, текстами и вещными артефактами, неформальными кодексами поведения, телесными практиками и др.) и создание "убежищ".

Вернемся вновь к теме "призыва". Не такая уж невостребованная эта современная молодежь. На ее мобилизацию, де(-мо-)билизацию и "скульптурную обработку" работает множество групп интересов, лишенных власти и влияния в настоящем, но стремящихся получить их в будущем. Доступные нынешним студентам и подросткам возможности самореализации, образования горизонтальных связей и сетей обмена, развлечения и получения знаний - все на порядок выше, чем у предшественников.[48] К услугам поколения - сотни разноцветных политических, гражданских, социальных, культурных объединений, средства коммуникации, упраздняющие время и расстояние, колоссальный архив исторического опыта, расфасованный и готовый к переосмыслению, электронный и туристический доступ к инновационным практикам сверстников, живущих в странах "золотого миллиарда". Более того, какие б зловещие сказки ни рассказывали про "кремлевскую диктатуру", "олигархат", "вашингтонский обком", в стране формально наличествует (пусть и в "обесточенном", стерилизованном виде) полный джентльменский набор "взрослых" демократических институтов (партии, парламент, суды, СМИ, муниципалитеты, профсоюзы и т.п.), которые после починки и запуска всегда можно превратить в инструменты реализации своей воли. Большинство из них "сшиты на вырост" национального организма и ждут своего часа, чтобы быть снятыми с "вешалок" гражданской пассивности и узурпации власти.

Однако, несмотря на все это богатство, молодые россияне не спешат пускать его в ход - бороться за права и свободы, продвигать свои ценности, кооперироваться по интересам, брать ответственность за "свое время". Как их только не тормошили, чем только не соблазняли… Но стоит "раздражителям" отойти в сторону, заданный импульс гаснет как спички фабрики Балабанова. Остается чесать затылок: ну должно же быть хоть какое-то остаточное брожение, какие-то - пусть чахлые, наивные, неумелые, но порывы к социальному зодчеству, вступлению в права собственности на государственные активы, защите прав, полученных предками ценой страшных ошибок, лишений, потерь…

На месте долгожданного поколения - "черная дыра". Крикни "ау!" - эхо не вернет. Может оттого, что кричат в толпу, а не выкликают по имени?

Далее
К началу текста


[22] В противопоставлении "нормальной" и "девиантной" молодежи, часто встречающемся в публицистике на молодежные темы, проглядывается различие между двумя типами мотивации - "статусно-распределительной" (главное - семья, душевное равновесие, прочная позиция на рынке труда, "лады с окружающими" и др.) и "достижительной" (на первом плане - карьера, знаки отличия, личностный рост, индивидуальность). Поскольку "нормы" сейчас задают группы, занятые извлечением административной ренты ("пилите, Шура, они золотые!"), "нормальная молодежь" - та, что молча принимает правила статусно-распределительных игр. (вернуться)

[23] Дубин Б. Поколение. Социологические и исторические границы понятия // Дубин Б. Интеллектуальные группы и символические формы. М. 2004, С. 53. (вернуться)

[24] "Ты идешь по улице. Менты в серых армяках. Мятая толпа ментов. Тычут в грудь дубинкой. "Регистрация есть?" "Где регистрация?" "Билет есть? Когда приехал?" "Что здесь делаешь?" "Где штамп о прописке?" "Почему не в армии?". Облавы на иногородних, на призывников, на кого угодно, от кавказцев до белокурой Василисы из Вологды. И на тебя - тебя выдает твоя молодая рожа. Шмон. "К стене! Руки за голову!" "Ложись, сука!" - полная программа унижений. Повод: твоя молодость. С твоей юной физиономией ты далеко сияешь как краснокожий ацтек среди оливковых и белых испанцев. Молодой - значит неблагонадежный. Молодой и экстремист - синонимы. Молодой - значит фашист, коммунист, дезертир, призывник. Гражданин должен быть пожилым, потертым, потрескавшимся, морщинистым, бабушкой или ребенком. Тогда он благонадежен. Тогда на нем не задерживаются глаза работников правоохранительных органов. Для государства было бы удобно, если бы все граждане были стариками и функциональными инвалидами, но так чтобы у одного остались руки - на станке работать, у другого глаза - зачитывать нужные государству тексты, у следующей категории были бы только ноги - бежать по поручениям чиновников. Что, слишком гротескно? Да, гротескно, но отвечает духу Российского гребаного государства в первый год XXI века. Здоровые и молодые люди ему не нужны. Их спешит сбагрить в тюрьму и в армию. РФ агрессивно антимолодежное государство" - Э. Лимонов. Другая Россия. Лекция третья "Самый угнетенный класс" // http://nbp-info.com/new/lib/lim_anotherrus/04.html (вернуться)

[25] Дубин Б. Поколение. Социологические и исторические границы понятия // Дубин Б. Интеллектуальные группы и символические формы. М. 2004, С. 47. (вернуться)

[26] Дубин Б. там же, С. 50. (вернуться)

[27] Предпринимались, но пока не привились попытки запустить идеологему "путинского поколения": "В России во время Путина (2000-2005 гг.) выросла и окрепла прослойка молодых и относительно молодых людей (в возрастном диапазоне примерно между 25-33 годами), которая добилась успеха. Кто-то сумел раскрутить бизнес (некоторые вплоть до того, что стали миллионерами), кто-то сделал карьеру на государственной службе или в частных структурах, кто-то добился признания в некой творческой профессии и т.д. Их уровень жизни в целом выше среднего по стране или хотя бы соответствует ему, что уже немалое достижение, учитывая возраст. Можно их называть "российскими яппи", "молодым средним классом" и еще много как, но все эти определения будут неполными, неадекватными. Я предпочитаю "путинское поколение", оно еще более размытое, но зато отражает временной отрезок, на который пришелся взлет. А это довольно существенно" - Виталий Иванов. Baby-boom // www.russ.ru , 23.09.2005. (вернуться)

[28] Феномен молодежного лидерства и его присутствия в массмедиа чрезвычайно любопытен. Непосредственно после "украинских событий" достаточно было объявить себя лидером некоего виртуального молодежного сообщества, чтобы получить право публичного высказывания в СМИ. Питерская группа "Идущих без Путина", состоящая из 5-6 человек, по частоте упоминаний в прессе едва ли не "перекрывала" орды "Идущих вместе". Число мистификаций (свыше десятка разноцветных "Пор" и др.), разыгранных на ниве молодежной политики как властью, так и оппозицией, "самоскопило" эту сферу и сделало пародией на пародию взрослой политики, едва ли не исключительно происходящей в зоне политической рекламы и пропаганды. (вернуться)

[29] Я не имею в виду каких-то конкретных "заказчиков" - персоны, организации или "силовые центры". Под "призывными пунктами" подразумеваются сконструированные социальные поля, детерминирующие индивидов в ценностных и целевых ориентациях, поведении, формате коммуникаций и т.п. С некоторой долей условности конфликт установок "космонавтов", "растиньяков", "бумеров" и "ушельцев" допустимо представлять как столкновение глобальных парадигм "традиционного общества", "модерна", "контрмодерна" и "постмодерна". (вернуться)

[30] "Участники нашей игры не за партой, а в реальной, хоть и смоделированной взрослыми жизни, учились современной экономике, политике, разбирались, как работает эффективное Государство, овладевали искусством менеджмента, закаляли характер в самых настоящих приключенческих экспедициях. За 10 лет участниками "Новой цивилизации" стали более миллиона мальчишек и девчонок, юношей и девушек, работников образования и молодых лидеров далеко не школьного возраста" - http://www.newcivgroup.ru/about (вернуться)

[31] См. реплики А. Ермолина в интервью на радио "Эхо Москвы", в передаче "Активизация молодежных движений в России" (18.05.2005) // http://www.echo.msk.ru/programs/exit/36488; Притворное "незнание" по части закромов, из которых по сусекам наскребли "Наших", проявляет автор маргиналий к книге П. Данилина ("Новая молодежная политика") Михаил Кордонский: "Похоже, что "Наши" - добротный, высококачественный проект возрождения системы молодежных клубов на основе советского опыта. Где он разрабатывался и кем, мы не знаем. Но в только что начавшейся реализации видна рука мастера (группы мастеров)" // Кордонский М. "Наши" как социально-педагогический проект // http://www.russ.ru, 03.02.2006. (вернуться)

[32] "Наши", скауты Ермолина, стипендиаты Потанина, СКМ, члены Союза молодых юристов, "молодогвардейцы", члены молодежных парламентов, функционеры студенческих профсоюзов - при всех идейных противоречиях и "прописках" на жилплощади той или иной влиятельной группы интересов между этими ребятами есть какой-то зримый "пиджачно-галстучный консенсус". (вернуться)

[33] Опять же, процитирую А.Е. Ермолина: "Сможет ли кремлевская администрация создать сильное молодежное движение? Если за это возьмется лично Владислав Сурков, то да. Энергетика и технологичность ума этого человека мне хорошо известны. Организационные ресурсы власти сегодня почти безграничны. "Застроить" под этот проект бизнес - тоже не проблема". ("О Кремле и молодежи" - http://www.newcivgroup.ru). С "энергетикой и технологичностью ума" нынешнего главы президентской Администрации г-н Ермолин познакомился в бытность последнего главным пиарщиком ЮКОСа. (вернуться)

[34] Поведение РСПП (Российского Союза Промышленников и Предпринимателей) во время кризиса вокруг ЮКОСа как жирный крест на идее "хартии вольностей" финансово-промышленных баронов. Крупный бизнес, скрипя зубами, нехотя перешел в режим поднесения яиц (Фаберже). (вернуться)

[35] См. статью В. Иноземцева "Власть как бизнес" // Политический класс, №12, 2005: "В России, где демократические традиции отсутствуют, а жажда личного финансового благополучия выступает - будем откровенны - единственным побудительным мотивом значительного числа людей, хоть сколько-нибудь проявляющих свою инициативу, ситуация еще более драматична. Сырьевая специфика экономики и этатистская традиция в общественной жизни делают бизнес зависимым от власти в гораздо большей степени, нежели, например, в Соединенных Штатах. Близость к власти в путинской России становится залогом не столько успеха бизнеса, сколько его элементарного выживания. В такой ситуации представители власти не покровительствуют бизнесу, результатами которого стремятся (или надеются) воспользоваться в перспективе; они непосредственно вовлекаются в бизнес, становятся бизнесменами и действуют уже не столько как государственные чиновники, оглядывающиеся на интересы корпораций, сколько как корпоративные менеджеры, получившие возможность использовать государственную власть с целью обеспечения монополии для собственных компаний, подавления конкуренции или получения государственных субсидий, преференций или особых условий хозяйствования" (вернуться)

[36] "Социологи и руководители рекрутинговых агентств отмечают, что число молодых людей, стремящихся добиться высот в бизнесе, постепенно сокращается, в то время как число будущих чиновников (желательно - высокопоставленных) растет опережающими темпами. И это логично, потому что уровень доходов в этих сферах постоянно сближается, в то время как уровень риска несопоставим: в чиновничьей среде при соблюдении внутрикорпоративной этики он вообще близок к нулю" - Полухин А. Превед, бюджед! // Новая газета, № 63, 21.08.2006. (вернуться)

[37] Из манифеста "Наших" (http://www.nashi.su/). (вернуться)

[38] Эдуард Корнеев в статье "Педократы на марше!" на примере "пермского рейда "Наших" (обвинение пермского губернатора Олега Чиркунова в потакании неофашистам) жестко критиковал возню с политическими бэби-бумерами, предостерегал, что это может кончиться движением хунвэйбинов и "духовной педократией", описанной в "Вехах" 1909 года философом Сергеем Булгаковым (http://www.apn.ru, 15.02.2006). (вернуться)

[39] "limen" - в терминологии этнолога В.Тернера (кн. "Символ и ритуал") - "человек порога"; лиминальный статус молодежи - изобретение эпохи модерна, в которой полноценная социализация молодых людей предполагает овладение суммой базовых знаний (читать, писать, считать…) и социальных навыков (синхронизация режимов дня и др.); в традиционных обществах лиминальный статус "выдается" на краткий срок прохождения ритуальной инициации при переходе с одной позиции на другую. (вернуться)

[40] "Семья, верно, чувствует, что национал-большевизм выводит человека на новую жизненную орбиту, вселяет в него слишком необыкновенные чувства, чтобы продолжать наслаждаться обыкновенными семейными радостями. Уж лучше водка и бабы (в промежутках между выполнением семейных обязанностей), чем революция - рассуждает семья. Пусть ему (сыну, мужу, брату) лучше разобьют башку в пьяной драке, чем "заметут" на пикете. Расчет верен: в первом случае он вернется в семью с чувством вины, поджав хвост, что и требуется. На примере наших бывших товарищей мы видим это очень отчетливо. Семья давит и на тех, кто проявил стойкость" - Э. Лимонов. Другая Россия. Лекция первая "Монстр с заплаканными глазами: семья" // http://nbp-info.com/new/lib/lim_anotherrus/02.html (вернуться)

[41] Ксенофобский дискурс, безусловно, присутствует в риторике НБП, но образ врага в нем значим не сам по себе (и потому - выполняет роль переменной), а как средство воспроизводства непрерывной мобилизации, поддержания пассионарного накала, "сплоченности рядов" и др. Атаки на "режим Путина", НАТО, представителей международных финансовых институтов в данном случае носят демонстративно ритуальный характер. Их подлинным адресатом выступает не столько общественное мнение или "объекты ненависти", сколько сами национал-большевики. (вернуться)

[42] Марат Гельман. Журнал-каталог "России-2": "Россия-2" существует в географических границах РФ, но более демократична, интернациональна, настроена на исследование пограничных тем и не замкнута в рамках официально допустимого. Она занята обычной для художника работой - проектированием будущего, не зависимого от "здесь и сейчас". В свою очередь, цель художественного проекта "Россия-2" - найти нужную частоту и собрать на ней (в разных форматах - интернет-портала, выставки, литературного сборника, встреч, перформансов) проявления этой другой России" // http://www.gif.ru/themes/culture/russia-2/marat-text (вернуться)

[43] Закону, как норме, претендующей на вечную актуальность, "космонавт" предпочитает норму контракта, то есть - "закона на время", регламентирующего связь с группами проектных партнеров. (вернуться)

[44] Аверкиев И. Зачем человеку права человека // http://www.prpc.ru/averkiev/040408.shtml (вернуться)

[45] "Альтернативность" в данном случае определение довольно условное, учитывая всеядность музыкального рынка и довольно просторный формат "политкорректности" на музыкальных радиостанциях. Однако можно отметить как тенденцию возрождение социально-протестных интонаций в рок-музыке (Арефьева и "Ковчег", "Король и шут", "Зимовье зверей", "Запрещенные барабанщики", "5ницца", "Звезда Полынь"), "политизацию рэпа" ("Sixtynine", "Каста", Дельфин и др.), рост популярности oi, ska с политизированным или гражданским подтекстом и др. (вернуться)

[46] http://www.styk.nm.ru (вернуться)

[47] Прошу прощения у названных институций и людей за перечень через запятую (да еще и в разделе об "ушельцах"). Острота противоречий между протагонистами "левой сцены" ставит под вопрос ярлык "новые левые". За ним нет никакой общей организационной (партии, движения) или идеологической структуры, но есть читающая, дискутирующая, знающая друг друга в лицо публика. (вернуться)

[48] "Из-за привычной виктимизации молодого поколения мы можем просмотреть уникальность современной социальной ситуации в России, которая характеризуется явлением новой молодежи, уже при молодости своей заполучившей свое будущее в полном объеме и с правом полного его использования. Молодежи, социальное бытие которой определяется не привычной и ожидаемой "нехваткой" и скудностью социальных ресурсов, а наоборот - их полнотой и даже избытком. Поколение, которому не нужны красочные реликты субкультур молодежного протеста и молодежного страдания. Поколение, которое нуждается только в технологиях использования имеющегося набора ресурсов, а не в благородных практиках отказа от чего-либо или борьбы за что-либо" - Шмидт С. Ювенильная лужа. Заметки о победившей в России молодежной революции // http://www.russ.ru, 23.10.2005. (вернуться)
 
Главная О проекте Новости проекта Разработки по темам Пилотные площадки Альманах Ваше участие в проекте