Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Другой взгляд



ТЕРАКТ В ЦАРСТВЕ ХЕРУВИМОВ

 

Сложно говорить о серьёзном. Слова выходят плоскими, покрытыми пылью, и стыдно до пунцовых пятен. Однако говорить надо. Ведь брать душонку и тыкать её в жуткое, неподъёмное, неочевидное не всегда право, иногда обязанность, иначе воцарится легковесность, в которой пустота, что пострашнее этого мира. Листая ленту Фэйсбука, просматривая новостные сюжеты, вчитываясь в комментарии людей, я ловил себя на древней мысли: «Как остановить кровопролитье?». Потом я набрёл на высказывание Дарьи Вершининой:

 

«Сегодня в ленте не раз видела посты про то, что европейцы сами виноваты, а потому они пожинают плоды своей толерантности.   Я не знаю, как решить проблему терроризма, но я знаю, что поддаваться ненависти и злобе нельзя. У толерантности не должно быть границ, и только в любви к разным людям и в принятии Другого есть слабая надежда на свет в конце тоннеля. Пусть даже она будет только в моей душе».

 

Во всём этом угадывается давняя христианская мечта преодолеть извечное противостояние Царства Божьего и царства Кесаря. Ощущение, что в Западной Европе пытаются построить первое, охватило. Но если Христос говорил: « Царство Моё не от мира сего» и даже: «Царствие Божие внутри вас…», то европейцы попытались его воплотить. Попытка сделать частное общим, а экзистенциальное коллективным, вылилась в идеологию свободы и толерантности. И конечно, как любая идеология, она вступила в противоречие с естественностью. Принцип – относиться к ближнему так, как хочешь, чтобы относились к тебе, равно как и постулат «возлюби ближнего» (пусть и шагнувший к «возлюби Другого»), вдруг перекочевали с высот духа, доступных немногим, во всеобщую повинность. Фраза: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей», – была забыта. В воздухе повеяло гордыней. На ум пришли слова Игоря Губермана:

 

«Возглавляя партии и классы,

лидеры вовек не брали в толк,

что идея, брошенная в массы -

это девка, брошенная в полк».

 

Собственно, это и случилось с Европой, с той лишь разницей, что пострадала не одна «девка», досталось и «полку». Господствующая идея расправилась не только с культом маскулинности, но и спилила клыки естественной пассионарности, вышвырнув её за пределы нормы. Так «хищники» превратились в тигра Амура, а окружающий мир в бодливого козла. Этим не преминули воспользоваться те самые Другие, не обременённые рефлексией и прекрасно чующие слабость. Запад попал в капкан. Его можно сравнить с тупиком, в котором оказалась Россия, став Советским Союзом (у нас строили «царство божие» в виде коммунизма, у них всё ещё строят «царство божие» в виде «универсальных прав человека и толерантности»). В том и другом случае произошло колоссальное сужение безбрежного. Образ человека, как существа двойственного и способного в равной степени на доброе и злое, исчез. Его заслонил образ херувима – всепрощающего, любящего, понимающего и помогающего. Орды варваров хлынули в его объятия, испытывая на прочность людское идолопоклонство и искусственные «скрепы». Отсюда теракты, сексуальное насилие, бунты, разбои, грабежи. И, разумеется, непонимание, что с этим делать. Ветхозаветный принцип справедливости – око за око, зуб за зуб, без которого невозможно существовать в царстве Кесаря, разлагается на обочине. Новый же принцип – новозаветный, когда всё по «милости и любви», здесь оказался бессилен. И то ли нужно возвращаться к справедливости и самим себе, то ли веровать дальше, рискуя кончить дни на арене Колизея, где новые хищники будут терзать очередную травоядную плоть, на этот раз – европейцев. На шахматном языке это положение называется цугцванг – правильный ход в принципе невозможен, но делать его надо. Вопрос лишь в том, кто в итоге получит мат: человек или херувим.

 

Павел Селуков

18.07.2016 г.