Пермская гражданская палата - Наши авторы

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


 

Игорь Аверкиев

Версия для печати

20 марта 2013 года

 

 

«Ледяная Голландия» как начало системного кризиса в «пермском культурном менеджменте»

или

Почему администрация Перми не знает и, к сожалению, не может знать,

когда будут выплачены долги создателям «Ледяной Голландии»

 

18 марта состоялась встреча авторов и непосредственных исполнителей «Ледяной Голландии» с заместителем главы администрации Перми Алексеем Грибановым и начальником городского департамента культуры Вячеславом Торчинским, на которой предполагалось окончательно разобраться с тем, кто и когда отдаст долги скульпторам, рабочим и субподрядчикам «Ледяной Голландии». Но разобраться не получилось.

 

Кроме чиновников, во встрече приняли участие: Владимир Гурфинкель – художественный руководитель «Ледяной Голландии», Всеволод Аверкиев – автор «Ледяной Голландии», Рустам Исмагилов – скульптор, два представителя субподрядчика – ООО «Сертификация образования» и я в качестве заинтересованного наблюдателя.

 

Чтобы понять, в чём именно и почему «не получилось разобраться», нужно знать следующее:

 

Для создания «Ледяной Голландии» была сформирована (то ли стихийно, то ли специально) следующая «управленческая цепочка»:

 

Департамент культуры администрации города Перми

(распорядитель 36 бюджетных миллионов, предназначенных для возведения и эксплуатации «Ледяной Голландии»)

\/

 Муниципальное автономное учреждение Агентство социокультурных проектов

(заказчик «Ледяной Голландии»)

\/

ООО «Агентство стратегических коммуникаций «Практика»,

как я понял, дочерняя компания «Пермской ярмарки»

(подрядчик «Ледяной Голландии»)

\/

ООО «Сертификация образования»

(основной субподрядчик, отвечавший за возведение «Ледяной Голландии»)

\/

Скульпторы, рабочие, транспортные, строительные и прочие организации

(непосредственные исполнители «Ледяной Голландии»)

 

Финансовая и логистическая эффективность и коррупционная безопасность такой длинной «цепочки» в таком краткосрочном и финансовоёмком проекте – всецело на совести тех, кто её создал. Но, в любом случае, чтобы деньги из городского бюджета дошли, например, до скульпторов или заготовителей льда, им нужно пройти, как минимум, через 7 банковских операций, а над каждым непосредственным исполнителем в «Ледяной Голландии» было, как минимум, 4 начальствующих организации (+ мэр, губернатор и проч.), считающих своим долгом внести свою распорядительную лепту в этот самый общественно значимый проект зимы 2012-2013 годов.  

 

В результате конкурса, «умело» проведённого Агентством социокультурных проектов (всего два участника, один из которых неожиданно снялся с конкурса), подряд на возведение «Ледяной Голландии» получила ООО «Практика», организация, не имеющая никакого опыта возведения ледовых городков. Чтобы справиться со свалившимся на неё «счастьем», ООО «Практика» наняла ООО «Сертификация образования» - организацию, хорошо зарекомендовавшую себя на последних «Белых ночах» и специализирующуюся на работе с художниками и возведении арт-объектов (необычное название от того, что изначально она занималась организацией детских лагерей).

 

Впоследствии именно ООО «Сертификация образования» стала удобным для пермской администрации и ООО «Практика» «козлом отпущения» - непосредственно заключая договоры  с исполнителями, но не получая вовремя и в полном объёме средств от верхних участников «цепочки», «Сертификация образования» оказалась на пике всех конфликтов. Чтобы возведение городка не остановилась из-за неплатежей, «Сертификация образования» взяла кредит и уже из этих заёмных средств частично расплачивалась с исполнителями или под свою ответственность договаривалась с ними об отсрочке платежей. Сейчас часть организаций-исполнителей, отчаявшихся получить заработанное, подали на «Сертификацию образования» в суд.

 

По словам Вячеслава Торчинского, непосредственно на возведение «Ледяной Голландии» предполагалось потратить 29 из 35,8 бюджетных миллионов, выделенных на реализацию этого проекта  (остальное - на эксплуатацию, охрану, демонтаж и тому подобное). По его же словам, на сегодня из городского бюджета подрядчику ООО «Практика» перечислено 24,7 миллиона рублей. Оставшиеся 4 с небольшим миллиона рублей представители городской администрации обещали перевести в течение этой недели, то есть до 24 марта. И это при том, что со времени возведения «Ледяной Голландии» прошло уже два с половиной месяца, а со времени завершения всего проекта (демонтажа) – полмесяца.

 

Несмотря на все эти выплаты (если они были), «Сертификация образования» на сегодня  недополучила от подрядчика ООО «Практика» около 8 миллионов рублей. Соответственно, несколько десятков пермских скульпторов и рабочих недополучили более половины причитавшейся им зарплаты и, кроме того, всё ещё не оплачены работы по производству и доставке льда для «Ледяной Голландии», которой уже нет. Деньги застряли где-то в «Практике» или в Агентстве социокультурных проектов, или между ними.    

 

На позавчерашнем совещании у заместителя главы администрации Перми Алексея Грибанова и предполагалось собрать всех участников «цепочки», чтобы окончательно понять, кто кому и сколько должен, и когда состоится, наконец, окончательный расчёт всех со всеми. Но «очной ставки», на которую так рассчитывали авторы и непосредственные исполнители «Ледяной Голландии», так и не получилось – то ли из-за хитрости представителей администрации, то ли из-за их неспособности контролировать процесс - на совещание просто не пришли руководители основных, наряду с мэрией, фигурантов «ледяного дела»: ООО «Практики» и Агентства социокультурных проектов. В результате начальник городского департамента культуры Вячеслав Торчинский всего лишь спел привычную песню о том, что во всём виновата «Практика». При том, что руководители «Практики» в частных беседах столь же привычно винят во всём мэрию. Собственно говоря, все эти три месяца пермская мэрия и ООО «Практика» так и жили, поочерёдно встречаясь с непосредственными исполнителями и спихивая друг на друга вину за невыплаты. Вместе же собрать их для ответа на все вопросы пока никому не удавалось. А, между тем, долги, конфликты и репутационные издержки для Перми и её руководства всё множатся и множатся.

 

В результате Алексей Грибанов и Вячеслав Торчинский пообещали, что оставшиеся средства они перечислят уже на этой неделе, но на вопрос скульпторов и представителей «Сертификации образования» гарантирует ли администрация Перми, что её подрядчик ООО «Практика» погасит все долги по оплате исполнителей – представители городской власти только развели руками.

 

Договорились, что если до понедельника, 25 марта, долги перед «Сертификацией образования» и непосредственными исполнителями не будут погашены, все снова соберутся в кабинете заместителя главы администрации Перми, но на этот раз Алексей Грибанов и Вячеслав  Торчинский всё-таки обеспечат участие в совещании руководителей Агентства социокультурных проектов и ООО «Практика».

 

***

 

Разбираясь во всей этой истории, мне довелось узнать много интересного: 

 

1.

Тотальное финансовое и логистическое неблагополучие проекта для непосредственных участников стало очевидным с самого его начала - ещё в начале декабря, когда со всей страны в Пермь съехались лучшие мастера ледовой скульптуры. (Кстати, собрать удалось действительно лучших из лучших. Например, в возведении главного объекта «Ледяной Голландии» - «Рождественского собора» - участвовали профессора-скульпторы из знаменитых питерских художественных вузов: «Мухинки» и Академии имени Репина).

 

6 декабря несколько десятков скульпторов пришли на пермскую эспланаду создавать «Ледяную  Голландию», но ближайшие две недели нормально работать им так и не пришлось. Из-за некачественного льда на несколько дней прекратилась его поставка. Вместо десятка кранов, необходимых для обслуживания шести скульпторских бригад, на площадке было всего два. В первую неделю на строительстве «ледового города» просто не было воды (муниципалитет с подрядчиком всё не могли организовать подключение к местному гидранту) - скульпторы бегали с вёдрами и кастрюлями за водой в соседнюю блинную. Скульпторам не был выплачен обещанный аванс (оправдываясь, представители мэрии почему-то посчитали аванс какой-то прихотью, почти роскошью). Сроки катастрофически срывались (для оправдания задержки и «отвода глаз» чиновники мэрии придумали сказку о плохих погодных условиях). Весь декабрь каждую копейку скульпторам и другим исполнителям приходилось выбивать скандалами, протестами, забастовками. Причём денег не хватало не только на зарплату, но и на доставку льда, аренду техники и многое другое. Потом начался аврал, со всеми его побочными эффектами.

 

Но на публику свои проблемы творческие люди не выносили, поскольку, с одной стороны, самые разнообразные начальники им каждый день что-то обещали и иногда какие-то крохи выплачивали, а, с другой стороны, постоянно предупреждали: начнёте «гнать волну» – вообще ничего не получите. С пермскими скульпторами – всё ещё проще: срабатывало сакраментальное: «нам здесь жить», в том смысле, что муниципалитет – один из основных заказчиков для пермского художественного люда. Все терпели.

 

Но ничьё терпение не вечно. Неделю назад невидимые дамбы «Ледяной Голландии», наконец, прорвало. Терпение художников лопнуло - они стали говорить. Если бы они сделали это ещё в декабре, проблем и издержек было бы гораздо меньше.

 

2.

Странная проверка городской Контрольно-счётной палаты «выявила недостачу» одной ледяной «Мельницы», одного снежного «Уха», вместо 22 горок на объекте «Пристань» - всего 8; не вращающиеся «карусели»; не установлено 70 урн. Но КСП так и не смогла выявить, откуда взялась эта «недостача». А надо-то было всего лишь спросить у заказчика и подрядчика.

 

Как я понял, почти все эти отклонения от первоначального проекта согласовали между собой Агентство социокультурных проектов и ООО «Практика» ещё в самом начале возведения «Голландии». Основания были разными: и вполне нормальными, и странными. «Ухо Ван Гога», например, ещё в проекте очень не понравилось кому-то из самых высоких пермских начальников (его имя смешно и тщательно скрывается) и он просто запретил(!) его ваять (наверное, какой-то такой же умник в Москве, при реставрации квадриги на фронтоне Большого театра, приказал повесить Аполлону-вознице фиговый лист, которого на оригинале и в помине не было). Одну из четырёх «ледяных мельниц» не стали делать из-за того, что в реальности она оказывалась на каких-то коммуникациях, да и нужно было сэкономить для реализации неожиданно появившегося предложения с очень эффектной, но недешёвой подсветкой всех ледовых сооружений (в самом деле оказалось эффектно). С горками долго объяснять – в общем, это не «недостача» отдельных горок (да их столько бы и не влезло на эспланаду – 22), это переформатирование разделителей на общих скатах с «Пристани»: с многих узких на немногие широкие. Вот с крутящимися каруселями (клумбы с гигантскими ледяными цветами на эспланаде должны были крутиться) в самом деле что-то сорвалось, чего-то не хватило – то ли упорства, то ли умения. С урнами и совсем просто: были все 70, но поставить решили только половину – если бы поставили все, то завалили бы эспланаду урнами, только бы об них все и спотыкались.

 

Плохо было другое: начальники из Агентства социокультурных проектов и ООО «Практики» не удосужились или не додумались официально оформить эти свои изменения в проекте – за что и должны быть наказаны. Но, так или иначе, все эти изменения открыто обсуждались со основными участниками проекта. Однако, легкомысленное неоформление заказчиком и подрядчиком в общем-то обычных для таких больших и сложных творческих проектов  корректировок с подачи КСП превратилось в почти классическое мошенничество.

 

Что касается «сэкономленных» средств, то, как я понял, они пошли на эту самую внеплановую, но эффектную подсветку и прочие непредвиденные расходы. Хотя, всё, конечно, может быть… вот тут бы Контрольно-счётной палате и проявить свои счетоводческие способности: соотнести возникшую экономию со стоимостью незапланированных дополнительных работ, но муниципальные контролёры, похоже, ищут злоупотребления только «под фонарём».

 

Это на самом деле была странная проверка – начав проверять исполнение проекта в середине января (то есть после возведения «Голландии» и приёмки по актам подавляющего большинства работ), как можно было не заметить невыплату подрядчиком денежного вознаграждения большинству непосредственных исполнителей, принимавших участие в возведении муниципального объекта – ведь невыплата заработной платы является вопиющим нарушением  не только финансовой дисциплины, но и трудовых прав.

 

Зато именно после этой проверки у пермской администрации появились уже вполне законные основания для прекращения выплат по контракту на неопределённый срок. До проверки КСП муниципалитет срывал платежи просто «по обычаю».

 

С другой стороны, проверка Контрольно-счётной палаты выявила действительно зашкаливающие нарушения со стороны Агентства социокультурных проектов при проведении торгов по размещению заказа на «Ледяную Голландию». Правда, из Отчёта КСП непонятно: все эти допущенные Агентством нарушения - это «глупость или измена», то есть вопиющая некомпетентность или нечто «коррупциогенное». 

 

3.

Общаясь с чиновниками и исполнителями проекта, я понял, что среди всех, кто крутится с обеих сторон вокруг пермских бюджетных подрядов, существует негласная установка: если ты получил подряд от государства или муниципалитета, то должен все работы произвести на свои деньги, а потом, когда-нибудь, получишь положенные бюджетные средства, причём, скорость их получения напрямую зависит от твоего упорства, связей и бесконечно толерантного отношения к «бюджетодателю». Но в случае с ООО «Практика» что-то не сработало. То ли эта дочерняя структура «Пермской ярмарки» действительно случайно выиграла этот подряд и оказалась не готова полностью профинансировать возведение «Ледяной Голландии» из собственных средств, то ли решила «встать на принцип» и требовать от муниципалитета положенных выплат, может быть, ещё что-то – не знаю. Но, в любом случае, жлобский принцип пермских властей «всё делаешь за свои, а потом получаешь наши» - был нарушен и всё пошло не так.

 

4.

Между делом узнал (я вообще несведущий в таких вещах человек), что в Перми, оказывается, существуют частные компании, которые за определённый процент от государственного или муниципального контракта обеспечивают подрядчику своевременное и в полном объёме поступление бюджетных средств. То есть «откат» идёт не чиновнику, а посреднику между ним и подрядчиком и не за возможность получения самого подряда, а за нормальное исполнение уже принятых властями обязательств.

 

Понятно, что в случае с «Ледяной Голландией» к посредничеству такой «конторы» никто не прибегал - в противном случае всё бы было по-другому. Но я это к тому, что своевременное получение средств из бюджета «технически» всё-таки возможно, правда, не знаю, насколько эта своевременность законна в каждом конкретном случае. То есть не знаю: бюджетные средства в этих случаях быстро проводятся в соответствии с законом или вопреки ему.

 

5.

Опять же между делом узнал, что пермская городская прокуратура, по обращению некоего Алексеева П.С., проводит проверку «почему темой ледового городка выбрана «Голландия»(!). Представляете себе, я спрашиваю у прокуратуры: «Почему это одно из мероприятий 290-летия Перми посвящено 60-летию ООО «Гипсополимер» (есть такое мероприятие в плане общегородских юбилейных торжеств)?». И прокуратура тут же со всех ног бежит в мэрию выяснять: «А, в самом деле, почему?». Пусть ещё скажут спасибо, что я не спрашиваю, почему в том же юбилейном плане есть мероприятие под названием «55 лет со дня организации на Пермском заводе имени И.В. Сталина второго производства ракетных двигателей» - прокурорские совсем бы обезумели, разрываясь между долгом и привязанностями.

 

На самом деле, похоже, что пермская прокуратура просто включилась во всероссийскую бюрократическую борьбу с «тлетворным влиянием Запада». Но я бы на месте прокуратуры, прежде чем разбираться, почему это в богом забытой Перми новогоднее мероприятие посвящено какой-то Голландии, сначала бы добился от российского парламента и правительства отмены такого типа общегосударственных мероприятий как «Год Голландии в России», «Год Италии в России», «Год Германии в России» и т.п., а заодно бы отменил все программы стажировок и обучений российской молодёжи на «тлетворном Западе» (боюсь, очень тонко получилось, будем считать, что вся эта ремарка «на любителя»). 

 

***

 

Выводы:

 

Ситуация вокруг уже демонтированной «Ледяной Голландии» - это административно-финансовый хаос, а попросту - чиновническо-бизнесовый бардак, произведённый совместными усилиями городского департамента культуры, Агентства социокультурных проектов и ООО «Агентство стратегических коммуникаций «Практика».

 

Городской департамент культуры и Агентство социокультурных проектов в сегодняшнем составе неспособны достойно и качественно реализовывать сложные городские проекты. В их деятельности чрезмерно высоки управленческие, социальные и моральные издержки. В случае с «Ледяной Голландией» их действия привели к материальному и моральному ущербу для людей, сотрудничающих с пермским муниципалитетом и к репутационному ущербу для города и городских властей.

 

Эффективность и полезность для Перми руководителей городского департамента культуры, Агентства социокультурных проектов и Контрольно-счётной палаты должны стать предметом специального рассмотрения и со стороны муниципалитета, и со стороны городской общественности.  

 

Если в деятельности подразделений и учреждений, отвечающих в Перми за реализацию масштабных культурных проектов, ничего кардинально не изменится – то количество различных издержек и всевозможных провалов будет только нарастать, а «Ледяная Голландия» может оказаться последним масштабным общегородским культурным проектом или первым в череде всё более никуда не годных.

 

Что и как изменять в этой сфере профессионалам известно, но для этих изменений нужна не только пресловутая «политическая воля», но и готовность и способность самих «культурных профессионалов» наступить на горло собственной привычной песне и порвать с очень многими обычаями современного «пермского культурного менеджмента». Что, в свою очередь, невозможно без общественной поддержки, сочувствия и солидарности.

 

Кризис в «пермском культурном менеджменте» в определённой степени спровоцирован «культуртрегерской оккупацией», уже свёрнутой, но оставившей неизгладимый след в чиновнических рефлексах. Команда Гельмана-Мильграма, опираясь на безоговорочную поддержку губернатора, приучила пермских культурных чиновников к абсолютно неформальным, клиентельным, теневым и одновременно волевым и волюнтаристским (по типу - мафиозным) способам решения любых проблем в сфере пермской культуры – культуртрегеры навязали и без того не самой модернизированной части пермского чиновничества уж вовсе архаическую «систему менеджмента». Какие бы сверхсовременные мероприятия ни проводились в Перми во время «культуртрегерской оккупации» - все они создавались в «кухонных» сговорах, на основании личной преданности и при минимальной формализации (или профанации формализации) взаимных обязательств. В годы «оккупации» в пермской культурной политике умер элементарный административный и финансовый порядок, даже тот плохонький, который был до «вторжения». И вот когда московские культуртрегеры отошли от дел – пермские, глубоко не самостоятельные, культурные чиновники остались «без царя в голове» и с полной неспособностью выработать собственный, хотя бы чуть-чуть более современный способ «культурного хозяйствования». Пермские культурные чиновники просто не знают, как себя вести без жёсткого неформального надсмотра за ними харизматических личностей – всё у них валится, всё распадается.

 

Есть ли во всей этой истории с «Ледяной Голландией» коррупционная составляющая – не знаю, всё может быть. Пытаясь разобраться в причинах какого-нибудь очередного безобразия в родной стране, я всегда затрудняюсь, выбирая между «заговором» (коррупцией) и «бардаком». А иногда и вовсе случается, что «заговор» (коррупция) оказывается способом борьбы с «бардаком», порождающим тот же «бардак», но уже в другом месте.