09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Общественная кампания по защите прав детей-сирот
Кампания проводилась в Пермской области с июня по ноябрь 2003 года. Оператор кампании - Пермская гражданская палата.
1.1. Общая информация о плане кампании
Продвигаемые ценности
Целевая группа
Исходный информационный повод
Формулировка существующего восприятия детей-сирот
Цели кампании
а. Информирование целевой группы:
б. Изменение мнения целевой группы в отношении социальных сирот - движение от жалости, как предпосылки пассивного, "созерцательного" участия в судьбе сирот, к состраданию, как предпосылке прагматического участия.
в. Персонификация ребенка-сироты (преодолеть отношение к ним как к общей страдающей массе).
г. Побуждение к определенному действию - помощи ребенку-сироте (социальному сироте д. Формирование среди политиков, чиновников, всего населения устойчивого представления о высокой миссии патронатной семьи, о высоких человеческих качествах тех родителей, которые берут на воспитание социальных сирот) в приемлемых формах.
Целью кампании являлось формирование устойчивого представления (общественного стереотипа) о праве ребенка на жизнь в семье.
Задачи кампании:
Cредства рекламы и продвижения.
ATL - инструменты:
BTL - инструменты:
Решение задач и достижение целей проекта происходило за счет применения разных инструментов маркетинговой коммуникации по отношению к разным целевым аудиториям. При этом чаще инструменты имели интегральный характер и были доступны ряду целевых аудиторий, однако базовые ценности фокусных целевых аудиторий для каждого вида коммуникации были учтены.
Креативная идея
Сочетание отдельного ребенка и всеобщности его права на семью.
В основу креативной идеи положено сочетание основных свойств продвигаемой ценности - права детей на жизнь в семье:
Универсальности - все дети имеют на это право.
Индивидуальности - каждый ребенок имеет право заявить о своем праве.
Обязательности - это право должно быть реализовано.
Был предложен слоган "Дети должны жить в семье", который реализует идею обязательности, нормы. Слоган был поддержан визуальным образом, подчеркивающим индивидуальность каждого ребенка, личный характер реализации данного права в отношении отдельного ребенка.
Ключевым образом кампании являлся изображеный на бил-борде в совокупности со слоганом рисунок, сделанный ребенком, с его личным высказыванием о праве ребенка на дом и семью (Рисунок Николая Иванова, 9 лет. - ж-л "Беспризорник", 2003, № 2).
В телевизионных роликах также использовались образ отдельного ребенка, имеющего общую беду (нет семьи, не зовут домой обедать, вокруг семьи и взрослые - в он один - и он ждет), к которому приходит на помощь его персональный, отдельный взрослый (персонифицирующий семью).
1.2. Итоги кампании
Количественные показатели
Информирование целевых аудиторий
Потенциальные патронатные воспитатели - жители г.Перми и Пермской области, семейные пары и одинокие женщины, 35 - 50 лет, с уровнем дохода средним и ниже среднего, соответствующие критериям потенциальных патронатных воспитателей, определённых региональным законом "О патронатном воспитании". Более 80 тыс.человек.
Законодатели, государственные и муниципальные чиновники, в чьих силах повлиять на статус программ помощи детям-сиротам и увеличить организационные возможности для патронатного воспитания.
Законодатели всех уровней власти - более 60 человек, Государственные чиновники - более 100 человек, Муниципальные чиновники - не менее 100 человек.
Сотрудники специализированных учреждений системы помощи детям и семье, которые
а) влияют на принятие решения о помещении или изъятии ребенка из семьи; или / и
б) рабочие места которых могут претерпеть серьезные изменения в связи с реорганизацией системы детских домов и расширением семейного воспитания детей-сирот.
Сотрудники учреждений - не менее 250 человек.
Взрослые - активные социальные коммуникаторы, имеющие потребность и опыт в формировании социальных групп, "мнений общественности", соседских, профессиональных и территориальных сообществ и которые считают, что проблемы детей сирот надо решать. Активисты НКО - не менее 400 человек.
В мероприятиях в рамках кампании приняли непосредственное участие 124 семьи, 245 детей-сирот. В празднике патронатных семей приняло участие 340 участников. Учреждена отдельная номинация проекта "Всем миром". Призами за победу в этой номинации награждены семья Килуновых и зам. директора Рождественской средней школы. а также органы опеки и попечительства Пермского района. Подарки от проекта получали также все приемные и патронатные семьи и семейно-воспитательные группы, участвовавшие в Празднике
В рамках гражданского контроля посещено 100% учреждений для детей сирот. Силами одиннадцати общественных инспекторов из семи общественных организаций было проинспектировано четырнадцать детских домов и школ-интернатов, семь социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, дом ребенка, областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей и два комплексных центра социального обслуживания. На организованную "горячую телефонную линию "116" поступило за 2 месяца 243 обращения. Проведено 7 экспертных совещаний, участниками которых стали в целом 42 чиновника, 162 специалиста детских учреждений для детей-сирот.
100% депутатов Законодательного собрания получили материалы "Карта проблем". Методическое пособие "Стандарты качества для интернатных учреждений по содержанию детей-сирот", описывающее систему стандартов деятельности по реализации комплекса гуманитарных и иных прав ребенка-сироты в интернатном учреждении, передано 50 работникам специализированных учреждений для детей-сирот.
В фокус-группах приняло участие 74 представителя целевых групп.
В презентации общественной кампании по защите прав детей-сирот на Российском Форуме в Н.Новгороде 24.10.03. приняли участие 64 человека из 18 регионов РФ, в т.ч. представители НКО, региональных и муниципальных властей, начальник департамента Министерства образования, представитель экспертного сообщества. Участники Российского форума (ориентировочно более 600 человек) получили комплекты материалов Пермской ассамблеи (общий тираж 4200 экз.). В сборники "Гражданская экспертиза", "Гражданский контроль", "Детский мега-проект" вошли материалы по защите прав детей-сирот.
Проведена презентация общественной кампании по защите прав детей-сирот на Конференции российских гражданских организаций в Москве 27.11.03. Это был ключевой материал секции "Гражданское общество - проблемы детей". В секции приняли участие 42 представителя НКО из 28 регионов РФ.
В пресс-конференциях и специализированных мероприятиях (за исключением семинара для журналистов) приняло участие в целом 26 журналистов, представлявших 9 СМИ.
Формирование и распространение специализированных баз данных
Экспертные разработки
Сформированные партнерства
Привлеченные средства
Для проведения разнообразных мероприятий ПР-кампании привлечено дополнительно более 400 тысяч рублей, в т.ч. более 220 тысяч от представителей регионального бизнеса.
Использование сувенирной продукции и информационно-деловой документации
Содержательные итоги
Рост числа обращений потенциальных патронатных воспитателей в органы опеки и попечительства
Рост числа обращений за информацией о возможности стать патронатным воспитателем составил 115% по сравнению со средним ежемесячным обращением до проекта. (По сведениям 4 уполномоченных организаций в г. Перми)
Готовность государственных служащих и специалистов к конструктивному взаимодействию с НКО по вопросам защиты прав детей-сирот.
Проведенные в начале кампании и в конце опросы специалистов государственной системы помощи детям-сиротам показали возрастание готовности рассматривать проблемы защиты прав детей-сирот, увязывая их со специфическим местом правозащитных НКО.
Замеры проводились во время экспертных совещаний методом анкетирования по проблемам среды для политики по предупреждению детского сиротства.
Вопрос: Считаете ли Вы, что решение проблемы детей-сирот требует взаимодействия государства (местных органов власти) с общественными организациями (в т.ч. правозащитными)? - в % от опрошенных
Увеличения количества законодателей, проинформированных о проблемах детей-сирот, в т.ч. в их избирательном округе
На начало проекта - участники слушаний по проблемам социального сиротства в ЗС ПО, на ноябрь - получившие материалы в рамках кампании "Карта проблем"
Изменение правового поля
В ноябре депутаты ЗС ПО приняли поправки к бюджету на 2004 год, позволяющие осуществлять финансирование патронатных семей не от "достигнутого" в предыдущем бюджетном году, а в связи с реальными потребностями - зарезервирован объем средств в оперативном фонде.
Непосредственная защита прав детей-сирот
Проконсультировано в рамках консультационной приемной по защите прав детей - 14 человек
После 60 обращений на "горячую линию" проблемы детей-сирот были рассмотрены соответствующими специалистами отделов по защите прав детей и отделов образования областной и муниципальных администраций.
Во время эксперимента по организации гражданского контроля учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей были вскрыты факты коррупции и злоупотреблений в сфере централизованного обеспечения учреждений продуктами питания и лекарствами. Столкнувшись с осторожными жалобами персонала учреждений на "неполадки" в "системе тендеров" совет общественных инспекторов принял решение о проведении специального расследования. Доверительно, с гарантиями конфиденциальности, были опрошены руководители детских домов г. Перми. Собранная информация об очевидных злоупотреблениях при осуществлении тендерных поставок была обобщена и изложена в специальном Заключении, которое было направлено губернатору Пермской области и Главе города Перми в виде открытого письма. По результатам проведенной проверки были уволены руководитель Комитета социальной защиты населения Администрации Пермской области и один из его заместителей. Прокуратура вынесла Администрации г. Перми представление об устранении выявленных нарушений.