Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


Новая сказка о старом герое-одиночке

Ли Чайлд "Поле смерти"

Современное "криминальное чтиво" (pulp fiction), как и вся современная литература, не избежало трех основных тенденций, которые с неизбежностью можно встретить практически в любом художественном произведении: политкорректность, "сериальность" и "сюжетный" кризис, для которого, как правило, характерен акцент на глобальную цивилизационную значимость описываемых событий. Если кризис, то мировой, если заговор, то заговор глобалистов, если преступник, то сразу претендующий на звание "короля преступного мира"...

Серия романов о детективе-одиночке Джеке Ричаре в полной мере отвечает этим "новомодным" требованиям. Однако, как по-настоящему талантливое произведение, оно не оказывается в "художественном" плену только продиктованных модой желаний современного читателя. Автор, ловко манипулируя ими, решает иную задачу: он возрождает древний миф о "самом обычном", среднестатистическом герое. Миф о герое-одиночке, восстанавливающем нарушенную справедливость, а потом растворяющимся в "голубой" дали, рыцаре без страха и упрека, человека без прошлого и без будущего, циничном и справедливом, наверное, не умрет никогда, потому что имеет гораздо более глубокие корни, чем любые требования времени.

Но как решить проблему существования героя в современном рациональном мире, где не осталось места загадкам и тайнам, в мире, в котором все посчитано, записано и находится на ответственном хранении, чтобы при этом не прослыть создателем еще одного комиксового персонажа? Наверно, такой вопрос стал при решении этой задачи перед английским писателем Джимом Грантом (литературный псевдоним - Ли Чайлд). Ответ оказался на изумление прост. Прежде всего, берем самого обычного человека, твердо стоящего ногами на земле: родился в обычной семье, которая много путешествовала, но в наше космополитичное время этим уже никого не удивишь, вырос, служил в армии. И, как в видеоигре, наделяем его самыми разнообразными навыками и умениями, начиная от умелого владения оружием, кончая способностью принимать рационально обоснованное решения со скоростью хорошо работающего компьютера. Но, вы скажете, что все это уже было? Был и Шерлок Холмс, и Ахиллес... Но их образы страдали одним существенным недостатком. Их авторы признавали их исключительность. Тогда, как Ли Чайлд не перестает настаивать, что Джек Ричер самый обычный человек, даже не смотря на явную неординарность совершаемых им поступков. И опять возникает законное: "Почему? Как ему удается сохранять свою обычность?". Но тут уже на помощь автору приходит волшебное слово "система". Созданная нашей цивилизацией система не признает право на существование за тем, кто исключает себя из нее. "Эврика! - наверное, закричал Джим Грант, - я возьму обычного человека, наделю его экстраординарными способностями и исключу его из системы потребностей современного человека". Самая большая сложность в этом заключается с описанием эмоционального мира героя, который при этом должен оставаться обычным человеком. А тут на помощь приходит современная психология, которая при желании может дать объяснение каким угодно человеческим поступкам. Все это означает, что перед нами современная сказка, мечта о неустрашимом, несгибаемом, находчивом, сообразительном и не знающем сомнений человеке.

"Поле смерти" - первый роман из серии романов о детективе Джеке Ричере. Уже первый роман этой серии получил ряд престижных литературных премий в области детективного жанра, в том числе и за лучший дебют. Последующие романы этого цикла перевели эту литературную удачу просто из разряда бестселлеров в культовое для многих поклонников этого жанра произведение. Среди поклонников романов о Джеке Ричаре есть даже американские президенты. Фраза Билла Клинтона: "Я люблю Джека Ричера" - сопровождает все глянцевые обложки русского издания этого цикла.

Сюжетные коллизии романа "Поле смерти" сталкивают бывшего военного полицейского Джека Ричера, а ныне свободного рыцаря без страха и упрека с бандой фальшивомонетчиков, с размахом деятельности которых меркнут даже усилия государственного казначейства США по поддержанию стабильности национального денежного обращения. Конечно, как каждое произведение, претендующие на глобалистский размах, оно страдает массой нестыковок в развитии логически обоснованной детективной линии. Но все они отходят глубоко на второй план перед умением автора создать напряжение, погрузить читателя в поток чистого адреналина. Садясь в экспресс под названием "Джек Ричер", остается только присоединиться к восхищенно-восторженному возгласу бывшего американского президента: "Джек Ричер, я люблю тебя!"