Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


Дверь, приоткрывшаяся в армагеддон

Айзек Азимов «Стальные пещеры»

Является ли научная фантастика литературой или это лишь репортаж на злобу дня, утрачивающий со временем свою актуальность, а, значит, и какое-либо художественное значение? Спор, скорее всего, надуманный и не имеющий никакой актуальности в обсуждении современных трендов художественной фантастики. Если раньше сфера идеологии, за которую отвечала научная фантастика, была связана с альтернативой выбора, которая вставала перед человечеством с каждым новым витком технического прогресса и возникающими при этом проблемами, и ответственностью каждого человека за этот выбор. А сейчас единственное назначение фантастики - впрыснуть очередную порцию адреналина в остывающую кровь промышленной революции, и понудить способных двигаться хоть к каким-то действиям. Как было написано на футболке героине одного из современных бестселлеров: «Армагеддон уже случился, а сейчас у нас крупные проблемы».

Итак, это лирическое отступление связано не с желанием поставить диагноз современному литературному процессу, а с попыткой разобраться, насколько с литературной точки зрения достойны внимания те шедевры научной фантастики, которые были созданы более 50 лет назад, как говорил герой одного из американских блокбастеров: «Ведь тогда весь мир был другим, и люди были другими». И, если считать научную фантастику литературой идей, а не формы, то ее моральное старение должно быть таким же молниеносным, как смена одного поколения компьютеров другим.

Именно к числу шедевров «золотого века» научной фантастики принадлежат «Стальные пещеры» Айзека Азимова, лучшая книга из серии произведений про землянина Элайджа Бейли и робота Дэниела Оливо, один из знаковых романов современной фантастической литературы и, конечно, самого Азимова. Однако уже первые страницы романа рождает описанные выше сомнения в целесообразности его дальнейшего чтения: ведь он уже морально устарел?! Почему?... Детективов-триллеров, описывающих ужасы современной урбанизации, уродующих человечество, можно найти сейчас десятки на полках книжных магазинов. Они созданы в реалиях настоящего времени, а значит, более жизненно описывает урбанистическое поглощение психики современного человека. В них гораздо больше того, что сейчас принято называть «драйвом» или «адреналиновым выплеском». На этом фоне бэкграунд «Стальных пещер» смотрится теоретической презентацией, подготовленной с помощью программного обеспечения двадцатилетней давности.

Но, закрывая последнюю страницу, понимаешь, что лучшего представителя в этом жанре нет и вряд ли появится в ближайшее время. Во-первых, это детектив. Как известно, произведения этого жанра так же мало стареют, как Библия. Убит инопланетянин. Земле грозит межпланетарный скандал, ставящий под угрозу существующую политическую и социальную системы. Для расследования преступления в напарники полицейскому-детективу под угрозой немедленного разрыва мирных отношений навязывается робот, внешне ничем не отличимый от человека. Во-вторых, центром внимания писателя являются не живописание ужасов далекого будущего, а нюансы психологического взаимодействия двух героев, что также мало подвержено старению в литературе. Достаточно вспомнить такие классические литературные пары, как Шерлок Холмс и доктор Ватсон, Эркюль Пуаро и капитан Гастингс. И, в-третьих, чего нет и неизвестно, когда появится в современной литературе. Есть ощущение «приоткрывшейся двери», светлое незабываемое ощущение детства, когда перед тобой открывается целый мир, и ты можешь заглянуть или войти в любую дверь, и ты чувствуешь, что там тебе улыбнутся и еще шире эту дверь распахнут.

А в продуктах художественного творчества нулевых возникает лишь ощущение «последней подножки»: какое счастье, что успел на нее заскочить, а что будет дальше - неважно, лишь сейчас бы передохнуть.

Может быть, для поклонников масштабных проектов больше подойдет «Основания» (другое перевод – Академия) Азимова или «Конец детства» Артура Кларка, которые вряд ли вообще когда-нибудь устареют. Но скорее камерные, чем апокалиптические «Стальные пещеры» являются неразрывным связующим звеном между классической литературой, где центром внимания был человек с его «вечными экзистенциальными» проблемами, и прогрессорской литературой с ее бесконечными космическими далями или мрачными апокалиптическими пейзажами.