Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


 

Игорь Аверкиев

Версия для печати

19 февраля 2010 года

 

Как не любить охотников

 

У меня маленький личный праздник. Судили браконьера, убившего двух даурских журавлей. В общей сложности ему придётся заплатить штрафов почти на 400 тыс. руб. Всё случилось в апреле прошлого года на озере Ханка, это в Амурской области. Журавли эти краснокнижные. Но не в краснокнижности дело, а в бессмысленном убийстве двух животных и в моей врождённой нелюбви к охотникам, в моей брезгливости к охотничьим страстям.

 

Я не о тех, кто кормится убийством животных, я о тех, кто развлекается убийством, и о тех, кто зарабатывает убийством диких зверей тогда, когда есть возможность зарабатывать и чем-то другим. Если человек между одним нелёгким физическим трудом и другим нелёгким физическим трудом выбирает труд, связанный с необходимостью лично лишать жизни живых существ, значит, таковы его приоритеты, значит, человек с такими приоритетами должен быть от меня как можно дальше.

 

Я не пацифист и не вегетарианец. Я понимаю пользу насилия и ем мясо убитых домашних животных. Я понимаю, что кто-то должен их для меня забивать, но я всё равно не могу хорошо относиться к тем, кто работает на бойне. Это как раньше с палачами: я понимаю, что их работа нужна и кто-то её должен делать, но рядом со мной таких людей быть не должно. Ведь у человека была свобода выбора, а он почему-то выбрал именно эту профессию или не имел ничего против неё.

 

Но главная грязь – это, конечно, спортивная охота. Хамское, наглое надругательство над СЛАБЫМ, выставляемое как атрибут мужественности. Никакого соревнования, никакого поединка: одного заставляют ставить на кон жизнь, другой, по собственной прихоти, ставит на кон хорошее настроение. Риск охотника на охоте меньше, чем риск футболиста на поле, хотя натужного адреналина, конечно, выше крыши.

 

Охота давно и почти повсеместно в «цивилизованном мире» утратила своё изначальное социальное и экономическое значение (мужская инициация, военный тренинг и добыча пропитания). Сегодня она удовлетворяет другой спрос – спрос на суррогаты брутальности. В современном западном и околозападном мире катастрофически сократилось поле возможностей для собственно мужской самореализации, замешанной на агрессии и обладании. Войны сведены к безконтактным техническим конфликтам, да и мало их, и все они далеко. Европейский образ жизни почти к нулю свёл для мужчин необходимость конкретно драться «за самок и территорию», а женский, глобальный в современном мире, «культ безопасности» лишил обыденность предчувствия риска. В итоге «цивилизованные мужчины» переживают перманентный экзистенциальный стресс недосуществования. Некоторые из них, конечно, смирились с этой платой за цивилизованность и превратили недосуществование в существование. Но в других мужской геном просто вопиет от неисполненности. Стресс этот, безусловно, нужно снимать. Для этого западный мир наполнил «службу в армии» символической агрессивностью и брутальностью, придумал любительский спорт, спортивную охоту, спортивный секс, карьеру как спорт, стиль «милитари», кучу экстремальных видов досуга и т.д. и т.п.

 

Спортивная охота в этом ряду – самый низменный суррогат мужественности. Сплошная форма, никакого содержания. Нет ни войны, ни драки, ни риска, даже нет игры во всё это – сплошное самоудовлетворение. Удачная упаковка нескольких нижепоясных комплексов, сплошное замещение неспособностей, невозможностей, незрелостей. Как-то, насмотревшись в случайно попавшем в руки журнале «Сафари» на самодовольные, лоснящиеся лица охотников на фоне убитых ими животных, я прозрел и принялся строчить что-то вроде памфлета с абсолютно правильным названием и смыслом: «Охота как порнография». Но через несколько дней забросил это дело, когда понял, в какие глубины и дали мужского недобытия я попадаю. Несколько месяцев пришлось бы убить на эту разборку с самим собой и собратьями.

 

Обладание и насилие, секс и смерть связаны прочно и спокон веку. В современной спортивной охоте они связаны самым унизительным для мужчин образом. Думаю, это очень хорошо должны чувствовать жёны городских охотников.

 

***

 

Есть один очень простой вопрос: ЗАЧЕМ УБИВАТЬ КОГО БЫ ТО НИ БЫЛО БЕЗ ОСОБОЙ НА ТО НАДОБНОСТИ? Нужно просто честно себе самому на этот вопрос ответить. В чём надобность?

 

Да, большинство городских охотников, выслеживая, подкарауливая, выжидая, догоняя и нажимая на курок, пытаются, как правило, подсознательно, решать собственные душевные проблемы с мужскими дефицитами (я не говорю сейчас о тех простаках, которые ввязались в это дело не подумавши: ходят на охоту просто за компанию, из страсти к оружию, спутав с пьянкой, любя через охоту свою собаку, не отличив охоту от других способов свободного времяпрепровождения) – это классическое замещение, сублимация. Но ведь существует куча других способов добиться того же, никого при этом не убивая. Можно просто бить друг другу морды («Бойцовский клуб» - очень правильный фильм), прыгать с парашютом, играть в хоккей, заниматься сёрфингом и виндсёрфингом, на худой конец, кататься на скейтбордах или горных велосипедах. Сейчас, к счастью, уже есть и пейнтбол, и зверские компьютерные игры. Многие этим и обходятся и не жалуются – адреналин вырабатывается, инстинкты удовлетворяются. Однако конкретные мужчины выбирают конкретную охоту (есть, правда, и совсем «конкретные», те, кто честно идут в бандиты или на войну).

 

Мужчин завораживает насильственная смерть (женщины поклоняются естественной смерти – они жрицы болезней и кладбищ). Мужчин манит сам вид насильственной смерти, их мечты о чужой смерти по своей прихоти (о предельном произволе) очень реалистичны и глубоко переживаемы. Самые «продвинутые» находят удовольствие в сопричастности к самому процессу запущенного ими умирания: гаснущие глаза жертвы, последняя судорога жаждущих жизни мышц, обмякшее, остывающее под рукой тело и т.п. Так и убивайте себе подобных, таких же, над собой не властных. Только зверей не трогайте – они не виноваты. Они принципиально не виноваты в ваших проблемах. И не обманывайте себя, что они ничего не чувствуют. Ещё как чувствуют, ещё как страдают. Если бы не чувствовали, не страдали, их смерть не была бы для вас такой соблазнительной.

 

Или «пусть лучше зверей убивают, чем друг друга»? Не знаю, не знаю. Войны никто не отменял, некоторые «нехорошие навыки» всё ещё важны для выживания человеческих популяций.

 

Спортивная охота – это подглядывание за насильственной смертью, для тех, кто не рискует посмотреть ей в глаза, но очень хочется.

 

***

 

Рыбак, конечно, меньший зверь, чем охотник. Убийство рыбы не так брутально и не так эротично, но так же азартно и так же манит обладанием и господством, пусть и по мелочи.

 

И уж коли пошла такая моя ксенофобия:

 

Я в самолете. Лечу из Москвы в Пермь. Впереди сидящий пассажир листает журнал о рыбной ловле. Переворачивает страницы, рассматривает фотографии. На фотографиях пойманные рыбы: умирающие или уже мертвые. Фотографам нравятся задыхающиеся воздухом широко раскрытые рыбьи рты, возбужденные лица рыбаков, их крепкие мужские руки. Руки в каждом втором кадре. Руки, демонстрирующие смерть рыбы. Мертвое - такое волнующее.

На последней странице судак с неестественно раскрытым ртом. Самодовольные пальцы мастера ловко нажали на челюстной сустав и демонстрируют фотографу результат умелой подсечки - крючок пробил нижнюю челюсть ровно посередине.

 

***

 

Спортивную охоту и рыбалку нужно просто запретить. И пусть попробуют объяснить, почему запретить нельзя. Как оправдать насильственную смерть, которая не ради жизни? Традициями? Удовольствиями?

 

На первых порах охота может быть оправдана как человеческая слабость, но неприличная слабость: постыдное в нормальном обществе влечение.