Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


 

Игорь Аверкиев

Версия для печати

18 мая 2011 года

 

Социальная коррупция

Главное человеческое право всех людей – право защищать свои интересы любыми не изуверскими способами.

 

Главное право всех живых существ – право защищать свои интересы просто любыми способами.

 

Главное естественное, то есть не выдуманное, политическое право всех простолюдинов1 - право влиять на власть в своих интересах. Не «участвовать в управлении государством», как требует «демократия» в своих декларациях и конституциях – не нужно это простолюдинам, нет в их душах такой потребности – управлять государством, страной, народом. Не «избирать и быть избранными», как убеждают партийные бюрократы – выборы - вещь хорошая, как хорошо всё, что обеспечивает порядок, но выборы реально и непосредственно работают на интересы простолюдинов лишь в очень небольшом спектре обстоятельств. Главное для простолюдина – это просто иметь практическую возможность влиять на власть в своих интересах тогда, когда ему это надо и так, как ему это удобно в сложившейся ситуации.

 

Право влиять на власть бессмысленно без свободы в выборе форм влияния. Простолюдин выбирает не самый «правильный», «хороший» или законный способ влияния на власть, а самый выгодный из возможных. А быть этим «самым выгодным из возможных», в каждом конкретном случае, может всё, что угодно: дача взятки, участие в выборах, жалоба царю или президенту, строительство баррикад, обращение в суд и многое другое – как сложатся обстоятельства для простолюдина, что позволят его ресурсы, чего потребуют сложившиеся традиции, насколько жизнеопределяющим будет предмет спора с властями.

 

В каком бы обществе и в какие бы времена люди ни жили, они всегда имеют возможности влиять на власть в своих интересах и пользуются этими возможностями по мере необходимости. Так устроена жизнь. Объём и эффективность этих возможностей прямо пропорциональны объёму личной свободы человека – у рабов и узников концлагеря возможности влияния на власть минимальны, но никогда не равны нулю.

 

Способов влияния на власть в распоряжении простолюдинов всегда было немало. Одни способы влияния передаются простолюдинами из поколения в поколение с тех пор, как люди стали людьми и даже с ещё более давних пор. Другие способы влияния, включая использование демократических процедур в простолюдинных интересах, порождены модерным переломом и служат простолюдинам от нескольких веков до нескольких десятилетий.

 

Очень разнообразны традиционные способы простолюдинного влияния на власть: бунт, протест, побег-уход, лесть, саботаж, различные формы шантажа, жалоба высшему начальству. Один из них очень обсуждаем в современной России: простолюдины влияют на власть, покупая её – социальный институт коррупции, обычай взятки, подкупа, мзды и т.п.

 

Взятка – это незаконная покупка услуг власти. Покупка того, что власть продавать не должна, но может. «Плати деньги – и всё будет по-твоему». Взятка - это самый доступный, нетрудоёмкий и, по-своему, даже самый «демократичный» для простолюдина способ заставить власть принять решение в свою, простолюдинову, пользу. Ритуал передачи взятки на мгновение даже как бы уравнивает простолюдина-взяткодателя и властвующего взяткополучателя, как уравнивает людей любая купля-продажа. У взятки как института низового влияния на власть есть свои известные ограничения (платёжеспособность простолюдина), тем не менее, взятка не теряет своей популярности в простолюдинной среде, особенно в традиционных и модернизирующихся обществах, включая и наше российское.

 

Главное во взятке, как способе влияния простолюдинов на людей власти – власть становится товаром, то есть не совсем властью.

 

Безусловно, не всякая взятка может быть расценена как «способ низового влияния на власть». Взяточничество, коррупция - сложный, расколотый внутри, феномен. Под этим названием скрываются несколько явлений совершенно разного социального происхождения и смысла, объединённые лишь формальным сходством – незаконной куплей-продажей властных услуг. Всё различие - в мотивах и субъектах взятки, и различие очень существенное. Например, «вертикальная коррупция», то есть коррупция между «верхами» и «низами», по своей социальной сути и роли кардинально отличается от внутриэлитной «горизонтальной коррупции».

 

Коррупция может быть «экономической» и «политической» – в этом случае взятка, как правило, выступает способом продвижения и защиты в органах власти политических и бизнес-интересов различных групп элит. Это в определённом смысле «коррупция между своими». И если «экономическая» и «политическая» коррупция» - это проблема, то это внутренняя проблема элит, проблема самоорганизации правящего класса.

 

Коррупция может быть «криминальной» в узком смысле слова, когда взятку даёт преступник с целью обеспечения или сокрытия преступления. Такая коррупция осуществляется поперёк любых социальных «вертикалей» и «горизонталей».

 

Есть и такой особый вид коррупции, как вымогательство, когда с инициативой взятки выступает не взяткодатель, а взяткополучатель – «человек власти», чиновник, т.е. взяточничество становится новой формой эксплуатации, угнетения населения – именно такая «коррупция», прежде всего, заботит простолюдинов и вызывает протест. Но в строгом смысле, вымогательство – не совсем коррупция, так как властный товар продаётся-покупается не на свободном (хоть и подпольном) рынке властных услуг, а по принуждению «услугопроизводителя» – покупатель не свободен. Вымогательство – это «коррупция наоборот».

 

Каждая форма коррупции имеет свою степень конвенциональности – общественной допустимости. Для простолюдинов, например, абсолютно неприемлемой коррупцией является лишь та, что связана с вымогательством со стороны представителей органов власти, все остальные формы коррупции теми или иными группами простолюдинов, в той или иной степени или ситуации могут считаться допустимыми или простолюдины к ним просто безразличны. Простолюдины заинтересованы в том, чтобы власть продавалась на свободном рынке по справедливой цене, и, тем самым, переставала быть властью, ослабляла свою хватку.

 

Здесь же речь идёт лишь о том, что можно назвать «социальной коррупцией», когда с инициативой взятки выступает сам простолюдин, добровольно, активно и в защиту собственных интересов – покупает власть для собственных нужд (но не криминальных, не коммерческих и не политических).

 

Для простолюдина дать взятку, чтобы добиться своего от власти - не аморально. «Простые люди» только тогда искренне выступают против взяток и присоединяются к «борьбе с коррупцией», когда взятка вымогается, навязывается или когда взятка слишком дорогая, когда издержки, связанные со взяткой, становятся несоизмеримыми с получаемым взамен благом, т.е., когда обмен между взяткодателем и взяткополучателем становится неэквивалентным, несправедливым для взяткодателя, когда цена взятки всерьёз подрывает благосостояние простолюдина. Простолюдин выступает не против взяток, а против слишком дорогих взяток, недобровольных, вымогательских взяток, в общем, против бессмысленных для себя взяток. А отказ «простых людей» от «социальной коррупции» происходит не потому, что они становятся «добропорядочными» (это потом всё так оформляется в общественном мнении), а потому, что появляются более дешёвые, удобные или менее рисковые формы влияния на власть (например, быстрый, дешёвый и доступный суд; возможность саботажа властных решений без особых последствий, сильное общественное мнение и т.д.).

 

Во многих странах, включая Россию, поперёк всяких законов и официальной морали, существует неформальная общественная конвенция (всеобщее согласие) простолюдинов о том, что каждый «простой человек», защищая свои интересы во взаимоотношениях с властями, если приспичило, имеет право дать взятку. Эта конвенция и лежит в основе «социальной коррупции» как способа защиты простолюдинами своих интересов во взаимоотношениях с властями. «Социальная взятка» так или иначе – это взятка простолюдина «против власти», взятка как инструмент социальной борьбы.

 

Реальное, не надуманное соцопросами «общественное мнение простолюдинов», не оспаривает это неформальное право простолюдина «дать взятку». Другое дело, что «общественное мнение простолюдинов» не признаёт «права брать взятку», что, на первый взгляд, кажется нелогичным, но с точки зрения простолюдина очень даже логично. «Положа руку на сердце», простолюдин простолюдина-взяткодателя всегда оправдает и не осудит, потому что взяткодатель - «свой», такой же простолюдин (кроме случаев, когда простолюдин взяткодательствует против другого простолюдина). Своих не осуждают. Своих понимают и жалеют. А взяточника простолюдин осудит всегда и ещё как: потому что взяточник - всегда «человек власти», даже если лакей при ней, то есть всегда «чужой». Любая власть любому простолюдину всегда – чужая (и наоборот). А чужой всегда не прав. Чужих – не жалко.

 

«Социальная взятка» для простолюдина – это, по-своему, честная, справедливая взятка. Взятка для простолюдина справедлива до тех пор, пока он сам - инициатор взятки, пока обмен эквивалентен, пока взятка добровольна и удовлетворяет реальные потребности простолюдина по справедливой цене. «Справедливая взятка» соответствует рыночной цене «государственно-властной услуги» на «чёрном рынке властных услуг». Всё честно: взяткодатель получает своё желаемое благо, взяткополучатель – своё.

 

Например, взятка за «не пойти в армию». В современной России «право не идти в армию» воспринимается простолюдинами как естественное «человеческое право». Но не оспаривается простолюдинами и право государства «забирать в армию»: «рекрутчина» - это своего рода многовековая традиция во взаимоотношениях российского государства и российского населения. Родители «мальчика» выступают взяткодателями, как правило, вполне добровольно и по факту, с общественного согласия - никто их не осуждает за участие в такой коррупции. Официально их осуждает власть (неофициально всё сложнее) - ведь наносится урон государству, законности, вертикальной управляемости и т.п., но к представлениям простолюдинов о честности/нечестности, справедливости/несправедливости это не имеет никакого отношения, именно потому, что осуждение - властное. Властные оценки не имеют никакого отношения к системе ценностей простолюдинов. Другое дело, когда взятка «ни за что», когда «люди власти» взятку вымогают, подставляя человека под «покупку услуги», которая ему не нужна (например, целый каскад приёмов в практике сотрудников ГИБДД) – такая взятка абсолютно бесчестна для простолюдина и вызывает протест, причём, не только моральный, но и социальный. Столь же бесчестным воспринимается «необоснованное» повышение стоимости взятки.

 

Вспоминая гегельянско-марксистский «язык отчуждения», можно сказать, что вымогательство – это опредмеченная (институционализированная элитами) и отчуждённая от простолюдина «социальная взятка». «Социальная взятка» из простолюдинного инструмента влияния на власть в своих интересах превращается усилиями элит во враждебный простолюдину институт угнетения - в «вымогательскую взятку».

 

Для простолюдинов «социальная взятка» (социально оправданная коррупция) - естественный, а иногда и единственно возможный способ влияния на власть, высокоэффективный инструмент настройки власти под нужды простолюдинов. Если нашим сегодняшним вождям «социальные взятки» мешают властвовать, значит, они должны содействовать формированию и развитию иных, замещающих взятку, форм низового влияния на власть. Хотя, по правде сказать, любая эффективная для простолюдина форма влияния на власть, будь то взятка, забастовка, прямые выборы, саботаж, гражданский контроль или дешёвый суд - нож в сердце любой власти. Единственная сфера внутри коррупционной проблемы, где простолюдины и «высшие люди власти» могут найти общий язык – это борьба с нечестными, недобровольными, вымогательскими взятками – криминальными в широком смысле слова, когда мздоимство - даже не бизнес, пусть и незаконный, между «верхами» и «низами», а произвол, основанный на шантаже, в котором нет места эквивалентному обмену.

 

1 «Простолюдины», «люди власти», «социальная коррупция» и др. - это всего лишь язык, на котором мне удобно писать.