09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Открытое партнерство "Пермская Ассамблея"
"Гражданская экспертиза - пермский опыт"
Гражданская экспертиза региональной системы помощи детям и семье для предупреждения социального сиротства
Развитие патронатного воспитания
Были проанализированы с помощью аналитических инструментов возможности и ограничения данной системы устройства детей для формирования большей готовности населения включиться в патронатное воспитание.
Выявлены экономические и социальные эффекты от развития патронатного воспитания.
Неэффективность существующей системы выплат патронатным воспитателям
Финансирование детей, воспитывающихся в патронатных семьях, производится по нормативам, установленным для содержания ребенка в детских учреждениях.
Фокус-группа с патронатными воспитателями показала, что они считали бы приемлемой следующую систему выплат патронатным семьям, в сравнении с существующей:
Таблица 1
Показатель |
Существующая система | Приемлемая система |
Питание | По нормативам детского учреждения | |
Мягкий инвентарь | По нормативам детского учреждения с возвратом использованных вещей | |
выдача в натуре |
выдача деньгами с возрастной надбавкой | |
"Заработная плата" | На каждого ребенка на уровне ставки няни | На одного ребенка поднять в три раза (что соответствует ставкам няни + ночной няни, что оправдано, т.к. работа круглосуточная), на следующих детей по уменьшающейся, например, + 75% за второго, + 50% за третьего) |
Досуг | Необходимо не менее 300 рублей в месяц с увеличением до 1000 рублей в месяц для старшего возраста при воспитании в городе, в сельской местности сумма может быть меньше |
Расходы на досуг необходимы для обеспечения занятости ребенка социально не опасной деятельностью. Дети, оставшиеся без попечения родителей, обычно имеют негативный опыт (бродяжничество и криминал), поэтому в отличие от растущих в семьях детей не могут быть предоставлены сами себе. Необходимо их свободное время занимать какой-либо деятельностью: кружки, спортивные секции, дополнительное образование и пр. В сельской местности при наличии в семье подворья эта проблема менее остра, т.к. дети заняты по хозяйству.
Данные затраты можно рассматривать как профилактику детской преступности. Это очень эффективная профилактика, т.к. расходы на нее не распылены между ведомствами (милицией, социальным обеспечением и пр.) и имеется один ответственный - патронатный родитель.
Экономический эффект от внедрения патронатного воспитания взамен интернатных форм устройства детей в учреждениях
Экономический эффект для государства от патронатного воспитания складывается из:
Экономический эффект для общества:
Не все указанные экономические эффекты поддаются расчету, однако может быть предложен ряд методов расчета:
Таблица 2
Показатель | Метод расчета |
Уменьшения затрат на содержание зданий и оборудования | "средняя стоимость содержания 1 кв.м" х ("ср.кол-во кв.м. на 1 ребенка в детских учреждениях" – "ср.кол-во кв.м. на 1 специалиста по сопровождению патронатных семей" / "ср.кол-во детей у на 1специалиста") |
Экономия на масштабах, за счет обслуживания детей (медицинское и пр.) на общих основаниях в крупных учреждениях общего профиля (детские поликлиники по месту жительства) без создания специальных рабочих мест в небольших детских учреждениях | "ср. з/п мед.работника" / "ср.кол-во детей на 1 мед.работника в детском учреждении" – "ср.з/п 1 мед.работника" / "ср.кол-во детей на 1 мед.работника в детской поликлинике") |
Исключение администрирования материльно-технического снабжения | ("ср. з/п персонала, занятого материально-техническим снабжением" + "ср.затраты на транспорт" + "иные аналогичные расходы") / "ср.кол-во детей в детском учреждении" |
Продажа или сдача в аренду освободившегося имущества | Выручка от продажи или аренды |
Создание рабочих мест в депрессивных районах за счет патронатного воспитания | Средняя стоимость создания рабочего места |
По данным МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Специального (коррекционного) для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонением в развитии детского дома № 2" г. Перми расходы на содержание детей в детском доме и в патронатной семье в среднем составили:
Таблица 3
Статья расходов | Расходы в патронатной семье | Расходы в детском учреждении |
Оплата труда | 6884 | 50961 |
Начисление на заработную плату | 2464 | 18244 |
Медикаменты | 569 | 569 |
Мягкий инвентарь (одежда) | 3053 | 3053 |
Питание | 15267 | 15267 |
Оплата ГСМ | 720 | |
Прочие материала и предметы снабжения (хоз. товары, средства гигиены, канцтовары) |
576 | 576 |
Транспортные услуги | 38 | |
Услуги связи | 58 | 58 |
Оплата содержания помещения | 370 | |
Оплата отопления | 2189 | |
Оплата электроэнергии | 1456 | |
Оплата водоснабжения | 509 | |
Оплата текущего ремонта оборудования | 75 | |
Прочие текущие расходы | 257 | |
Прочие трансферты населению (методическая литература) | 1200 | 968 |
ИТОГО: | 30071 | 95310 |
Общее количество детей | 33 | 47 |
Существенная разница в заработной плате между детским домом и патронатной семьей заключается в том, что в детском доме заработная плата включает в себя: содержание административного персонала, учебно-вспомогательного персонала, обслуживающего персонала.
Следует отметить, что на место выбывших в патронатные семьи детей, поступают дети по направлению органов опеки и попечительства, то есть свободных мест в детском доме нет.
Данный расчет показывает, во сколько обходится расширение сети детских учреждений не за счет строительства новых детских домов, а за счет увеличения их "размера" путем передачи части поступающих детей в патронатные семьи. Экономия только на текущих расходах составляет 60%, не считая затрат на возведение дополнительных площадей.
Медикаменты, мягкий инвентарь, одежда выделяются по нормативам, поэтому затраты не отличаются для детского учреждения и патронатной семьи.
Помимо этого был проведен анализ экономических потерь от существующей интернатной формы, а также сравнены затраты на разные виды содержания детей.
В графическом виде соотношение затрат выглядит особенно наглядно:
Диаграмма 1.
Расходы дополнительного места для 1 ребенка (без учета сопровождения) и содержания в детском учреждении, в патронатной семье (сегодняшнее состояние и предложение)
Экономические потери от функционирования традиционной интернатной системы устройства социальных сирот по сравнению с семейными формами могут быть приблизительно рассчитаны исходя из следующих предположений и экспертных оценок:
В Пермской области ежегодно выпускается в среднем 320 детей из интернатных учреждений. Средняя зарплата по Пермской области 3422 рубля, среднедушевой ВРП в расчете на экономически активное население 150000 рублей.
Потери в год | От самоубийств | От нахождения в местах заключения | От второго обучения | Итого |
Сокращение ВВП | 150 000 руб х 320 чел х 0,1 = 4 800 000 | 150 000 руб х 320 чел х 0,3 = 14 400 000 | 150 000 руб x 320 чел х 0,14 = 6 720 000 | 25 920 000 |
Сокращение покупательского спроса | 3 422 руб х 12 мес х 320 чел х 0,1 = 1 314 048 | 3 422 руб х 12 мес х 320 чел х 0,3 = 3 942 144 | 3 422 руб х 12 мес х 320 чел х 0,14 = 1 839 667 | 7 095 859 |
ИТОГО | 6114048 | 18342144 | 8559667 | 33 015 859 |
Расчет был сделан на основе данных о ВРП Пермской области, численности экономически активного населения и количества выпускников детских домов за ряд лет - с 1997 по 2001 гг.