Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Библиотека гражданских технологий

 

Глава 1. Гражданский контроль закрытых учреждений

 

С.В. Исаев, В.А. Краснобаев, Е.Ю. Першакова

 

Попытки внедрения элементов общественного контроля пенитенциарных учреждений Пермской области

Систематизированное накопление опыта общественного контроля в закрытых учреждениях Пермской области началось с 1997 года. Эту задачу взяла на себя комиссия по защите прав подследственных и осужденных (далее Комиссия), которая была создана при Пермском региональном правозащитном центре (далее Центр) и начала свою деятельность еще в 1995 году. Приоритетными направлениями работы Комиссия стали следующие задачи:

  1. организация консультативной правовой помощи людям, находящимся под стражей (до суда), и осужденным, отбывающим наказание в колониях Пермской области, а также их родственникам, включая участие в судебных процессах в наиболее сложных и социально-значимых делах для правоприменительной практики в Пермской области и в России в целом;
  2. сбор и анализ письменных жалоб и обращений людей, находящихся под стражей (до суда), и осужденных, отбывающих наказание в колониях Пермской области, с целью выявления наиболее типичных нарушений прав подследственных и осужденных;
  3. налаживание действенного сотрудничества между системой исполнения наказаний Пермской области и Центром, одной из целей которого являлось обеспечение беспрепятственного доступа представителей Центра в учреждения исполнения наказаний и предварительного заключения Пермской области;
  4. развитие общественного контроля над соблюдением прав человека в закрытых учреждениях Пермской области;
  5. разработка и реализацию правотворческих инициатив, направленных на улучшение содержания подследственных в СИЗО, ситуации с соблюдением прав человека в закрытых учреждениях;
  6. разработка и распространение правозащитных методик и технологий, имеющих стимулирующее воздействие на самоорганизацию заключенных в защите своих прав.

Результаты многолетней деятельности явились отправной точкой для ведения переговоров и, в конечном счете, развития процедур общественного контроля в Пермской области. Развитие отношений шло достаточно неровно. Отчетливо прослеживаются периоды полного отказа от сотрудничества, сознательного распространения различного рода слухов о деятельности Комиссии Центра и признания ее партнерской роли. С 1997 года начинается отдельное посещение сотрудниками Центра пенитенциарных учреждений Пермской области, которое носит характер совместных с органами власти проверок обращений о грубых нарушениях прав человека. В дальнейшем посещения приобрели более регулярный характер, стали включать проверки условий содержания осужденных, правовое консультирование, просветительские мероприятия и оказание разного рода благотворительной помощи.

Начало введения общественного контроля в Пермской области пришлось на то время, когда пенитенциарная система России переживала наиболее сложный кризисный период. Согласно данным отчета, сделанного начальником Управлением исполнения наказаний в начале 1999 г., в подведомственных ему учреждениях на 9.12.98 г. в колониях общего и строгого режима, включая больницы, содержалось 20985 человек, в колониях-поселениях содержалось 1098 человек, в воспитательных колониях (далее ВК) содержался 901 человек, в СИЗО - 7275 человек. Финансирование учреждений Главного управления исполнения наказаний МЮ РФ по Пермской области (далее ГУИН) за 1998 год составило 58,6 процента, за четыре месяца 1999 года - 54,9 процента от фактических расходов. Кредиторская задолженность предприятий ГУИН, отсутствие отвечающего потребностям финансирования со стороны федерального центра - все это приводило к чрезвычайно сложным условиям существования заключенных. Учреждения, находящиеся в введении органов государственной власти, где люди содержатся в условиях лишения (ограничения) свободы, нуждались буквально во всем. Спектр нужд имел очень широкий охват: от канцелярских принадлежностей, необходимых для правильного документирования дел заключенных, до обеспечения самих заключенных постельными и столовыми принадлежностями, питанием, вещевым довольствием, медикаментами и лекарственными препаратами. В условиях бедственного положения уголовно-исполнительной системы, ГУИН было вынуждено в 1999 году сделать крайний шаг на пути к выходу из сложившейся ситуации - создать специальный счет для оказания материальной и финансовой помощи исправительным учреждениям и следственным изоляторам Пермской области.

Безусловно, в этих условиях закрытые учреждения Пермской области представляли собой область повышенного внимания общественности с точки зрения соблюдения в них прав человека.

В настоящее время Центр и Пермская гражданская палата (далее Гражданская Палата) являются одними из немногих в России организаций, имеющими опыт общественного контроля за условиями содержания заключенных, путем инспектирования мест лишения (ограничения) свободы. Результаты этой работы, безусловно, служат повышению уровня социально-правовой защищенности заключенных. Ни для кого не секрет, что одной из главных причин нарушения прав человека в закрытых учреждениях является почти абсолютная непрозрачность этих учреждений для общественности. Персонал мест лишения свободы, зачастую, не понимает значимости гарантируемых заключенным прав и не считает необходимым их соблюдать.

Любой организации, желающей проводить работу в данном направлении, необходимо начинать с изучения ситуации по соблюдению прав человека в закрытых учреждениях (изоляторах временного содержания, следственных изоляторах, исправительных учреждениях). Для этого используются любые, не запрещенные законом, методы получения информации. Сюда относятся письма и обращения от очевидцев существующего положения дел (подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных), публикации в СМИ, официальные отчеты и т.п. В дальнейшем, источниками информации, могут стать непосредственно осужденные (личные беседы, принимаемые от них жалобы и заявления).

Крайне желательно регулярно практиковать инспектирование мест лишения свободы. Большие перерывы в работе могут посеять сомнения в серьезности намерений НПО и создать ненужные осложнения. Необходимо сформировать группу из представителей НПО, которая начала бы постоянно посещать исправительные учреждения области. Члены группы должны проводить комплексные исследования по проблемам исправительных учреждений региона, проблемам соблюдения прав заключенных в этих учреждениях. Визиты в пенитенциарные учреждения следует сопровождать просветительскими мероприятиями (проведение лекций для персонала учреждений и заключенных), беседами руководством учреждений, беседами с заключенными, осмотром помещений на территории конкретного учреждения, а также гуманитарными акциями.

При решении вопроса, связанного с соблюдением прав человека в изоляторах временного содержания (далее ИВС), необходимо помнить, что по существующим ныне нормативным документам "осуществлять проверку законности и режима содержания в данных спецучреждениях милиции могут только прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов и соответствующие должностные лица ГРУОВД - УВД области". Поэтому ИВС порой оказываются даже "более закрытыми" учреждениями, чем колонии.

Заключать договоры о взаимодействии с руководством органов МВД обычно бывает весьма проблематично (ГУИНы, так или иначе вынуждены осваивать "новые стандарты" Минюста, а ГУВД сохраняют в своем большинстве подходы МВД). Поэтому имеет смысл воспользоваться возможностью заключения устных договоренностей. Кроме ИВС желательно охватить общественным контролем и другие учреждения МВД (спецприемники, медвытрезвители).

К настоящему времени сотрудники Центра посетили 25 исправительных учреждений разных режимов отбывания наказания. Некоторые из них посещались неоднократно. Сложился стандарт (типовой план) посещения исправительных учреждений, правила поведения посетителей на территории этих учреждений. На сегодняшний день подписан договор о сотрудничестве между территориальным управлением исполнения наказаний Пермской области и Центром, утвержден график посещений десяти исправительных учреждений в течение полугода и список представителей шести неправительственных организаций, осуществляющих периодическое посещение исправительных учреждений.

Центром проводится правозащитная деятельность и в органах МВД. Около года назад с отделом спецучреждений ГУВД Пермской области была достигнута договоренность о возможности посещения сотрудниками Центра изоляторов временного содержания, специального приемника для административно задержанных, приемников-распределителей, а также медицинских вытрезвителей. Основным условием областного ГУВД было совместное участие в решении выявленных проблем. К настоящему времени сотрудники Центра посетили 6 изоляторов временного содержания, 2 медицинских вытрезвителя, приемник-распределитель, специальный приемник для административно задержанных. Программа пребывания в спецучреждениях близка программе посещений исправительных учреждений.

Назад К содержанию Вперед