Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

 

Общественный контроль

Обращение к губернатору Пермской области
в связи со злоупотреблениями в сфере централизованного обеспечения
учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Изучая проблемы и потребности детских домов и приютов в рамках общественного контроля образовательных учреждений для детей-сирот, мы столкнулись с проблемой тендеров. Почти все руководители интернатных учреждений отзывались о системе тендеров как о "стихийном бедствии", источнике дополнительных искусственно создаваемых проблем. Действительно, существующая система централизованных закупок (тендерных поставок) на приобретение одежды, обуви, продуктов питания, медикаментов в интернатных учреждениях для детей-сирот представляется нам, как минимум, неадекватной тем целям, ради которой она вводилась. Мало того, что детские дома недофинансируются по целому ряду статей, но и те немногие средства, которые поступают, администрации учреждений вынуждены тратить на ненужные лекарства, плохую одежду, продукты по завышенным ценам.

Хотя система проведения конкурсов на поставку товаров для государственных нужд введена во исполнение Указа Президента о борьбе с коррупцией, именно эта система открыла массу возможностей для злоупотреблений. Директор детского дома видит, что ему приходит обувь крупным оптом с другого конца города по ценам, которые выше чем в магазинах поблизости, где он может выбрать товар нужного качества и в необходимом количестве. Ему непонятно, зачем для детей присылают куру глубокой заморозки из Нижнего Новгорода в больших количествах, если можно купить лучшего качества и по более низкой цене у пермских поставщиков. И таких примеров много.

Мы понимаем, что конкурс - важная и прогрессивная процедура, повышающая эффективность государственных расходов и сокращающая возможность коррупции, но только тогда, когда конкурсы проводятся добросовестными людьми по хорошо и тщательно разработанным правилам. В пермской системе тендеров что-то не так: либо с людьми, либо с правилами. В противном случае, как объяснить оптовую поставку в учреждение сгущенного молока по оптовой(!) цене 22 рубля за банку, в то время как розничная(!) цена этого молока в магазинах - 16-19 рублей, а оптовая цена на базах - 11-13 рублей? Как объяснить поставку детскому дому ненужных лекарственных трав на 5 тысяч рублей и невыполнение заявки на поставку противовирусных лекарств? Зачем поставлять школе-интернату лекарства на несколько тысяч рублей, срок годности которых истекает через месяц и т.д. и т.п.?

Проанализировав жалобы руководителей интернатных учреждений для детей-сирот, мы выделили следующие наиболее типичные претензии к системе обеспечения одеждой, обувью, медикаментами и продуктами питания.

Медикаменты

Основные претензии к поставке медикаментов:

Не исполняются заявки в полном объеме, не поставляют самых необходимых препаратов - средств от насморка, жаропонижающих и др.

Поставляют медикаменты, которых нет в заявке, которые не нужны, не используются или не могут быть использованы в детском доме.

Поставляют медикаменты с истекающим сроком годности.

Нет возможности приобретать лекарства и очки по рецептам, учитывать индивидуальные потребности детей. В результате многие рекомендации врачей по оздоровлению детей не выполняются. Нельзя заранее точно спрогнозировать, сколько детей заболеет. Потребности в лекарствах в течение года могут меняться, могут возникать чрезвычайные обстоятельства.

В 2003 году детские дома получили по конкурсу значительный объем ненужных лекарственных средств, которых не было в заявках на медикаменты. Только 5 детских домов Кировского района г. Перми получили невостребованные препараты на общую сумму более 20 тысяч рублей, в основном - лекарственные травы и медикаменты с истекающим сроком годности. Поступали медикаменты, назначаемые для лечения в стационарах для взрослых. При этом самых необходимых лекарств - жаропонижающих, противовирусных и др. - не поступило. В результате во время эпидемии гриппа приходилось закупать мед и лимоны, так как не было самых обычных лекарств от насморка (денег на лекарства уже не осталось - все пошли на тендерные закупки, а деньги на продукты питания еще были). Воспитанница, у которой резко снизилось зрение, больше двух месяцев не могла учиться, поскольку не было средств выкупить ей очки. Подобные примеры приводились буквально в каждом детском доме.

В детский дом № 11 в течение 2003 года медикаменты поступали без учета потребностей учреждения, на общую сумму 9182,66 рубля. Препараты на сумму 2 923,09 рублей (почти 1/3 от суммы) лежат на складе невостребованные, в заявке этих препаратов не было.

Санаторный детский дом № 1 получил в 2003 году ненужных и невостребованных лекарственных трав на сумму 2 305 рублей. При этом не было поставлено противовирусных лекарств, которые нужны по медицинским показаниям, для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, витамина В6 (который входит в комплекс лечения нескольких воспитанников).

Санаторный детский дом № 16 получил не указанных в заявке медикаментов на сумму 3 047 рублей.

Школа-интернат № 3 получила в конце сентября 2003 года медикаменты (ЧП Годовалов) со сроком действия, истекающим в начале декабре 2003 года, в том числе - лекарственные травы на сумму 7 485,08 рублей. Препараты, поставленные в таких количествах, в указанные сроки действия реализовать невозможно. 100 упаковок тавегила со сроком действия, истекающим 18 ноября 2003 года, на сумму около 6 000 рублей, ампилак со сроком действия, истекающим 30.10.2003 года, бромгексин и мукалтин со сроком действия, истекающим 11.12.2003 года.

Школа-интернат № 3 получила от ЧП Годовалова медикаментов на сумму почти 50 тысяч рублей при общем заказе на сумму 81 тысяча рублей. При поставке не была учтена заявка учреждения, в основном все эти медикаменты были невостребованны. Менять их учреждения не имеют права. В результате в период гриппа в школе-интернате не было даже жаропонижающего. Приходилось закупать на группы мед и лимоны. В школу-интернат №3 поступает большое число детей после побегов прямо с улицы (всего в школе-интернате 87 детей, склонных к бродяжничеству), поэтому необходимы средства от чесотки, педикулеза. В 2003 году было получено минимум этих средств, ощущается их острая нехватка.

Случаи поставки медикаментов с истекающим сроком годности имели место в школе-интернате № 10, детском доме № 7 и других учреждениях.

Школа-интернат № 10 получила в сентябре 2003 года от ЧП Годовалова ненужных и невостребованных медикаментов на сумму 5 706,39 рублей. В том числе, тавегила с тем же истекающим сроком действия на сумму 1886,68 рублей, остальное - лекарственные травы, которые в школе-интернате совершенно невостребованны, так как воспитанники летом сами занимаются заготовкой лекарственных трав.

Школа-интернат № 4 поступила трава на 4 тысячи рублей, препараты с истекающим сроком реализации, в количествах, в которых они не могут быть востребованы.

Продукты питания

Основные претензии к поставке продуктов: несвоевременность, завышенные цены, претензии к качеству, объемам и ассортименту, нерационально большое число поставщиков.

Часто поставляют некачественные продукты, от которых приходится отказываться, продукты в больших объемах, которые негде хранить.

Поставщики детских домов Кировского района привозят продукты из центральных районов Перми, из-за транспортных накруток заявленные на конкурсе цены повышаются - и работа с местными ЧП становится более выгодной. При тендерах не указывается сортность и наименования изделий. Например, выставляются на тендеры колбасные изделия 2 сорта (чайная колбаса), которые детский дом не принимает и вынужден покупать колбасу высшего сорта гораздо дороже, тендеры выигрывают продукты самые дешевые - низкого качества: макаронные изделия развариваются, рыба мелкая, мясо с костями и т.п.

Кура и соки в течение 2003 года поставлялись в таких больших количествах, что нужно было прилагать большие усилия, чтобы успевать их съедать и выпивать. Цены на некоторые продукты питания также нельзя назвать самыми дешевыми: сгущенное молоко - 22 рубля (продается за 19 рублей), томат-паста 34 рубля (можно купить за 24-30 рублей), рис - 20 рублей и т.п.

В 2002 году поставили новогодние подарки по цене 700 рублей за один подарок на общую сумму 28 000 рублей, в том числе в подарочный набор вошел обыкновенный пакет "подарочный" по цене 100 рублей, маленькая мягкая игрушка с кружкой по цене 389 рублей, рулет "Торнадо" "без сертификата качества, со стертой надписью сроков реализации и не соответствующий по органическим свойствам (кислый запах и вкус, плесневый налет)" (из акта комиссии), кроме этого в подарочный набор вошли 3 пачки леденцов "Бон-пари", 2 пачки мармелада "Фру-Фру", карамельки "Чупа-чупс" - 2 шт., чипсы картофельные, кукурузные палочки и 2 пачки фасованного печенья (200 гр.) "Россия". Эти подарки были получены для проведения рождественских встреч с губернатором области. В этот подарок за 700 рублей не вошли даже шоколадные конфеты.

Мягкий инвентарь (одежда и обувь)

Основные претензии к поставкам одежды и обуви:

В детских домах нет запасов одежды и обуви. Заявки на одежду и обувь подаются по факту количества детей в начале года. Конкурс проводят весной, а поставки осуществляют осенью. Если в детском доме нет старой весенне-летней одежды и обуви (а такие случаи бывают), то начинаются серьезные проблемы. К моменту, когда заявка исполняется - меняется численный состав детского дома, соотношение мальчиков и девочек, дети вырастают.

Нет возможности выбирать поставщика, если качество и ассортимент не устраивает. Нет возможности отдавать предпочтение тем поставщикам, качество и надежность поставок которых проверено временем, с которыми установились партнерские отношения.

Претензии к цене, качеству, ассортименту.

Так, например, в школе-интернате №3 в 2003 году выбыло 48 воспитанников, заявка была выполнена только спустя 8 месяцев после ее подачи.

В настоящее время в детском доме №11 нет весенне-летней обуви и одежды. Хотя заявки сформированы, поставки предвидятся только в сентябре, октябре.

В декабре 2003 года в школу-интернат № 3 поставили зимнюю одежду и обувь, в том числе обувь, по словам сотрудников, "ужасного" качества, такого, что дети отказывались носить, по цене 1600 рублей. Оспаривая такую цену, школе-интернату удалось снизить ее до 1000 рублей. При этом предыдущий поставщик обеспечивал обувью по 300-600 рублей, нормального качества, кунгурского производства. В школу-интернат № 4 поставили шапки, которые дети отказываются носить, в школе-интернате № 10 жаловались на поставки одинаковой одежды. Претензии к одежде и пожелания иметь более модную, красивую и разную одежду высказывали воспитанники школы-интерната № 3, детского дома № 8, детского дома-школы № 126 и других детских домов.

Нет возможности учитывать индивидуальные и непредвиденные потребности воспитанников. Так, например, воспитанники школы-интерната № 3 - учащиеся школы милиции, с них требуют специальную форму. В 2003 году двум девочкам предоставили возможность съездить в Германию. Средств у школы-интерната на дополнительные расходы по приобретению одежды нет.

Предметы гигиены

В 2003 году в одно из учреждений было поставлено:

2 640 кусков мыла хозяйственного по цене 7.50 рублей на общую сумму 19 800 рублей (цена на других оптовых базах от 3,24 до 4,70 рублей, мыло в поставленных количествах не востребовано, каждый год списывается по 200 кусков);

220 кг. хлорной извести по цене 25 рублей за кг. на общую сумму 5 500 рублей (на других базах продается по цене 13,10 рублей за кг.);

240 литров отбеливателя "Лилия" по цене 29 рублей за литр на общую сумму 6 960 рублей (на других базах продается за 11-13 рублей за литр);

529,2 кг стирального порошка "Пемос-авто" по цене 17,80 рублей за пачку на сумму 23 051,95 рублей (на других базах - 13-14 рублей за пачку).

Школа-интернат № 3 получила средства гигиены на всю заявленную сумму, на 100 тысяч рублей, но при этом не дали шампунь.

Предложения по изменению ситуации

Во многих случаях централизованные поставки в образовательные учреждения оправданны (постельное белье, средства гигиены, канцтовары и т.п.). Но это не может касаться продуктов питания, которые должны поставляться ежедневно и в небольших количествах. Сами учреждения заинтересованы в приобретении продуктов по более низким ценам. Важным для детских домов является удобство работы с поставщиком, свежесть и качество продуктов, возможность договариваться о времени и объемах поставки (чтобы всегда можно было докупить при необходимости две лишние курицы, если вдруг появилось пять дополнительных воспитанников), важным является территориальный принцип - всегда удобнее договариваться и согласовывать поставки, дозаказывать продукцию, когда поставщик рядом, потому что, например, в Кировский район из центральных районов Перми никто две курицы не повезет.

На счетах учреждений должна в обязательном порядке оставаться определенная часть средств для приобретения медикаментов на индивидуальные нужды или непредвиденные потребности.

Детские дома должны иметь возможность выбирать одежду и обувь, как минимум, знакомиться с образцами продукции поставщиков (чтобы не получать потом обувь или шапки по высокой цене такого качества, что дети отказываются их носить).

Учреждения нуждаются в поставках одежды на менее трех раз в год. Одежда должна быть разной. Необходимо предоставлять детям, особенно старшим, возможность выбирать себе, как минимум, верхнюю одежду (например, выделять для этих целей часть суммы, предназначенной на одежду). В семьях взрослые дети участвуют в выборе своей верхней одежды. Для воспитанников детских домов это один из важных критериев соблюдения их прав и необходимый элемент привития навыков экономического планирования и подготовки к самостоятельной жизни.

Мы считаем, что аргументы органов власти о том, что детские дома должны привлекать дополнительные источники финансирования, если у них возникают проблемы с приобретением медикаментов, канцтоваров и одежды, полностью несостоятельны. Благотворительность действительно важная составляющая в обеспечении детских домов, но благотворители не должны подменять собой государство. Когда детский дом обращается за средствами на приобретение тетрадей и учебников и жизненно необходимых товаров к спонсору, тот имеет полное основание возмутиться как налогоплательщик. В то же время детский дом несет массу расходов, в которых государство не принимает участия - приобретение дорогостоящих лекарств, игрушек, финансирование развлекательных поездок, досуговых мероприятий и т.п. Именно на эти дополнительные расходы (а не обеспечение необходимым для жизни минимумом) должны привлекаться средства благотворителей. Считаем необходимым организовать проверку по результатам работы комиссий по проведению тендеров. Целью проверки должна стать оценка соответствия деятельности тендерных комиссий действующему законодательству.

Предлагаем предать максимальной гласности результаты проверок и сделанных на их основе выводов, чтобы уменьшить вероятность сокрытия коррупционных действий при проведении тендеров, а также стимулировать поступление предложений по улучшению их работы.

В случае выявления нарушений и злоупотреблений при проведении тендеров принять меры по привлечению к ответственности соответствующих должностных лиц путем наложения дисциплинарных взысканий, отстранения от должности, принятия мер по возбуждению уголовных дел.

Председатель
Пермской гражданской палаты
И.В. Аверкиев,

координатор проекта
"Общественный контроль"
О.Н. Кочева

29.02.2004