Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         
Совет при Президенте Российской Федерации по содействию
развитию институтов гражданского общества и правам человека

Концепция осуществления гражданского контроля
в Российской Федерации

08.04.05

Основные положения

Настоящий период истории России характеризуется рядом серьёзных для российской государственности вызовов. В качестве основных следует назвать: терроризм, заметное отставание в развитии от большинства передовых стран, недостаточный уровень и темпы реформирования государственных институтов и низкая эффективность их деятельности, высокий уровень бедности и медленные изменения в сознании населения.

Для противостояния указанным вызовам и их преодолению необходимы принципиально новые решения, кардинально отличающиеся от принимавшихся до настоящего времени, привычных управленческих действий. Государство и его институты не способно в одиночку (да и никогда не было способно) противостоять названным вызовам. Поэтому одним из таких достаточно очевидных решений являются действия, направленные на консолидацию общества. Желательно, чтобы противодействие всем вышеназванным вызовам основывалось на процедурах, механизмах и формах позитивной консолидации. Такая консолидация заметно более сложна по сравнению с консолидацией негативной (ориентированной прежде всего на поиск виновного и противостояние ему), поскольку объединяться "против" всегда проще, чем объединяться "за". Видение позитивных изменений, конструирование и строительство будущего - задача заметно более сложная, требующая более широкого вовлечения в данный процесс самих граждан. Достижение консолидации общества возможно только в том случае, если государственные институты, планирующие и реализующие изменения, обладают определённым, достаточно высоким уровнем авторитета у собственных граждан. В условиях демократии авторитет власти является прямой функцией доверия к ней и её институтам со стороны граждан. При этом доверие является ключевым элементом социального капитала общества, одновременно базовым и цементирующим. Доверие к власти достижимо, прежде всего, за счёт наличия и развития трёх основных факторов:
максимально возможной прозрачности деятельности её институтов;
растущей процедурно регламентированной открытости указанных институтов для обеспечения гражданского контроля и участия в их работе граждан и их объединений;
вовлечения граждан в такое практическое участие.

Названные факторы в качестве базовых принципов лежат в основе настоящей Концепции осуществления гражданского контроля в Российской Федерации.

Правовым образом регламентированные прозрачность и открытость власти предопределяют возможность применения соответствующих процедурных, экономико-правовых и организационных форм взаимодействия властных структур и институтов гражданского общества.

Одной из основополагающих форм процедурного взаимодействия организаций гражданского общества (ОГО) с органами государственной власти и органами местного самоуправления (ОГВ и ОМСУ) является гражданский контроль.

Целью гражданского контроля является содействие повышению эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций и учреждений, а также обеспечению соблюдения общепризнанных норм международного права и законодательства Российской Федерации указанными органами и организациями, а также должностными лицами указанных органов и организаций - в процессе выработки и реализации ими государственной и муниципальной политики, а также иными организациями и их должностными лицами и гражданами при осуществлении своей деятельности.

В соответствии с установленной целью, основными задачами организаций гражданского общества при осуществлении гражданского контроля в Российской Федерации являются:
Содействие обеспечению процедурной прозрачности и регламентированной открытости деятельности ОГВ и ОМСУ при выработке и реализации государственной политики.
Содействие в обеспечении и отстаивании прав и законных интересов граждан и в продвижении общественных интересов при формировании и реализации государственной политики в Российской Федерации.
Создание и развитие процедур, механизмов и форм широкого публичного обсуждения всего спектра общественно значимых проблем, повестки дня и перспектив развития России.
Содействие формированию кадрового резерва для осуществления эффективного государственного и муниципального управления.
Содействие выявлению негативных тенденций, расследованию фактов нарушения прав человека, установленных признанными нормами международного права и законодательства Российской Федерации, и ликвидации нарушений указанных норм.

Гражданский контроль реализуется в нескольких основных формах: мониторинга, исследования, расследования, гражданской экспертизы, а также в иных формах.

Мониторинг деятельности ОГВ и ОМСУ предусматривает непрерывное, процедурно и правовым образом регламентированное наблюдение за указанной деятельностью со стороны представителей профильных и заинтересованных организаций гражданского общества.

Гражданское исследование - изучение силами ОГО, их представителями и привлекаемыми специалистами деятельности ОГВ и ОМСУ в целом или какого-либо конкретного направления их деятельности и/или законодательства Российской Федерации, состояния и развития гражданского общества в России или какого либо направления деятельности ОГО - с целью выработки замечаний и конструктивных предложений по их усовершенствованию.

Гражданское расследование - изучение силами ОГО, их представителями и привлекаемыми специалистами причин и обстоятельств событий, повлекших существенное нарушение общепризнанных норм международного права или законодательства РФ, нарушение прав граждан и/или иные негативные общественно значимые последствия.

Под гражданской экспертизой понимается публичное осуществление организациями гражданского общества и их представителями научно обоснованного анализа и оценки правоприменительной практики, разрабатываемых законопроектов, программных и проектных разработок, направленных на формирование и реализацию государственной политики в Российской Федерации, а также процесса, результатов и последующих эффектов их выполнения - на предмет их соответствия базовым гуманитарным ценностям, признанным нормам международного права и законодательству Российской Федерации.

Реализуя указанные задачи, организации, осуществляющие гражданский контроль, и их представители выполняют следующие действия.
Организация и процедурное обеспечение проведения гражданской экспертизы законопроектов, программных и проектных разработок, направленных на реализацию государственной политики в Российской Федерации, а также процесса, результатов и последующих эффектов их выполнения.
Организация и процедурное обеспечение проведения мониторинга и исследования законодательства Российской Федерации, правоприменительной деятельности ОГВ и ОМСУ, а также расследования фактов нарушения признанных норм международного права и законодательства РФ в процессе осуществлении деятельности ОГВ и ОМСУ и их должностных лиц - при выработке и реализации государственной политики в Российской Федерации, иных организаций и их должностных лиц и граждан - при осуществлении своей деятельности.
Организация и проведение публичных слушаний по вопросам разработки, принятия и реализации общественно значимых решений ОГВ и ОМСУ, а также негосударственных организаций, действующих на территории Российской Федерации.
Организационное и информационное обеспечение деятельности ОГО при осуществлении процедур гражданского контроля на территории Российской Федерации.
Создание и обеспечение функционирования механизмов обратной связи между ОГВ и ОМСУ и организациями и институтами гражданского общества.

Организационные основы осуществления гражданского контроля в Российской Федерации

Основными организационными формами осуществления гражданского контроля в Российской Федерации являются:

1) Система уполномоченных по правам человека (а также по правам ребёнка).

В настоящее время, несмотря на то, что на федеральном уровне существует институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, данная институциональная система не может считаться сформированной. В различных регионах деятельность уполномоченного по правам человека (а также уполномоченного по правам ребёнка) осуществляется на основе широкого разнообразия правовой регламентации, вследствие чего существенно различаются и полномочия и итоговая результативность работы соответствующих уполномоченных.

В качестве организационной основы гражданского контроля в Российской Федерации должны быть сформированы институты уполномоченных по правам человека и по правам ребёнка*. Деятельность данных институтов должна быть распространена на всю без исключения территорию Российской Федерации.

2) Система общественных палат (советов).

Наряду с созданием на федеральном уровне Общественной палаты Российской Федерации, необходимо соответствующее развитие регионального законодательства и формирование на его основе, при различных органах и субъектах власти (и органах и субъектах местного самоуправления), общественных палат и советов.

Чрезвычайно важным элементом обеспечения гражданского контроля является поддержка в создании и работе аналогичных независимых палат, осуществляющих правовым образом и процедурно регламентированный гражданский контроль деятельности ОГВ и ОМСУ.

Осуществление гражданского контроля за деятельностью ОГВ и ОМСУ со стороны общественных палат (советов) структурно определяется наличием трёх блоков:
функционально-тематического;
территориального,
сервисного.

Структура общественной палаты (совета), таким образом, вне зависимости от профиля данного органа (территориальная палата или совет при том или ином профильном органе или организации), предусматривает работу и по всему спектру признанными общественно значимыми проблем региона, и по территориальным аспектам отраслевого предназначения органа или организации.

Работа сервисного блока направлена на обеспечение следующих видов деятельности палаты (совета), основных составляющих функции гражданского контроля:
информационно-аналитическая;
экспертно-методическая;
нормативно-правовая;
программно-образовательная.

Помимо указанных организационных форм для целей осуществления гражданского контроля могут использоваться и иные организационные формы, такие как фонды местного сообщества, ярмарки социальных и культурных проектов и другие.

Финансирование

Деятельность по осуществлению гражданского контроля в Российской Федерации реализуется независимыми организациями гражданского общества на инициативной основе самостоятельно, - за счёт собственных и/или внешних ресурсов, привлекаемых для достижения и реализации указанных ранее целей и задач.

Признавая осуществление гражданского контроля жизненно важным в качестве ключевого инструмента для укрепления и развития демократии в России, ОГВ и ОМСУ считают необходимым обеспечение финансирования указанного контроля со стороны ОГО по осуществлению гражданского контроля, содействуют его совершенствованию и развитию. Такое финансовое обеспечение должно быть основано, прежде всего, на двух базовых экономико-правовых механизмах взаимодействия ОГВ и ОМСУ с ОГО - на механизмах гранта и социального заказа, формируемых на основе программно-проблемного подхода и выдаваемых организациям-победителям по результатам соответствующих открытых публичных конкурсов. Помимо этого, для реализации указанных выше экономико-правовых механизмов гранта и социального заказа, необходима постановка задачи по:
формированию нормативно-правовой основы оценочной деятельности в области оценки проектов и программ, процесса их реализации, эффективности результатов и их последействия;
созданию соответствующих тематике учебно-образовательных курсов в области оценки проектов и программ, процесса их реализации, эффективности результатов и их последействия;
разработке и утверждению государственных социальных стандартов в области оценки проектов и программ, процесса их реализации, эффективности результатов и их последействия.

Нормативно-правовая основа

Нормативно-правовой основой осуществления гражданского контроля в Российской Федерации является законодательство Российской Федерации, в том числе, нормативные правовые акты, принимаемые ОГВ и ОМСУ в соответствии с объёмом своих полномочий на территории и по предмету собственной деятельности.

Процедурное и иное правовое обеспечение реализации установленных законодательством Российской Федерации норм может осуществляться также на основе дополнительных публично-правовых договоров и соглашений, заключаемых ОГВ и ОМСУ, а также другими государственными органами с ОГО или их ассоциациями и иными негосударственными объединениями.

Методология реализации концепции

Основу методологии реализации настоящей Концепции составляют три базовых элемента.

1) Возможно более глубокий профилактический подход;

Данный подход не означает, что не будет осуществляться работа с остро проблемными направлениями, ставшими таковыми вследствие долгой нерешённости, и аналогичными ситуациями. Однако акцент должен быть сделан на повышенном внимании к тем проблемам, которые являются потенциально опасными в дальнейшем, поскольку очевидно, что профилактика значительно эффективнее и дешевле, нежели ликвидация последствий произошедших негативных событий.

2) Нацеленность на выработку у целевой группы способности к дальнейшему самообеспечению и саморазвитию;

Оказание воздействия на возникшую проблему должно быть таким, которое предусматривает содействие формированию у носителя проблемы или в целом у целевой группы, объединённой определённым проблемным свойством, способности к самостоятельному преодолению такой проблемы. Ключевым критерием эффективности оказываемого воздействия становится снижение нуждаемости человека или целевой группы в оказании соответствующих услуг.

3) Субъект-субъектное интерактивное взаимодействие с целевой группой и каждым её представителем.

При оказании услуг, связанных с гражданским контролем, наибольшей эффективности можно будет достичь только в случае, если все целевые группы, являются активными субъектами, заинтересованными в разрешении конфликта и осуществляющими равноправное партнёрство в процессе глубоко профилактического процесса, направленного на разрешение конфликта на ранней стадии его возникновения.

Отталкиваясь от данной, общей части настоящей Концепции, в дальнейшем можно строить её специальные - тематические, территориальные и системообразующие (обеспечивающие) части.

В качестве основного технологического способа, применяемого для реализации любой специальной части Концепции, в этом случае становится технология продвижения технологии .

Осуществление деятельности по реализации концепции

Утверждение и внедрение настоящей Концепции реализуется в следующем порядке.

В широкой печати и иных средствах массовой информации публикуется текст проекта Концепции.

В каждом субъекте РФ в течение 90 дней со дня опубликования проекта Концепции силами общественных палат (советов), организованных в данных субъектах РФ, либо путём созыва региональных конференций с участием государственных (муниципальных) структур и профильных и иных заинтересованных организаций гражданского общества, проводится широкое публичное обсуждение Концепции, с последующим формулированием предложений и замечаний. Все замечания и дополнения, не противоречащие смыслу Концепции, должны быть тщательно рассмотрены и учтены при её доработке.

В каждом федеральном округе, с учётом мнения и инициатив субъектов РФ, создаётся несколько пилотных площадок для отработки процедур, механизмов и форм практической реализации Концепции. Деятельность в рамках поставленных экспериментов должна сопровождаться непрерывным, процедурно регламентированным мониторингом со стороны уполномоченных представителей ОГВ и ОМСУ и ОГО. Результаты проведения экспериментов должны быть проанализированы и обобщены, с вынесением публичной оценки итогов.

Обобщённые итоги лягут в основу технологий совместной работы ОГВ и ОМСУ с ОГО по реализации процедур участия граждан в обеспечении гражданского контроля за деятельностью ОГВ и ОМСУ в Российской Федерации.