Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

 

Призрак Бендера, дух Новых Васюков
или бизнес подход к Пермскому добровольчеству

Мария Черемных

Верю – Остап Бендер жил, жив и будет жить! Неискореним его дух, неистребимо желание поднять с полу все деньги, непобедима страсть гнать стада обывателей в светлое будущее, где маленький городок Васюки сметет все преграды на пути к вселенскому величию. Дорого нам ощущение полета мечты и безграничного разгула фантазии. Эти мысли пришли ко мне после прочтения весьма серьезного, основательно проработанного в узких кругах очень компетентных столичных специалистов документа, претендующего на концептуальность и системность подхода. На короткий миг я ощутила себя жителем тех самых Васюков. А потом возникло чувство благородного негодования и естественный вопрос: «А почему собственно так?!»

Документ, пробудивший во мне негодование, называется «Концепция развития социального добровольчества в Пермском крае на 2009 – 2011гг». Сегодня с ним может познакомиться каждый желающий на сайте уполномоченного по правам человека Пермского края. Так же искренне рекомендую познакомиться с экспертной оценкой данного документа на сайте Центра гражданского анализа и независимых экспертиз. Я же позволю себе поделиться с вами читательскими соображениями. Почему меня интересует этот документ и почему я готова доказывать его несостоятельность? Я – руководитель детско-юношеской организации. Возраст участников можно определить как до 16 и старше. Мы работаем в Пермском крае девятый год. На счету организации много образовательных и социальных проектов различного уровня. Нам никогда не помогали деньгами. Своеобразной помощью государства могу назвать только то, что долгое время территориально мы базировались в одной из пермских гимназий (поверьте, с нас имели значительно больше, чем мы). Так что этот документ прямо касается меня и дела, которому я отдаю много сил. Я не могу оставаться равнодушной к тому куда и как собираются развивать пермское добровольчество некие бизнес или гос- активисты. Я тот самый доброволец, который хочет участвовать в определении путей своего развития.

Итак, дух великого комбинатора вселился в людей, которые решили, не посоветовавшись с общественностью или хотя бы с людьми, которые непосредственно занимаются добровольчеством, создать «Концепцию развития социального добровольчества в Пермском крае». Сегодня мне хотелось бы выступить в роли читателя. Мне всегда казалось, что подобные документы создаются, чтобы помогать людям «строить и жить», давая ориентиры и возможности для консолидации усилий.

Перед нами 29 страниц документа. Почитаем вместе?!

Все начинается с пафосного объявления об окончании эпохи денег. Процитирую первые строки документа:

«То, что сейчас называют «мировым финансовым кризисом» - это не нисходящий тренд, и не темная сторона жизни, а конец определенного периода жизни общества – Эпохи денег. Столько денег, как было недавно, уже не появится никогда, да в этом уже скоро и не будет необходимости.

Деньги призваны удовлетворять человеческие потребности, а не становится смыслом жизни. Нынешний кризис обесценит все денежные ценности, все основные накопления. И всем нам придется учиться жить заново – в мире, где деньги играют роль только своего предназначения, а смыслом жизни, объединительной основой, мерилом человеческого успеха будут уже совсем иные ценности».

Масштабно, не правда ли? Далее так же искренно и страстно разоблачаются титулы. Власть денег и титулов, на которой, по мнению создателей документа, до сих пор держался мировой порядок, изжила себя. Впереди иное, светлое будущее. Вот он - выход из кризиса!

«Вариантом такой новой всеобщей ценности, которые приходят на смену титулам и деньгам, мы считаем социальные самоорганизующиеся системы». Как говорится, дальше – больше: «Власть, влияние, престиж в будущем будут принадлежать не сильным, знатным или богатым, а тем, кто способен создать новый социальный организм, кто может создавать новую сущность, в которой хорошо и комфортно не только ему, но и многим другим людям. Смогут выйти на передний план именно те лидеры, которые живут не тщеславием или жаждой наживы, а те, для которых социальная активность являются ресурсом и личностного, и общественного развития».

Авторы активно используют выделения жирным шрифтом, актуализируя внимание читателя на ключевых моментах документа. Вы уже прониклись пафосом грядущих свершений?! Не торопитесь с выводами. Это еще не все! Предлагаю вашему вниманию несколько интересных задач, которые, по мнению разработчиков, призвано решать добровольчество. В целом там все как раз неплохо, но вот в том, что задача добровольцев « создавать условия для всеобщего выхода из мирового финансового кризиса » лично я сомневаюсь.

Нью-Васюками веет и от результатов реализации данной Концепции (позволю процитировать весь блок):

«Данная Концепция предназначена для созданий условий, при которых:

  • каждый человек хотя бы раз в год в течение двух часов будет заниматься добровольческим трудом;
  • добровольчество будет такой же нормой, частью повседневной жизни как необходимость ходить на работу;
  • любой гражданин сможет попробовать себя в качестве автора или руководителя социального проекта или участника свободного труда,
  • все люди смогут работать по призванию, а не в силу необходимости, престижа или случайности,
  • всеобщей общественной ценностью и основой личностного роста будет желание помочь окружающим, а не происхождение, богатство или статус».

Все это жирным шрифтом. Мол, не сомневайтесь, всех в нашу веру обратим! Здесь я, честно говоря, от личного примера не удержусь. Мой муж иногда помогает мне в делах организации: что-то подвезти, распечатать, отснять, фильм смонтировать. Интересно как он отреагирует на то, что должен будет 2 часа в год отрабатывать волонтером? Думаю, что испытает раздражение, в то время как в реальности он делает больше и его это не угнетает. А, может, и нет смысла официально выстраивать его на 2 часа в год?

Так же вызывает большие сомнения, как возможность, так и необходимость того, чтобы любой гражданин смог быть автором или руководителем социального проекта. Зачем дискредитировать деятельность, для которой необходимы компетентности и образование?! Впрочем, ответ на этот вопрос мы отыщем далее в разделе «Анализ состояния добровольчества в Пермском крае». Там черным по белому сказано: «низкий уровень подготовки руководителей добровольческих отрядов и организаций». А далее, естественно, следует, что необходимо наладить обучение этих кадров! Я не стану негодовать по поводу того, что у меня есть высшее образование, несколько специализаций и что я регулярно обучаюсь в рамках курсов, семинаров и мероприятий, проводимых как Пермскими, так и Российскими НКО. Насколько я знаю, большинство моих коллег, руководящих НКО, окончили Пермский государственный университет. А кого в качестве учителей могут предложить нам организаторы? Очевидно, себя?! А вот кто они нам пока не ясно, как и то какой опыт (способы, технологии стоят за брендом «НАДО»). Справедливости ради отмечу, что курс выбран правильно: учить выгодно, особенно если о качестве не беспокоиться.

Еще один из интересных моментов этого раздела говорит о том, что у нас в крае есть «отсутствие координации и связей между добровольцами». Не скрою, когда в городе закрыли Молодежный информационный центр, мне как руководителю организации жить стало сложнее, но и из этой ситуации выход нашелся: накопила базу ссылок, укрепила личные контакты с руководителями других организаций. А вы, коллеги, разве не так делаете? Но ведь делаем сами, не дожидаясь, пока нами порулить придут!!! А оказывается это плохо. Необходима внешняя координация. Платная ли услуга? Читайте между строк.

Кстати, о междустрочном пространстве. За всеми новшествами стоит конкретная (но малоизвестная пермской общественности) организация, которая берет на себя не только анализ нашей ситуации, но и управление ей:

«….распространение информации через: общественную организацию «Национальная ассоциация добровольческих объединений» (НАДО) и реализуемых ею мероприятиях и программах, а также о Координационных добровольческих центрах и иных добровольческих мероприятиях или программах» или «Социальная сеть добровольчества должна быть создана в течение 2009 года Межрегиональной общественной организацией «Национальная ассоциация добровольческих объединений» (НАДО) при поддержке заинтересованных организаций Пермского края». Гладя на подобные формулировки, не возникает сомнений в том, кто здесь ведет сольную партию, а кто участвует в массовке.

Еще в рамках документа часто упоминаются СМИ, которые проявляют низкую активность в освещении деятельности добровольцев. И, очевидно, как следствие: «отсутствие системы мотивации, элементов позитивного имиджа добровольца». Интересно узнать какими методиками, где, когда и как производились исследования, позволяющие сделать подобные выводы?! Мы с ребятами молодежного творческого объединения «МиР», руководителем которого я являюсь, проводили опрос на Дне добровольца Пермского края среди участников общественных объединений, а потом среди школьников. Могу уверенно сказать – имидж позитивный. Дети честно говорят, что не могут уверенно ответить хотели бы они сами что-то делать в качестве добровольца или нет, но относятся к этим людям хорошо, уважительно. Кстати, знаете, каким видится образ добровольца разработчикам концепции? Вот каким: «Доброволец – гражданин, который по собственной воле время от времени или на регулярной основе жертвует все время, труд или профессиональное мастерство (выделение мое – М.Ч.) без расчета на денежное вознаграждение». Лично меня настораживает слово все. Но может только меня?

Так что много нового о своем крае узнала я из этого документа.

На этом открытии я позволю себе остановиться. В документе есть еще много любопытного и непонятного. Например, разработчики планируют создать «карту добровольца», которая на следующей странице станет «книжкой добровольца». И это в то время, когда Координационный совет Пермского добровольчества уже разработал «трудовую книжку волонтера», представил ее общественности и предоставил возможности как реально, так и виртуально включиться в дискуссию по поводу этого документа, его статуса в Пермском крае. Может разработчики концепции не в курсе?

Совершив посредством чтения документа экскурсию в светлое будущее добровольцев Пермского края, я предпочла бы остаться в нашем настоящем, где люди честно и искренне помогают старикам и сиротам, делают ярче и содержательней жизнь детей и молодежи, ходят в походы, проводят фестивали, конкурсы и слеты. Мне нравится, что я могу выбирать с кем и как сотрудничать. Да, у нас есть трудности. И мы их преодолеем, потому что не перестанем работать.

Но что делать, если завтра к нам придёт некая организация «ДАИ» (Демократия – Активность – Инициатива) или организация «СТРОЙСЯ!» (Сам Твори Россию и т.д.) или еще кто-нибудь из детей великого комбинатора, жаждущих взбудоражить провинцию звонким словом, ярким призывом и надеждой на всеобщее добровольческое будущее?!

Мы ищем ответы на этот вопрос. ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!!!